Святитель Григорий Палама - СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ).

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)."
Описание и краткое содержание "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)." читать бесплатно онлайн.
Во время архипастырства в Фессалониках с амвона кафедрального храма свт. Григорий Палама произнес большую часть своих 63 омилий, подтверждающих его глубокую духовность, богословские дарования и преданность Церкви. Хотя омилии посвящены по преимуществу аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике, в них находится место и для умозрений о нетварном Фаворском свете (в омилиях 34, 35 «На Преображение Господне»). Палама предпочитает говорить высоким стилем с тем, чтобы «лучше возводить распростёртых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте».
3. Посмотрите, откуда берет свое начало это избрание: из числа детей Адама был избран Богом прекрасный Сиф, который порядочностью нрава и воздержанием чувств и красотою добродетелей явив себя одушевленным небом, был за это избран Богом, и от этого избрания должна была возникнуть Сия Дева — воистину Небо и приличествующая Богу Колесница пренебесного Бога, и воззвать людей к бессмертному усыновлению. По этой причине весь род Сифа был назван «сынами Божиими». Потому что от сего рода должен был родиться как Сын Человеческий, Сын Божий; поэтому и имя «Сиф» в переводе означает «восстание», или лучше сказать: «воскресение», которым в полном смысле слова является Сам Господь, обещающий и дарующий бессмертную жизнь верующим в Него. И какое — соответствие образа! Так, Сиф стал для Евы, как она говорит: «вместо Авеля, его же уби Каин» по зависти (Быт. 4:25); Сын же Девы — Христос стал для человеческого естества вместо Адама, которого по зависти умертвил начальник и родитель зла. Но Сиф, ведь, не воскресил Авеля, потому что он был лишь образом воскресения; Господь же наш Иисус Христос воскресил Адама: потому что Он Сам — истинная Жизнь людей и Воскресение, силою Которого сущие от рода Сифа удостоились, на основании надежды, божественного усыновления, будучи названы «сынами Божиими». А то, что они были названы «сынами Божиими» на основании этой надежды, явствует на основании первого так наименованного и наследовавшего это избрание. Это был Енос — сын Сифов, который, согласно написанному Моисеем, — «Сей первый упова нарекатися именем Господним» (Быт. 4:26) [518]. Видите ли ясно, что на основании надежды он получил божественное звание? Если же Семьдесят говорят: «Сей первый упова призывати имя Господне», то этим они отнюдь не находятся в разногласии с прочими (переводчиками Ветхого Завета). Потому что Енос, живя богоугодно более чем кто–либо иной в те времена, первый после Сифа, прияв сию надежду от Бога, и призывает ее и сам по ней именуется. Из детей Адама Бог избирает Сифа; почему и к нему возводит Лука родословную всего рода, от которого произошел по плоти Христос; из детей же Сифа предпочтен избранием Енос, как это было сказано; от происшедших же от него — Енох, который сам от себя показал, что добродетель не остается без награды и что не сей, подверженный смерти, мир является достойным жилищем для угождающих Богу: потому что, угодив Ему, он был перемещен с земли. Опять же, от происшедших от него, был судим быть достойным избрания — Ламех; а после него сын его, он же после Потопа — единый отец всего мира, — Ной, удостоился получить избрание; потому что в его времена он был найден единственный вместе с своим домом, кто жили целомудренно, в то время, как «сыны Божии» брали в жены дочерей человеческих, как повествует Моисей, т. е. — происходящие от Праотца Богоматери — Сифа, но принадлежащие к числу отверженных, как недостойные, которые были с презрением изгнаны из рода Сия Матери–Девы, сами совершенно потеряв Божий Дух, Который позднее пришел на Деву, согласно словам возвестившего Ей Архангела: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк. 1:35); Который заранее же привел в осуществление и предшествие Ее, свыше отбирая и очищая родовое дерево, и достойных или имеющих быть отцами замечательных (сыновей) принимая, а недостойных — совершенно отвергая. Посему и сказал Господь Бог относительно оных отверженных в те времена: «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих (во век), зане суть плоть» (Быт. 6:3); потому что если Дева происходит от плоти и семсни Адама, от Нея же по плоти Христос, но Духом Святым этот род многоразлично был свыше очищаем, когда совершалось избрание в роду согласно достоинству; посему и Ной, «праведен и совершен сый в роде своемъ», согласно написанному о нем (Быт. 5:29), был удостоен сего избрания.
