Алексей Карпов - Батый

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Батый"
Описание и краткое содержание "Батый" читать бесплатно онлайн.
Вниманию читателей предлагается биография одного из самых жестоких завоевателей в истории европейского Средневековья, разорителя Руси и создателя Золотой Орды. Само его имя звучит зловеще, заставляя вспомнить ужасы Батыевщины — кровавого монгольского нашествия ХIII века и двухвекового ордынского рабства. Но история Батыя, хотим мы того или нет, есть неотъемлемая и очень существенная часть нашей истории, а потому и биография его, несомненно, заслуживает того, чтобы быть представленной в серии «Жизнь замечательных людей», в ряду биографий других ключевых фигур нашего прошлого.
Впрочем, едва ли я смог этой книгой изменить чужие, давно сложившиеся представления о первом правителе Золотой Орды. Слишком уж многое зависит здесь от исходных предпосылок, опирающихся, как правило, на этнические, религиозные и иные предпочтения, на силу традиции и исторические мифы, но отнюдь не на знания и исторические факты. Напомню лишь о том, о чём говорил в самом начале: я вовсе не старался оправдать или осудить героя этого повествования, вынести ему какой-либо приговор — неважно, обвинительный или оправдательный. Как известно, это вообще не в компетенции историка. И войны Батыя, и его государственно-политическая деятельность во главе Золотой Орды — та данность, которая на долгие столетия определила ход истории всей Восточной Европы, и русской истории в частности. От этой данности нам никуда не уйти, а потому — хотим мы того или нет — история Батыя есть неотъемлемая и весьма значимая и существенная часть нашей, очень и очень непростой истории. Констатацией этой банальной истины я и закончу книгу.
Примечания
1 Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Сочинения. Т. 1. М., 1963 (первое издание: СПб., 1900). С. 526.
2 Вернадский Г. В. Монголы и Русь / Пер. с англ. Тверь; М… 1997. С. 6–7.
3 Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol-un niruca tobcigan. Юань Чао би ши. Монгольский обыденный изборник. Т. 1: Введение, перевод, тексты, глоссарии. М.; Л., 1941 (далее: Козин).
4 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1: Извлечения из сочинений арабских / Собр. В. Г. Тизенгаузен. СПб., 1884 (далее: Тизенгаузен. Т. 1); Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2: Извлечения из персидских сочинений / Собр. В. Г. Тизенгаузен; обработ. А. А. Ромаскевич и С. Л. Волин. М.: Л., 1941 (далее: Тизенгаузен. Т. 2).
5 Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Под ред. И. П. Петрушевского (далее: Рашид ад-Дин).Т. 1. Кн. 1. М.; Л., 1952; Т. 1. Кн. 2. М.; Л., 1952; Т. 2. М.; Л., 1960; Т. 3. М.; Л., 1946.
6 Помимо отрывков, переведённых В. Г. Тизенгаузеном и другими исследователями, имеется полный перевод этого сочинения на английский язык с подробным комментарием: The History of the World-Conqueror by ‘Ala-ad-Din ‘Ata-Malik Juvaini / Transi, from the text of Mirza Muhammad Qazvini by J. A. Boyle. Vol. 1–2. Manchester, 1997 (далее: Juvaini). Ныне это издание полностью переведено на русский язык: Чингисхан. История завоевателя мира, записанная Ала-ад-Дином Ата-Меликом Джувейни / Пер. с англ. М., 2004 (далее: Джувейни).
7 Золотая Орда в источниках (Материалы для истории Золотой Орды или улуса Джучи), Т. 3: Китайские и монгольские источники / Сост., пер. и коммент. Р. Г1. Храпачевского. М., 2009 (далее: Храпачевский. Т. 3). Ранее фрагменты «Юань-ши» были доступны в переводе выдающегося русского китаиста Н. Я. Бичурина (архим. Иакинфа): Иакинф (Бичурин Н. Я.). История первых четырёх ханов из дома Чингисова. СПб., 1829.
