Авторские права

Алексей Карпов - Батый

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Карпов - Батый" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Карпов - Батый
Рейтинг:
Название:
Батый
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2011
ISBN:
978-5-235-03450-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Батый"

Описание и краткое содержание "Батый" читать бесплатно онлайн.



Вниманию читателей предлагается биография одного из самых жестоких завоевателей в истории европейского Средневековья, разорителя Руси и создателя Золотой Орды. Само его имя звучит зловеще, заставляя вспомнить ужасы Батыевщины — кровавого монгольского нашествия ХIII века и двухвекового ордынского рабства. Но история Батыя, хотим мы того или нет, есть неотъемлемая и очень существенная часть нашей истории, а потому и биография его, несомненно, заслуживает того, чтобы быть представленной в серии «Жизнь замечательных людей», в ряду биографий других ключевых фигур нашего прошлого.






9 См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. 2-е изд. М., 1986. Т. 1. С. 135 (со ссылкой на М. Рясянена).

10 Перевод Г. С. Саблукова: Родословное древо тюрков. С. 149–150. Известие это, правда, совершенно легендарное. Так, Чингисхан, обращаясь к Отчигину, приводит позднее, посмертное прозвище Бату — Саин-хан; упоминаются здесь и более или менее взрослые сыновья Бату, которых в 1227 г. ещё не могло быть. Всё это представляет собой очевидные анахронизмы.

11 См.: Почекаев Р. Ю. Батый. С. 51–52. Автор отождествляет Ильчи-нойона, деда Бату по матери, с Алчу-нойоном, сыном Дэй-Сечена и братом Борте, старшей жены Чингисхана.

12 Чингиз-наме. С. 92, 93. Показательно, что в источниках из Чингисидов «баловнем» именуется также Кучу, сын Угедея (Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 11), — и он, так же как и Бату, был объявлен наследником своего отца.

13 Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934. С. 54–55; применительно к Орде: Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С. 40–41 (исследователь, вопреки показаниям источников, действительно считал Орду-Ичена младшим братом Бату); Кляшторный С. Г., Султанов Т. И, Государства и народы евразийских степей: От древности к Новому времени. 3-е изд. СПб., 2009. С. 349–350.

14 В переводе В. П. Юдина: Чингиз-наме. С. 92–93.

15 Точная дата смерти Чингисхана приведена в китайской хронике «Юань-ши» (Храпачевскии. Т. 3. С. 151, ср. также С. 322). Анонимная монгольская летопись «Алтан Тобчи» (XVII в.) называет другую дату: 5 августа 1227 г. (Там же. С. 315); персидский историк XII] в. Джувейни — 18 августа (Джувейни. С. 122). Что касается хронологии «Юань-ши» (составленной по архивам Юаньской династии за очень короткий срок в начале следующей династии Мин в 1368–1369 гг.), то в литературе обычно обращается внимание на её неполноту и неточность, особенно в сравнении с другими китайскими династийными хрониками (см.: Далай Чулууны. Монголия в XIII–XIV вв. М., 1983. С. 26–28; Кычанов Е. И. История династии Юань («Юань-ши») о Золотой Орде // Историография и источниковедение истории стран Африки и Азии. Вып. 19. СПб., 2000. С. 147; Храпачевскии Р. П. Военная держава Чингисхана. М., 2005. С. 20, 56–58; и др.). Но всё относительно. На мой взгляд, датировки «Основных записей» «Юань-ши», в сравнении с хронологией Рашид ад-Дина и других восточных хроник, представляются достаточно выдержанными, непротиворечивыми, согласующимися друг с другом и в поддающихся проверке случаях, как правило, обнаруживают большую точность. Поэтому я, как правило, предпочитаю пользоваться ими — разумеется, при непременном сопоставлении их с датировками других доступных мне хроник.

16 Тизенгаузен. Т. 2. С. 84–85. По сведениям Рашид ад-Дина, «из войск Джучи-хана одной половиной ведал он (Орда. — А. К.), а другой половиной — Бату» (Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 66).

17 Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Сочинения. Т. 1. С. 459.

18 Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). Т. 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 509; Т. 2: Ипатьевская летопись. М., 1998. Стб. 745.

19 ПСРЛ. Т. I. Стб. 453. Очевидно, это тот самый поход «в сторону Кипчака, Саксина и Булгара» 30-тысячного войска Субедея и Кугедея (Кокошая), о котором сообщает Рашид ад-Дин (Т. 2. С. 21). О нём же под 627 г. х. (1229/30 г. н. э.) сообщает арабский историк XIII в. Ибн Васил: «В 627 году вспыхнуло пламя войны между татарами и кипчаками» (Тизенгаузен. Т. 1. С. 73).

20 Родословное древо тюрков… С. 150–151.

21 Храпачевский. Т. 3. С. 172.

22 Там же. С. 168.


Западный поход

1 Цит. по: Тизенгаузен. Т. 2. С. 22–23; ср.: Джувейни. С. 184–185; Арсланова А. А. Сведения Ала ад-Дина Джувейни о завоевании монголами Волжской Булгарии // Волжская Булгария и монгольское нашествие. Казань, 1988. С. 41–42.

2 Кычанов Е. И. Сведения из «Истории династии Юань» («Юань ши») о Золотой Орде // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды): От Калки до Астрахани. 1223–1556. Казань, 2002. С. 38.

3 Козин. § 270.

4 Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 111–112.

5 Там же. С. 35–36.

6 Ср.: Почекаев Р. Ю. Батый. С. 85.

7 Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 36; Козин. § 279–280.

8 Храпачевский. Т. 3. С. 76.

9 Цит. по: Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н. П. Шастиной. М., 1957. С. 221, прим. 217.

