Алексей Карпов - Батый

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Батый"
Описание и краткое содержание "Батый" читать бесплатно онлайн.
Вниманию читателей предлагается биография одного из самых жестоких завоевателей в истории европейского Средневековья, разорителя Руси и создателя Золотой Орды. Само его имя звучит зловеще, заставляя вспомнить ужасы Батыевщины — кровавого монгольского нашествия ХIII века и двухвекового ордынского рабства. Но история Батыя, хотим мы того или нет, есть неотъемлемая и очень существенная часть нашей истории, а потому и биография его, несомненно, заслуживает того, чтобы быть представленной в серии «Жизнь замечательных людей», в ряду биографий других ключевых фигур нашего прошлого.
30 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 778–779.
31 БЛДР.Т. 5. С. 146–148.
32 Кузьмин А. Г. Рязанское летописание. С. 175.
33 Б Московско-Академической летописи сообщается об участии в сражении новгородцев («…Поиде Всеволод, сын Юрьев, внук Всеволожь, и князь Роман и новогородци…»: ПСРЛ. Т. 1. Сто. 515), но это, конечно, ошибка, результат неправильного понимания первоначального текста: «…и князь Роман Ипъгоровичь» (в отдельных списках: «Инъвгоровиць», «Инъвгоровичь», «Иновгорович») (НПЛ. С. 286; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 290).
34 Рашидад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 219.
35 НПЛ. С. 287 (младший извод Новгородской Первой летописи); в Синодальном списке слово «побегоша» выскоблено.
36 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 460–461. Следующие дальше слова «…а град и церкви святыя огневи предаша и манастыри вси и села пожгоша» представляют собой вставку в более раннюю версию этого рассказа (ср.: Там же. Стб. 516) и дословно заимствованы из рассказа о взятии Рязани. Отмечу также, что имеющиеся у В. Н. Татищева точные даты взятия Коломны и Москвы не внушают доверия, ибо приведены (притом по-разному) лишь в отдельных списках его «Истории»: взятие Коломны датируется 1 февраля (в приписке к Воронцовскому списку второй редакции) или 1 января (в посмертном издании 1774 г.); взятие Москвы — 8 февраля или (позднейшее исправление) 20 января (в том же Воронцовском списке) (Татищев. Т. 3. С. 233, 291).
37 Горский А. Д. К вопросу об обороне Москвы в 1238 г. // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978. См.: ПСРЛ. Т. 27: Никаноровская летопись. М.; Л., 1962. С. 158.
38 Прямо об этом сообщают только поздние источники (не ранее XVI в.): например, Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. 10. С. 119) или явно легендарная «Казанская история» (ПСРЛ. Т. 19: История о Казанском царстве (Казанский летописец). СПб., 1903. Стб. 4).
39 Летопись содержит ошибку в дате прихода татар к Владимиру: «месяца февраля в 3 [день] на память святаго Семеона во вторник преже мясопуста за неделю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 461, 516). 3 февраля 1238 г. пришлось на среду, а не на вторник, мясопустной недели. Более вероятным представляется, что ошибка возникла в указании на день недели, так как в том случае, если бы татары подошли к городу действительно во вторник 2 февраля и летописец захотел бы указать это, он, скорее всего, отметил бы совпадение этого события с днем Сретения (2 февраля); ср.: Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 109–110.
40 Имя упомянуто в Троицкой летописи (Присёлков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. 2-е изд. СПб., 2002. С. 316).
41 Рашид ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 218.
42 Фома Сплитский. С. 110.
43 НПЛ. С. 75–76. В Новгородской Первой летописи упоминается лишь князь Всеволод, о Мстиславе её автор не знает; соответственно, и в Московско-Академической летописи, знающей об обоих князьях, в данном фрагменте (извлечённом из Новгородской летописи) речь идёт о пострижении одного Всеволода: «Увидев же се князь Всеволод и владыка Митрофан… и остригошася все в ангельский образ», хотя далее вновь сообщается об обоих князьях: «…бежа же Всеволод и Мстислав и все людие в Печерний город» (ПСРЛ. Т. I. Стб. 517–518).
44 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 780.
45 Точная дата взятия Суздаля приведена в Типографской летописи: «взята Суздаль в пяток (мясопустной недели. — А. К)», т. е. 5 февраля 1238 г. (ПСРЛ. Т. 24. Пг., 1921. С. 93). Иные сведения приводит архидиакон Фома Сплитский, по словам которого татары «окружили и осадили один очень большой город христиан по имени Суздаль и после долгой осады не столько силой, сколько коварством взяли его и разрушили» (Фома Сплитский. С. 104). Однако о происходившем на Руси хорватский хронист знал лишь понаслышке, а потому не всегда верно представлял себе характер и последовательность событий.
46 Избранные жития русских святых. X–XV вв. М., 1992. С. 189.
47 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988 (репринт изд. 1871 г.). С. 176.
48 Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 39; Тизенгаузен. Т. 2. С. 36–37.
49 Труды Ярославской губернской учёной архивной комиссии. Вып. 1 / Подг. А. А. Титов. М., 1890. С. 92. В другой редакции памятника, напротив, говорится о разгроме города Батыем: Угличский летописец / Подг. А. А. Севастьянова, Я. Е. Смирнов. Ярославль, 1996. С. 30.