8 Прежде всего назову «Чингиз-наме» хивинского историка XVI в. Утемиш-хаджи в переводе В. П. Юдина: Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Пер., прим., исслед. В. П. Юдина; коммент. М. X. Абусеитовой. Алма-Ата, 1992 (далее: Чингиз-наме); и «Родословное древо тюрков» хивинского хана и историка XVII в. Абу-л-Гази: Родословное древо тюрков. Сочинение Абуль-Гази, хивинского хана / Пер. и предисл. Г. С. Саблукова. Казань, 1906.
9 Армянские источники доступны в переводах на русский язык М. Эмина, К. П. Патканова, А. Г. Галстяна, Л. А. Ханларян. Отмечу также издание анонимной грузинской хроники XIV в. в переводе на русский язык Г. В. Цулая (перечень изданий см. ниже).
10 Bar Hebraeus’ Chronography / Transi, from Syriac by E. A. Wailis Budge. Lnd., 1932 (об этом памятнике, с извлечениями в переводе на русский язык, см.: Гусейнов Р. А. Сирийские источники XII–XIII вв. об Азербайджане. Баку, 1960).
11 Плано Карпины Дж. дель. История монгалов / Пер. А. И. Малеина // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н. П. Шастиной. М., 1957 (далее: Плано Карпина); переиздано в 1997 г.
12 История тартар брата Ц. де Бридиа // Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 г. / Подг. пер. С. В. Аксёнова и А. Г. Юрченко; экспозиция и исслед. А. Г. Юрченко. СПб., 2002 (далее: Де Бридиа),
13 Рубрук Г. де. Путешествие в восточные страны / Пер. А. И. Малеина // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука (далее: Рубрук).
14 См.: Собрание путешествий к татарам и другим восточным народностям в XIII, XIV и XV столетиях / Сост. Д. И. Языков. Т. 1 (далее: Языков). СПб., 1825 (описание миссии Асцелина); Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. Т. 3. М.; Л., 1940 (далее: Аннинский): Матузова В. И. Английские средневековые источники IX–XIII вв. (тексты, перевод, комментарии). М., 1979 (далее: Матузова); Фома Сплитский. История архиепископов Салона и Сплита/Пер. и коммент. О. А. Акимовой. М., 1997 (далее: Фома Сплитский), и другие важные издания. Помимо прочего, я использовал переводы иноязычных текстов, размещённые на сайте «Восточная литература» (http://www.vostlit.info). К сожалению, непереведённой остаётся «Жалобная песнь» современника и свидетеля разорения Венгрии варадского диакона Рогерия, а также отдельные местные хроники, содержащие уникальные сведения о вторжении татар в Европу.
15 Бартольд В. В. Батый // Сочинения. Т. 5. М., 1968. С. 496–500.
16 Чойжилжавын Нойсамба. Завоевательные походы Бату-хана. М., 2006 (см. также критическую рецензию на это издание Р. Ю. Почекаева: Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Декабрь. Сер. 2. Вып. 4. С. 330–337).
17 Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом. 2-е изд. М.; СПб., 2007.
18 Почекаев Р. Ю. Ханы Золотой Орды. СПб., 2010; он же. Цари Ордынские: Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб., 2010; он же. Мамай: История «антигероя» в истории. СПб., 2010.
19 См.: Вернадский Г. В. О составе Великой Ясы Чингис-хана. С приложением главы о Ясе из истории Джувейни в переводе В. Ф. Минорского. Bruxelles, 1939. С. 54; Трепавлов В. В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: Проблема исторической преемственности. М., 1993. С. 65.
Наследие Чингисхана
1 Козин. § 99 и след., 111.
2 Рашид ад-Дин. Т. 1. Кн. 1. С. 97–98; Т. 1. Кн. 2. С. 68–69; Т. 2. С. 65. См. также «Родословие тюрок» (не ранее середины XV в.), автор которого специально обосновывает кровное родство Джучи с Чингисханом: Тизенгаузен. Т. 2. С. 202–203 (пер. С. Л. Волина).
3 Козин. § 254–255.