10 Храпачевский. Т. 3. С. 211.

11 Там же. С. 57–58. О военной организации монголов, их техническом оснащении и тактической выучке см.: Храпачевский Р. 77. Военная держава Чингисхана.

12 Аннинский. С. 87; Матузова. С. 136, 154.

13 Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 110, 21; Плано Карпини. С. 35, 40.

14 Цит. по: Вернадский Г. В. Монголы и Русь. С. 117.

15 Аннинский. С. 87–88.

16 Перевод Н. Ц. Мункуева: Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар»). М., 1975 (Памятники письменности Востока. Т. 26). С. 67–68.

17 Мункуев Н. Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах: Надгробная надпись на могиле Елюй Чуцая. М., 1965. С. 76.

18 Рубрук. С. 116.

19 См.: Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей. С. 160–167, 210–212.

20 ПСРЛ. Т. I. Стб. 460 (Лаврентьевская летопись), 514 (Московско-Академическая); Новгородская Первая летопись старшего и младшего извода. М.; Л., 1950 (далее: НПЛ). С. 74; ПСРЛ. Т. 10: Никоновская летопись. М., 2000. С. 105. О дате затмения см.: СвятскийД. О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения // Известия Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. Т. 20. Кн. 1. Пг., 1915. С. 120–121.

21 О том, что монахи-«проповедники» (т. е. доминиканцы) и «братья-минориты» (францисканцы) посылались на Волгу венгерским королём «для разведывания», причём некоторые из них были убиты (предположительно мордвой), прямо сообщал некий венгерский епископ в послании к епископу Парижскому Вильгельму; см.: Матузова. С. 154, 175 (в одном случае письмо датируется 1242 г., в другом — 1239 г.).

22 Аннинский. С. 81.

23 См. «Жизнеописание Субедея» из китайской хроники «Юань-ши» (Храпачевский. Т. 3. С. 225–233). Как отмечает Р. П. Храпачевский (Там же. С. 287, прим. 609), генеалогия Субедея по этому источнику резко расходится с тем, что нам известно о Субедее, брате Джелме, упомянутом в «Сокровенном сказании». Об одном и том же лице идёт речь в этих двух источниках или о разных людях, сказать трудно.

24 Перевод Б. И. Панкратова (http://wwwvostlit.info/Texts/rus1O/Sokr_skaz/frameotryv1.html). Это слова Чжамухи, врага Чингисхана.

25 Козин. § 209.

26 Цит. по: Тизенгаузен. Т. 2. С. 34–35 (ср.: Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 37–38, где последних слов нет). Булары и башгирды — здесь: волжские болгары и башкиры (или уральские венгры). Однако точно так же у Рашида (и других восточных авторов) называются поляки и дунайские венгры. В данном случае налицо путаница: далее эти народы описываются как христианские, и затем рассказывается о военных действиях Батув Европе против поляков и венгров (см. ниже).

27 См.: Биляр — столица домонгольской Булгарии. Казань, 1991; Моця А. П., Халиков А. X. Булгар — Киев: Пути — связи — судьбы. Киев, 1997. С. 34–53.

28 ПСРЛ.Т. 1. Стб. 460.

29 Ср.: Валиулина С. И. Золотоордынский Биляр: начало исследований // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды): От Калки до Астрахани. 1223–1556. Казань, 2002. С. 216–231.

30 Тизенгаузен. Т. 1. С. 541.

31 Фёдоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. С. 27–28, 41; Плетнёва С. А. Половцы. М., 1990. С. 179.

32 Храпачевский. Т. 3. С. 230 («Жизнеописание Субедея» из «Юань-ши»).

33 Тизенгаузен. Т. 2. С. 24; Джувейни. С. 399–400; см. также: Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 38. Многие исследователи относят это событие ко времени после завоевания Руси (напр.: Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. С. 353–354; и др.), однако это, по-видимому, неверно. Дата пленения Бачмана приведена в китайской хронике «Юань-ши» — весна 1237 г.: «Мэнгу ходил походом на кипчаков, разбил их и схватил их главаря Бачмана» (Храпачевский. Т. 3. С. 174). Это согласуется с последовательностью изложения событий у Рашид ад-Дина. У Джувейни о поимке Бачмана рассказывается после рассказа о завоевании Руси, но хронология повествования здесь, очевидно, нарушена (ср.: Джувейни. С. 656, прим. 6: коммент. Дж. Э. Бойла, со ссылкой на П. Пеллио).

34 Храпачевский. Т. 3. С. 181. Е. И. Кычанов иначе трактует текст «Юань-ши» и находит в нём свидетельства того, что Бачман (Бачимань) не был казнён, но перешёл на сторону монголов, участвовал в походе на русских и даже какое-то время управлял русскими и асами (Кычанов Е. П. О некоторых обстоятельствах похода монголов на запад (по материалам «Юань-ши» // Тюркологический сборник. 2001: Золотая Орда и её наследие. М., 2002. С. 79–80). В переводе Р. П. Храпачевского в данном случае речь идёт о Менгу, а не о Бачмане, что представляется верным (ср.: Храпачевский. Т. 3. С. 282, прим. 552).


Разгром Руси

1 Аннинский. С. 86. С. А. Аннинский, вслед за издателем письма Юлиана Л. Бендефи, перевёл название Ovcheruch (или Orgenhusin) как Воронеж, что ввело в заблуждение многих исследователей, писавших о нападении татар именно на этот город, иногда отождествляемый с современным Воронежем. Между тем современный Воронеж возник только в XVI в.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Батый"

Книги похожие на "Батый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Карпов

Алексей Карпов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Карпов - Батый"

Отзывы читателей о книге "Батый", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.