50 Дата названа в Лаврентьевской и Московско-Академической летописях. Правда, во втором случае её можно понять как дату гибели князя Василька Константиновича (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 520), но Академическая летопись соединяет здесь несколько источников, и перестановка в тексте, сделанная её автором (в результате чего дата битвы оказалась сразу после рассказа о гибели Василька), представляется не слишком удачной.
51 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 467.
52 См.: Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны / Пер. 3. М. Буниятова. Баку, 1973. С. 107. На чём основано предположение Дж. Феннела о том, что эпизод с отрубленной головой князя Юрия Всеволодовича указывает «на гибель Юрия от рук своих людей (?! — А. К.)» (Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200–1304. М., 1989. С. 120), остаётся совершенно неясным.
53 Храпачевский. Т. 3. С. 230–231, 242.
54 Если не считать сообщения о гибели князя Юрия Всеволодовича «з детми и братаничи (племянниками. — А. К.)» в русской редакции Хронографа 1512 г. и устюжских летописях (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. СПб., 1911. С. 401; ПСРЛ. Т. 37. Л., 1982. С. 30, 69). Прямое указание на гибель Всеволода Константиновича на Сити появляется лишь в поздних родословных книгах XVI–XVII вв. (см.: Кузьмин А. В. Всеволод (Иоанн) Константинович // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 557–558).
55 Судя по указанию летописной статьи 1177 г., «Шеренский лес» находился где-то за Переяславлем, если ехать от Владимира (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 382–383). Но название это было распространено на Руси. Так, известна ещё одна река Шерна, приток Клязьмы, протекающая к востоку от Москвы; здесь также порой ищут место гибели князя Василька Константиновича. Кроме того, Шеренском иногда называли вятичский город Серенек (на реке Серене, притоке Жиздры, в нынешней Калужской области). Этот район также был известен огромными лесными массивами. Между прочим, Серенек находился недалеко от Козельска, возле которого Батый стоял в течение всего марта 1238 г. Может быть, именно сюда, к Батыю, и вели Василька?
56 НПЛ. С. 76. Новгородская летопись содержит сразу несколько ошибок в дате взятия Торжка: «месяца марта в 5 [день], на память святого мученика Никона, в среду средохрестьную». «Святого мученика Никона» — это, вероятно, случайная описка вместо «святого мученика Конона» (память которого празднуется 5 марта). Но мало того, 5 марта в 1238 г. пришлось на пятницу 3-й недели Великого поста; среда же средокрестной (4-й) недели — это 10 марта. См.: Бережков Н. Г. Хронология… С. 270–271.
57 В Московско-Академической летописи (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 522) и некоторых других он назван Кириллом Александрийским (чья память празднуется 9 июня и 18 января). В младшем изводе Новгородской Первой летописи (в Комиссионном списке: НПЛ. С. 289) добавлено имя св. Афанасия. Но оба эти уточнения, вероятно, принадлежат позднейшим редакторам первоначального текста.
58 Храпачевский. Т. 3. С. 59.
59 ПСРЛ. Т. 42: Новгородская Карамзинская летопись. СПб., 2002. С. 115 (вторая выборка).
60 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 780–781; Галицко-Волынская летопись. Текст. Комментарий. Исследование / Сост. Н. Ф. Котляр, В. Ю. Франчук, А. Г. Плахонин; под ред. Н. Ф. Котляра. СПб., 2005. С. 107; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 522 (Московско-Академическая летопись).
61 Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 39; Тизенгаузен. Т. 2. С. 37.
62 Храпачевский. Т. 3. С. 231.
63 Родословное древо тюрков. С. 159.
64 Чингиз-наме. С. 93–94. И здесь также на Русь, гто всей вероятности, перенесён эпизод, в действительности имевший место во время похода в Венгрию (см. далее).
65 Плано Карпини. С. 71.
«Силою Вечного Неба…»: ссора с царевичами
1 Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 39.
2 Байер Г.-В. Митрополии Херсона, Сугдеи, Готии и Зихии поданным просопографического лексикона времени Палеологов //Античная древность и средние века. Вып. 27: Византия и средневековый Крым. Симферополь, 1995. С. 65. Под 27 апреля 1249 г. там же читается следующая запись, которую первый её издатель, архим. Антонин (Капустин), понимал так, что в этот день «очищено от татар всё», т. е. татары изгнаны из города (Заметки XII–XV вв., относящиеся к крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре // Записки Одесского общества истории и древностей. 1863. Т. 5. С. 611), а Г.-В. Байер, напротив, — что население вне города было изгнано татарами.
3 Чингиз-наме. С. 95.
4 Рашид ад-Дин датирует поход «кака-ил, годом свиньи, соответствующим 636 г. х. (14 августа 1238 — 2 августа 1239)» (Т. 2. С. 39). Однако датировка здесь приведена по монгольскому летосчислению («год свиньи»), не совпадающему с мусульманским; события осады выходят за рамки 636 г. х. Осада продолжалась до зимы, когда город пат; «они ещё были заняты тем походом, — пишет Рашид о царевичах, участниках осады, — когда наступил год мыши, 637 г. х. (3 августа 1239 — 22 июля 1240)». Речь идёт о зиме 1239/40 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Батый"
Книги похожие на "Батый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Карпов - Батый"
Отзывы читателей о книге "Батый", комментарии и мнения людей о произведении.