Святитель Григорий Палама - СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ).

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)."
Описание и краткое содержание "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)." читать бесплатно онлайн.
Во время архипастырства в Фессалониках с амвона кафедрального храма свт. Григорий Палама произнес большую часть своих 63 омилий, подтверждающих его глубокую духовность, богословские дарования и преданность Церкви. Хотя омилии посвящены по преимуществу аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике, в них находится место и для умозрений о нетварном Фаворском свете (в омилиях 34, 35 «На Преображение Господне»). Палама предпочитает говорить высоким стилем с тем, чтобы «лучше возводить распростёртых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте».
6. Кто же — Этот Свидетель? — Конечно, Сидящий на небесном престоле, о Котором, опять же, в ином месте, Псалмопевец говорит: «Прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная» (Пс. 71:17). Здесь же обнаруживается сугубое родословное древо блаженного рода Богоматери и Иосифа, Обручника Ее: потому что Оба: и он и Она, происходили из того же колена и отечества, согласно Закону. Итак, начиная отсюда, родословное дерево усугубляется, основываясь как на родных детях, так и на детях по закону: оно сплетается и часто сходится друг с другом в одно; но также часто оно разделяется на двое, так что представляется невероятным, что тот же ребенок является чадом двух отцов, сущих между собою братьями: одного имея отцом по закону, поскольку тот его не родил, но считается таковым; другого же имея отцом по рождению от него, в нем воскресившего семя (бездетному) своему брату (См. Втор. 25:5. Мф. 22:24): таким образом чрез обоих отцов рожденный возводит свой род к Давиду. Кто–нибудь мог бы заметить, что иными словами, этот род — парный: царский род часто и различными образами сходился со священническим родом. Так, напр., и Зоровавель, принадлежащий к божественному дереву Божией Матери, был причислен к священникам чрез поколения Нафана, а чрез рожденных от Соломона, который наследовал царство после Давида, возводит свой род к Давиду. И, вот, поэтому различно у Евангелистов Матфея и Луки возводится родословная по плоти Господа: один — родных отцов, другой — отцов по закону, приводят к числу праотцев; один (Матфей) упомянул только принадлежавших к царскому роду; Лука же привносит и принадлежавших к Левитскому званию или сущих — царского рода относит к священническому роду или (поминает сроднивших свои роды путем брачного родства.
7. Конечно, Зоровавель, поскольку и он был предъизбран быть в Праотцах Богоматери, и сам явился образом Христа и удостоился великих пророчений и дел: потому что, рожденный в плену, он по причине своей добродетели и учености, становится предметом восхищения Кира царя персов, и научает евреев и иноплеменников силе Истины: и освобождает еврейский народ от плена, и обновляет храм Божий, как и Христос сделал позднее, обновляя не неодушевленный храм, но храм, одаренный душою и разумом, — наше естество, и искупая от плена не исторического [521] и недавнего, но — духовного и древнего, и переводя последователей не из одной страны в другую, но переводя от земли на небо. Этот же Зоровавель является Праотцем как Девы, так и Обручника (Иосифа), но Девы — только по родству по рождению; предком же Иосифа он является и по родству на основании рождения и по родству по закону: потому что Иосиф имел двух отцов: — Илия, согласно Луке (3:23), и — Иакова, согласно Матфею (1:16). Потому что поскольку Илий и Иаков были братьями и возводили свой род к Зоровавелю, то когда Илий умер бездетным, сей Иаков, на основании соответствующего закона, родил для рода Илия от супружницы оного — Иосифа. Все же это были предначертания и образы больших таин: так, необходимо было, чтобы царский род многообразно соприкасался со священническим, составляя родословную по плоти Христа: потому что Христос многообразно является воистину Царем вечным и Архиереем. То, что закон определяет, чтобы усыновленные были на равном положении с сынами и чтобы отцы по закону любили детей по закону не меньше, если даже не больше, чем своих кровных детей, — соответственно же сему закон регулирует иные виды родственности, — это было предначертанием и ясным образом, сущего от Христа, по духу и по закону благодати, Усыновления (нас со стороны Бога) и родственности и звания. Потому что Сам Господь говорит в Евангелиях: «Творящий волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой и сестра Моя и Мати Ми есть» (Мф. 12:49).
