Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Павел Флоренский Философия культа"
Описание и краткое содержание "Павел Флоренский Философия культа" читать бесплатно онлайн.
(электронная версия книги - Флоренский П.А. - Собрание сочинений. Философия культа (Философское наследие) - 2004. Примечания в квадратных скобках соответствуют примечаниям внизу страницы бумажного издания. Примечания в фигурных скобках - примечаниям бумажной версии, вынесенных в конец книги).
1914.VIII.2. Серг<иев> Πос<ад>. Ночь на 3-е
(К началу этой заметки)Система изоляций напоминает систему шлюзов, постепенно повышающих уровень воды и притом без слишком большого усилия. Если же разность уровней окончательная не дробилась рядом шлюзов, а осуществлялась сразу, то никакая перегородка не выдержала бы напора воды. Так и в таинстве. Душа не может вынести слишком большого скачка напряжения среды таинства, если не станет переходить к нему постепенно: этими-то шлюзами служат мистические изоляции...
Далее: О ритмичности изоляций. Дедукция ритмичности из идеи Церкви, как единого источника, определяющего частные проявления священного мира. Церковность—как сплошной ритм.
См. далее на отд. листке.
1914.VII.9. Село Троицкое {983}
+Читая правило ко св<ятому> причащению или какие-либо другие каноны, слышишь внутренним ухом топот пляшущих ног.
Ритмически выступают песни канона, ритмически идут ирмосы; ритмическими сокращениями сердца бьются «припевы канона». Самый текст ирмосов глубоко и насквозь ритмичен, заканчиваясь и ударениями одинаковыми. Интересно было бы выяснить ритмическую и метрическую структуру и темпы (ибо темпы явно различны в различных канонах) и размеры ирмосов. Вся служба и в мельчайших своих движениях, и в циклах дня, недели, года и т. д. бьется ритмически. Можно сказать:
Что же такое культ?—Чистый ритм.
1914. VIII.2. Ночь. Серг<иев> Πос<ад>
Из чего в основе слагается ритм? Из системы изолирующих перегородок; ритм церковной жизни есть иное выражение ее слоистости, ее скорлуповатости, ее концентричности. Они-то, эти скорлупы, и располагаются ритмически, ибо иначе они не давали бы впечатления системы, чего-то целого, организованного, а производили бы впечатление случайных препятствий. Праздники—это те же паузы жизни; но и те, и другие располагаются ритмически, т. е. образуют систему, являясь звеньями единого целого—церковности—а не случайными бессвязными перерывами действительности. Священное узнается по его ритмичности; иначе мы не могли бы узнать, принадлежит ли оно церковной жизни, или нет, и стало быть не могли бы определить (узнать об) его священности. В сущности, дается как священная лишь одна величина—Церковь—и все остальное— в ней и чрез нее.
1914.VIII.1. Сергиев Посад. 1914.ΙΧ.21
Разные виды божественной парусинЕЛЕЙ
1) Просто елей (за христианским обедом возливается в чашу крестообразно; в христианском быту, как средство умащения и т. д.; монастыр<ский> быт— все благословляется порознь). Елей—как дар Божий. Благословляется за обедом и т. д.
2) Елей от лампады у иконы. Им помазывают.
3) Елей, благословенный во время благословения хле< бов, после литии. Елей нарочито благословляется.
4) Елей, освящаемый при крещении и для крещения— «животворящее помазание» (мол<итва> по облачении св<ятого> крещения){984}. Им помазавается вода и крещаемый.
5) Елей, освященный во время таинства елеосвящения, τό εύχελαϊον. Елей с вином, «молитвенный елей»{985}.
ВОДА
1) Просто вода, как средство омовения и т. д. в христианском быту. Вода—как дар Божий («сестрица вода» по Франциску Ассизскому){986}.
2) Вода священных источников, напр<имер> преп. Серафима и др.
3) Вода малого водоосвящения, малая агиасма, то μικρόν άγιασμα.
4) Вода великого водоосвящения, великая агиасма, τό μέγα άγιασμα. Богоявленская вода.
5) Вода для крещения в таинстве крещения, «баня пакибытия» {987}—божественные ложесна—παλιγγενεσία.
вино
1) Просто вино, как напиток, в христианском быту. Вино как дар Божий благословляется.
2) «Теплота», «эапивка» после св<ятого> причастия.
3) Благословенное вино, освященное во время благословения хлебов.
4) Вино при бракосочетании—общая чаша.
5) Чаша Преждеосвященной литургии.
6) Святая и Животворящая Кровь Христова.
ХЛЕБ
1) Просто хлеб, как средство питания, в христианском быту. Благословляется упещися.
2) Просфора, как хлеб священный, но еще не освященный, имеющий священное изображение и предназначение.
3) Освященная просфора.
4) Благословенный (после литии) хлеб.
5) Антидор.
6) Артос.
7) Святое и Пречистое Тело Христово.
ПШЕНИЦА
1) Просто пшеница,—как семена для посева, как пищевой продукт и т. д. в христианском быту. Пшеница как дар Божий.
