» » » » Наталья Гусева - Индия в зеркале веков


Авторские права

Наталья Гусева - Индия в зеркале веков

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Гусева - Индия в зеркале веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство М.: Вече, 2002. — 448 с., год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Гусева - Индия в зеркале веков
Рейтинг:
Название:
Индия в зеркале веков
Издательство:
М.: Вече, 2002. — 448 с.
Год:
2002
ISBN:
5-94538-098-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Индия в зеркале веков"

Описание и краткое содержание "Индия в зеркале веков" читать бесплатно онлайн.



Автор книги Наталья Романовна Гусева — этнограф и религиовед, посвятивший свою жизнь изучению Индии. Она не только неоднократно посещала эту страну, но и работала там в течение трех лет, имея возможность собрать на месте богатый материал для своих исследований. Ее перу принадлежит свыше 150 работ по культуре Индии, в том числе такие монографии, как «Индуизм», «Джайнизм», «Художественные ремесла Индии», «Раджастханцы», «Славяне и арьи».

В книге рассказывается о тех сторонах жизни индийского народа, которые до сих пор слабо освещены в нашей отечественной литературе. Читатель узнает о быте городского и сельского населения Индии, о семейной жизни, религиозных праздниках, верованиях и древних традициях, а также о происхождении арьев и их судьбе после прихода в Индию с земель Восточной Европы. Книга проиллюстрирована рисунками и фотографиями, большинство из которых авторские.

Н. Р. Гусева — доктор исторических наук, член Союза писателей РФ, лауреат Международной премии имени Джавахарлала Неру.






На «добровольной основе» в армию после освобождения страны, т. е. в конце 1940-х и в 1950-х годах было решено принимать лиц в возрасте от 17 до 25–27 лет (в ВМФ — от 17 до 20 лет) и в ВВС (наземный персонал) от 16 до 20 лет. Две последних группы должны иметь 8—10-классное образование, так что на службу поступали члены зажиточных земледельческих каст и в меньшем числе члены средних каст городского населения, а в ВВС и ВМФ — много членов высоких каст, т. к. для приема в эти части требовался не только сертификат, но еще и проводилось специальное собеседование.

Офицерский корпус состоит из членов главным образом высоких каст, но с постепенным смещением в сторону средних, а также сикхов (к концу 1970-х годов сикхи составляли 1/5 часть армии). Офицерская элита социально связана с высшими слоями общества.

Взаимная порука прослеживается в армейских частях на трех уровнях — национальном, религиозном и кастовом. В последние годы в связи с ростом сикхского сепаратизма и террористическими действиями боевиков приток сикхов в армию уменьшился, хотя официального запрета на их прием в войска не было.

Офицеры получают образование в военных училищах, на специализированных факультетах колледжей, на профессиональных курсах и в военных академиях.

Форма индийских войск очень разнообразна и красочна. Сотни тысяч зрителей собираются вдоль главной улицы г. Дели 26 января, в День Республики, когда проводится ежегодный военный парад. Отдавая салют Президенту Республики, проходят самые разные части армии, от дружно марширующих медицинских сестер до громыхающей бронетехники. И неизменное восхищение зрителей вызывают всадники на верблюдах, предназначенных для действий в песчаных пустынях, а также проход военных слонов, хотя уже и не носящих тех боевых доспехов, что описаны в «Артхашастре».

И, возвращаясь к этому памятнику, следует в заключение сказать, что этих слонов продолжают обучать ряду действий и приемов, рекомендованных в древности. Итак: «Для слонов и конницы, а также для пехоты годится и ровная и неровная местность как для лагеря, так и для сражения… Лучшая местность для слонов — с пылью, грязью, водой, тростником, камышом… Действия слонов следующие: следование в авангарде, устройство спусков, стоянок и дорог, охват противника, переход водных рубежей… расчленение вражеских сил… уничтожение противника, сеяние страха и паники… захват противника, спасение своих, взламывание стен, ворот и башен» (разд. 154). Так что при недостатке танков у какой-нибудь воинской части слоны могут считаться действенными боевыми единицами и в наше время, но их редко используют сейчас во всех перечисленных целях.

36. СЛОНЫ ПРОДОЛЖАЮТ СЛУЖИТЬ

Былая слава боевых слонов не меркнет в памяти индийцев. И в эпосе, и в поэзии, и в памятниках правовой и религиозной литературы, как и в произведениях народной живописи и скульптуры, навсегда сохранились воспоминания о бесценной помощи, которую они оказывали войскам правителей, как и о тех боях, в которых без слонов, без их силы и ярости, не были бы одержаны победы над неприятелем.

Вспомним хотя бы то название древнего города, о котором шла речь выше, в рассказе о связи времен — «Хастинапур», т. е. «Город слонов». Становится ясно, что немалую помощь оказывали там слоны великого Кауравов как в их битвах, так и в процессе строительства этого города; именно рабочие слоны корчевали леса и подвозили бревна и тяжелейшие каменные блоки для возведения его стен и башен. Трудно было бы без их помощи возвести или вымостить мраморными плитами площади города в те далекие времена.