4. И посудите, до какой степени Дух Святый дает ясно понять для имеющих ум, что все богодухновенное Писание было написано ради Богородицы Девы. Потому что, начиная Ее родовое дерево с Адама, и проводя чрез Сифа и Ноя и Авраама, а затем Давида и Зоровавеля и сущих между ними и после них с точностью упоминая, оно доводит род до того времени, когда явилась Богородица Дева; родословия же других родов или вообще не начинало, а если и начинало, то вскоре оставляет, предав пучине забвения, и главным образом упоминает из них тех, которые были предками Богородицы, которые или сами по себе или делами как бы в образе предъизобразили Грядущего от Девы Христа. Видите ли и в сем Ное ясный образ в те времена Имеющего родиться от Девы, ради Которой производилось сие избрание: потому что Ной явился спасителем человеческого рода, но не всего в целокупности, а всего его дома (семейства), спасшегося благодаря ему: так и Христос есть Спаситель человеческого рода, но не всего в целокупности, а всего Его Дома, т. е. Церкви Его, но не — и непокорных. «Ной» в переводе означает: «успокоение»; по кто же воистину Успокоение, как не Рожденный от Девы, Говорящий: «Приидите ко Мне — путем покаяния — вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28), — даруя вам освобождение и облегчение и жизнь вечную? — Посему Ламех, дав сыну своему Ною таковое имя, как бы видя в нем грядущего позднее из его рода Христа, Который стал Успокоением всех от века почитателей Бога [519], в этом имени ясно пророчествует о Христе. Потому что говорится: «Нарече имя ему: Ной, глаголя: сей упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших и от земли, юже прокля Господь Бог наш» (Быт. 5:29). Эти слова не были сказаны в отношении сбывшегося Потопа: потому что смерть Ламеха предшествовала Потопу; между тем, как Ламех говорит: «Успокоит нас, и делает себя соучастником пророчествуемого им успокоения; и тогда еще не каждый человек «помышлял в сердце своем прилежно на злая (злое) во вся дни» своей жизни (Быт. 6:5); по причине чего произошла от Бога всемирная гибель на землю: на всех живущих на земле. Так к кому же относились эти слова: «успокоить нас»? Но еще и говорится: «Успокоит от земли, юже (которую) прокля Бог»?! Кто же успокоил нас от земли сей? — Не Тот ли, Кто отверз небеса и возвел туда наше естество и словами и делами показал нам путь восхождения на небо и призвал нас к сему пути? Если же и Потоп был образом успокоения, но — уничтожение и прекращение греха, а не как облегчение и успокоение грешникам.
5. Таким образом и по причине сего (своего назначения: быть прообразом Христа) Ной получил избрание (быть прародителем Богородицы); из числа же его детей в избрание рода Богоматери был прият Сим; посему, хотя и Иафет показал себя угодным отцу, однако один только Сим слышит от отца: «Благословен Бог Симов» (Быт. 9:26): потому что из его рода произойдет Бог. Потому что от него произошел Авраам, который предизбранный, согласно избранию из всего потомства Сима в наследование рода Матери и Девы, был избран и переименован со стороны Бога и получил великое оное обещание, говорящее, что в семени его благословятся все племена земные (Быт. 12:3); Семя же его — как говорит Павел — есть по плоти Христос Бог (Гал. 3:16), родившийся от Девы. Что сказать о бывших Аврааму видениях Бога, божественных знамениях, Божиих обещаниях, которые и предъизобразили и предвозвестили то, что относится к Приснодеве и Богородице и к Неизреченному Рождеству Ее? Но дабы нам быстро пройти остальное, потому что время не позволяет нам затягивать речь, помянем: что из рожденных Авраамом, опять же избран был Исаак; а из его сыновей, в свою очередь, — Иаков; от сыновей же Иакова — Иудино племя, от которого произошел Иессеев Корень; а от произростших от оного Корня — Давид, Псалмопевец, Пророк и Царь, относительно которого Бог возвещает: «Семя его [520] во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и Свидетель на небеси верен» (Пс. 88:37–38).
6. Кто же — Этот Свидетель? — Конечно, Сидящий на небесном престоле, о Котором, опять же, в ином месте, Псалмопевец говорит: «Прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная» (Пс. 71:17). Здесь же обнаруживается сугубое родословное древо блаженного рода Богоматери и Иосифа, Обручника Ее: потому что Оба: и он и Она, происходили из того же колена и отечества, согласно Закону. Итак, начиная отсюда, родословное дерево усугубляется, основываясь как на родных детях, так и на детях по закону: оно сплетается и часто сходится друг с другом в одно; но также часто оно разделяется на двое, так что представляется невероятным, что тот же ребенок является чадом двух отцов, сущих между собою братьями: одного имея отцом по закону, поскольку тот его не родил, но считается таковым; другого же имея отцом по рождению от него, в нем воскресившего семя (бездетному) своему брату (См. Втор. 25:5. Мф. 22:24): таким образом чрез обоих отцов рожденный возводит свой род к Давиду. Кто–нибудь мог бы заметить, что иными словами, этот род — парный: царский род часто и различными образами сходился со священническим родом. Так, напр., и Зоровавель, принадлежащий к божественному дереву Божией Матери, был причислен к священникам чрез поколения Нафана, а чрез рожденных от Соломона, который наследовал царство после Давида, возводит свой род к Давиду. И, вот, поэтому различно у Евангелистов Матфея и Луки возводится родословная по плоти Господа: один — родных отцов, другой — отцов по закону, приводят к числу праотцев; один (Матфей) упомянул только принадлежавших к царскому роду; Лука же привносит и принадлежавших к Левитскому званию или сущих — царского рода относит к священническому роду или (поминает сроднивших свои роды путем брачного родства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)."
Книги похожие на "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святитель Григорий Палама - СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)."
Отзывы читателей о книге "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ).", комментарии и мнения людей о произведении.