2) Сочиво.
3) Кутья заупокойная.
4) Пшеница, освященная во время благословения хлебов после литии.
5) Пшеница, освященная во время таинства елеосвящения.
СОЛЬ
1)) Молитва над солью.
2)) Четверговая.
БЛАГОУХАНИЯ
1) Просто духи и благоухания, в христианском быту, как средство косметическое, антисептическое, лечебное. Цветы, запах цветов. Благовонные вещества как дар Божий. Молитва на благословение духов.
2) Духи и эфирные масла, подливаемые в елей для помазания после полиелея.
3) Ладан и другие благовонные курения при богослужении (тут опять свои ступени священности и значения).
4) Св<ятое> миро.
ВОСК
1) Воск как средство освещения, в христианском быту.
2) Воск при крещении, для заделки в него волос.
3) Свечи в разных смыслах и в разной степени священности, употребляемые при оогослужении.
4) Четверговая свеча.
5) Свеща богоявленская—«свечи».
6) Воскомастика при освящении престола.
МЕД
1) Мед в христианском быту, как дар Божий.
2) Мед в сочиве, в кутье и т. д.
3) Мед при панихидах, на кануне.
4) Таинственное—некромантическое—значение меда.
1915.ΙΧ.29. Переяславлъ Залесский
+Обряды—пути к таинствам, а таинства—ворота, входы в иной мир, в трансцендентное, в святое.
Обряды—шлюзы, которыми постепенно повышается уровень благодатного восприятия (а не самое еще воспринимаемое).
Обряды—ряд изолированных скамеек, постепенно повышающих потенциал и позволяющих, потому, невредимо подойти к страшному и опаляющему огню Божественной энергии.
Она—единственна—благодать одна; спасение одно—восстановление. Но, преломляясь в человеческом естестве, с его функциями, она дробится по числу этих функций на особые дары. Функции окрашивают дар благодати Божией. И потому таинств столько же, сколько и функций, т. е. 7. Это—7 лучей благодати.
ВЛАСТЬ
1) Пострижение власов на<д>
2) Молитва над сановником (Сим<еон> Сол<унский», читаемая после коронования (Хр. Чт. 1915. Июнь, стр. 744, прим. 18){988}.
3) Освящение путешествий, предприятий, торговых дел, отплытий по морю, наступлений и оборон военных,
гладов, нестроений, незадач всякого рода, трусов, поветрий, эпидемий... гражданственности, школы...
4) Отрицательные освящения: анафематствования.
5) Чинопоследование на связывание преступников.— Издал Дмитриевский{989}.
Освящение времени; остановки времени.
1914.VI1I.10. Серг<иев> Πос<ад>
Теософическое ПЛАН; у Дж. Пордеджа—ШАР, globus (?); в иных книгах—СФЕРА (см. напр. А. Безапт,— «Древняя мудрость», пер. Е. Писаревой, 2-е изд. <СПб., 1913), стр. 30 и др.); у Лейбница и др. globus (напр., globus intellectualis). Еще—«мир» (у Достоевского), «миры».
Имена. Слово1914. VIII.23. Серг<иев> Πос<ад>
Когда видишь написанное или напечатанное название заразительных болезней, то невольно сторонишься от данной
Смысл церковных таинств и их действие на человека БЛАГОДАТЬ КРЕЩЕНИЕ МИРОПОМАЗАНИЕ ПРИЧАЩЕНИЕ ПОКАЯНИЕ БРАК ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ СВЯЩЕНСТВО Смирение Организм омывается. Организм украшается (одевается Духом). Организм питается. Рост, ассимиляция. Организм выявляет себя для других, вовне, в слове Организм вступает в единение с другим организмом и рождает. Организм лечится от болезни,— самоисправление его. Организм получает власть над другим. Верхний предел и нижний предел Освящается плоть ибо греховность—именно во плоти). Освящается мысль, νους, движения внутренней жизни. Дом, жилище. Дается «истинная пища и истинное питие»{990}. Абсолютное питание. Дается самосознание и самопознание—а оно в слове, коим совершается акт объективации себя для себя и для других. Дается истинное совокупление и истинное чадорождение Дается способность исправлять болезненные функции организма. Освящается лечение. Духовное и телесное Дается власть, авторитет. Освящается принцип власти. Царство как чин. Начатки церковной власти—тайнодейсгво, ибо власть не мыслится просто внешней. Очищается родовое начало от скверны (к нему экзорцизмы и обычные экзорцизмы. Молитва жене родильнице){991}. Плоть сама есть одежда. Очищается личное начало. Пдёжда, благоухание. Наука, духовная жизнь. Восстановление (местное) равновесия внутреннего, психического. Восстановление (местное) равновесия внутреннего, духовного.
Продолжение
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Павел Флоренский Философия культа"
Книги похожие на "Павел Флоренский Философия культа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа"
Отзывы читателей о книге "Павел Флоренский Философия культа", комментарии и мнения людей о произведении.