Да и не только в те далекие времена, а на протяжении всей истории Индии по многим описаниям известна и роль слонов и даже их боевые доспехи.

Из описаний путешественников-европейцев всем известно, как страшны нападения диких слонов на деревни и как трудно человеку спастись от разъяренного слона, крушащего все на своем пути.

Немалого умения и искусства требовал процесс приручения и обучения слонов, воспитания в них полного подчинения своему учителю и хозяину. Такой долгой и сложной дрессировкой слонов — как боевых, так и рабочих или участвующих в различных процессиях, — издревле занимается особая категория людей, известная как махауты. Хотя о них. уже и говорилось выше, следует все же остановиться на некоторых их специфических чертах

Пожалуй, трудно с уверенностью назвать их единой кастой, потому что они ведут, как правило, довольно замкнутый образ жизни, и не удалось получить полной информации об их нравах и внутриобщинных отношениях. В бытовых разговорах мне не раз приходилось слышать, что тот язык, на котором они общаются со слонами, не совпадает ни с одним из современных разговорных языков и что они столь тщательно скрывают его от всех окружающих, что якобы даже убивают того члена своей общины, который познакомит кого-либо чужого с этим тайным языком Ну, убивают или нет, я сказать не могу, но похоже на правду то, что передача зданий особых командных слов, адресованных слону, может быть действительно чревата опасностью, ибо не вовремя и не к месту поданная ему кем-нибудь команда может или перевозбудить его или даже направить на опасные для окружающих действия. А такие действия могут привести даже к катастрофе, поскольку и в наши дни, как и в течение многих минувших веков, на слонах торжественно выезжают титулованные или сановные особы, возглавляя многолюдные процессии. В таких случаях слоны иногда группами проходят вблизи сотен и даже тысяч людей, собравшихся для участия в праздничных или религиозных церемониях.

Из всех обсуждений языка махаутов я вынесла впечатление, что его корни таятся в глубине многих столетий, если не тысячелетий И поневоле думаешь, что не им ли составлены неподдающиеся до сих пор расшифровке надписи на печатях цивилизации Хараппы, на которых неоднократно встречаются изображения слонов. Я даже высказала однажды эту догадку в разговоре с индийским журналистом в штате Орисса, куда мы приехали на проведение великого праздника. Он же. по-моёму, не проявил к этой догадке большого интереса, будучи увлеченным собиранием материала для своей газеты, связанного с подготовкой торжественного проведения церемониального перевоза статуй Кришны-Джаганнатха из главного храма в городе Пури в другой.


Поединок на слонах в древности (инд картинка)

Одно могу сказать с ответственностью — я не встретила в Индии никого, кто мог бы дать мне ясную информацию о закрытом языке махаутов.

Вообще-то надо сказать, что крайне трудно определить хотя бы приблизительно численность слонов, служивших в Индии человеку на протяжении крайне длительного периода истории. Можно подумать, что еще сравнительно недавно их широко использовали, поскольку при всех дворцах и резиденциях бывших правителей вы и сейчас увидите сохранившиеся обширные помещения для содержания слонов, так же как и руины «арен» для проведения гладиаторских слоновьих боев.

Эти мощные животные продолжают вести в современной Индии и свою, так сказать, ритуально окрашенную и свою рабочую жизнь. Для проведения торжественных процессий их покрывают дорогими расшитыми попонами, украшают ценными налобниками, ожерельями и браслетами, расписывают их тела яркими символическими узорами и укрепляет на их спинах нарядные беседки для знатных участников церемонии И обязательно на шее слона за его головой сидит махаут, держащий в руке «анк» — жезл с острием и крюком на конце, прикосновениями которого он направляет послушного ему гиганта и регулирует ритм его движений (словесные же его команды слышит только слон).

Рабочие же слоны — а их немалое количество используется и в наше время — заняты чаще всего на расчистке горных лесов и перетаскивании бревен. Можно видеть как на таких работах взрослых слонов сопровождают подраставшие слонята, которых приучают и подражать действиям работающих и, главное, запоминать подаваемые махаутами команды.

Для отлова диких слонов нанимают обычно людей из лесных племен, знающих повадки этих животных, хорошо знакомых с местными природными условиями и давно уже научившихся возводить из бревен ограды, в которых первые недели после отлова и содержат загнанных туда животных. На этих же людей ложится и опаснейшая работа по привязыванию канатами ног слона к деревьям и по отделению детенышей от взрослых животных. (Усмирение же слона и его обучение требует не одного месяца, и это уже входит в обязанности махаута.)

За всеми этими процессами строго наблюдают специальные государственные организации, и отрадно было узнать, что в Индии не существует контрабандной охоты на слонов, и такой ценный материал, как слоновая кость, распределяется для художественной обработки между мастерами-ремесленниками, связанными с соответствующими официальными учреждениями и институтами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Индия в зеркале веков"

Книги похожие на "Индия в зеркале веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Гусева

Наталья Гусева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Гусева - Индия в зеркале веков"

Отзывы читателей о книге "Индия в зеркале веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.