4 Рашид ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 219; Т. 2. С. 78–79.
5 Тизенгаузен. Т. 2. С. 14–15.
6 Правда, в этом позднейшем известии место Джучи ошибочно занял его следующий по старшинству брат Чагатай: «Тот Чагатай задумал против своего отца плохое, и когда он ехал к нему, то навстречу ему отправился Очир Сечен и дал ему яд. Говорят, вдвоём с Очир Сеченом они и умерли» (Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. М., 1974. С. 293). Но Чагатай умер позже отца, и приведённые сведения не могут иметь к нему отношения.
7 См.: Ундасынов И. Н. Джучи-хан // Вопросы истории. 2008. № 9. С. 38.
8 Здесь необходим подробный комментарий. В литературе, посвящённой Батыю, называются самые разные даты его рождения: от «первых лет XIII в.» (Бартольд В. В. Батый. С. 496) до 1218 г. (так, в октябре 2008 г. в Москве был проведён круглый стол «в честь 790-летия Бату-хана»: http://irekle-syuz.blogspot.com/2008/10/790html). Что же касается источников, то точную дату рождения Бату приводит лишь персидский автор XVI в. Ахмед Ибн Мухаммед Гаффари (Тизенгаузен. Т. 2. С. 210), сообщающий о его рождении в 602 г. эры хиджры (18 августа 1205 — 7 августа 1206). Правда, дата смерти Батыя названа у него ошибочно: 650 г. х. (1252/53), тогда как в действительности Батый умер в 1256 г. н. э.; следовательно, появляются сомнения в истинности и приведённой им даты рождения. Рашид ад-Дин (неверно указывая дату смерти Батыя — всё тот же 650 г. х.) сообщает, что «жития его было сорок восемь лет» (Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 81), хотя в другом месте, противореча самому себе, пишет, что Батый «прожил целый век» (Там же. С. 71; впрочем, это выражение представляется очень неопределённым). Указание на 48-летний возраст, как легко увидеть, сориентировано на тот же 602 г. х. как год рождения Батыя (возможно, именно таким образом, путём нехитрого обратного подсчёта, Гаффари и вычислил эту дату). Если же предположить, что Рашид верно указал продолжительность жизни Батыя, допустив ошибку лишь в дате его смерти, то, в результате соответствующего пересчёта, получится, что рождение Батыя должно быть отнесено к 606 г. х. (между 6 июля 1209-го и 24 июня 1210 г. н. э.; в обоих случаях следует учесть, что мусульманский лунный год по продолжительности короче нашего солнечного). Однако есть ли основания для такого пересчёта? В сочинении Рашид ад-Дина намёков на то, что ему была известна подлинная дата смерти Батыя, нет. К тому же в нашем распоряжении имеются косвенные указания источников, которые исключают «позднюю» дату рождения Батыя. Так, почти во всех восточных (арабских и персидских) сочинениях подчёркивается, что Батый был старше своих двоюродных братьев Гуюка и Менгу. Между тем Гуюк, по китайским источникам, родился в 1206/07 г. (Храпачевский. Т. 3. С. 177), а Менгу — в январе 1209 г. (Там же. С. 180). О «преклонном возрасте» (или даже «старости») Батыя говорится в связи с событиями 1241 г. (Рашид ад-Дин. Т 2. С. 80; ср.: Тизенгаузен. Т. 2. С. 65); даже со скидкой на то, что Батый сознательно старался изобразить себя излишне старым и больным, трудно представить, что речь может идти о человеке едва за тридцать. Таким образом, названная Гаффари (и, очевидно, подразумеваемая Рашид ад-Дином) дата рождения Батыя получает некоторое косвенное подтверждение; во всяком случае, у нас нет серьёзных оснований отвергать её. В дальнейшем изложении событий я буду исходить из того, что Батый родился около 1205/06 г. (или немного позже), помня, однако, об условности этой даты.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Батый"
Книги похожие на "Батый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Карпов - Батый"
Отзывы читателей о книге "Батый", комментарии и мнения людей о произведении.