8. Видите, что происхождение Христово и родственность с Ним совершается не по закону естества, но по благодати и по закону, основанному на благодати? который настолько лучше закона, данного чрез Моисея, насколько призванные сыны, на основании сего закона, не от Бога родились и не превзошли естество; сыны же, приобретенные на основании закона благодати, от Бога родились и соделались выше естества и чрез Христа усыновились Аврааму и стали ближе тех, которые являются кровными сынами. Потому что все во Христа крестившиеся, во Христа облекшиеся, как говорит Павел (Гал. 3:27), сущие по естеству чада иных родителей, выше естества рождаются от Христа, настолько превозшедшего естество, насколько и Сам безсеменно воплотился от Духа Святаго и Приснодевы Марии; верующим же во имя Его даровал силу и власть быть чадами Божиими. Потому что тем, которые приняли Его — говорит Евангелист — дал им власть быть чадами Божиими, верующим во имя Его, «иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин. 1:12–13).
9. Почему же, говоря, что они от Бога родились, он не сказал, что они стали чадами Божиими, но (говорит) что они приняли силу стать таковыми? — Потому что, взирая на конец и на оное восстановление, совершенство будущего века, тот же Евангелист в своих Посланиях говорит: «Не у явися, что будем: егда же явится, подобии Ему будем» (1 Ин. 3:2) [522]. Итак, тогда–то мы и будем чадами Божиими, видящими и испытывающими сияние Божие и осияваемые светозарностью Христовой славы и вместе с Ним сияющие, какими Моисей и Илия на Фаворской горе в славе с Ним явившись, предстали нам; потому что: «Праведницы просветятся», говорит Христос, «яко солнце, в царствии Отца их» (Мф. 13:43); ныне же для этого мы принимаем силу, благодаря благодати, подаемой в божественном (святом) крещении. Потому что как рожденное дитя, восприняло от своих родителей силу стать мужчиной и наследником их дома и достатка; не имеет же еще этого наследия по причине несовершеннолетия; но не воспримет сего вообще, если будет похищено смертью раньше сего срока; — так и возрожденный в духе, силою крещения во Христа, действительно, принял силу быть сыном и наследником Божиим, сонаследником же Христу, и твердо и неотъемлемо воспримет божественное и бессмертное усыновление в будущем веке, если только не лишится сего вследствие духовной смерти: грех же является этой духовной смертью; обычная смерть сводится на нет с наступлением будущего века; духовная же смерть властвует над теми, которые навлекли ее на себя еще здесь.
10. Следовательно, всякий крещенный, если намерен получить уповаемое присносущное блаженство и спасение, пусть проводит жизнь вне всякого греха; и являют это Петр и Павел, корифеи лика корифеев в священных Апостолах; так, первый, сказав о Христе, что «еже бо умре, греху умре единою: а иже живет, Богови (непрестанно) живет», — присовокупляет: «Такожде и мы должни есмы мертвыми убо быти греху, жити же Богови» (Рим. 6:10–11 парафр.); Петр же говорит: «Христу убо умершу [523] за ны плотию, и мы в ту же мысль вооружимся [524] — зане пострадавый плотию, преста от греха, — во еже не ктому человеческим похотем, но воле Божией прочее во плоти жити время» (1 Пет. 4:1–2). Если же Господь прожил ради нас, оставляя нам в пример ту жизнь, которую прожил на земле, прожил же Он безгрешно, — то и нам необходимо безгрешно жить в память Его; если же и чадам по плоти Авраамовым Он сказал: «Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин. 8:39), — то насколько больше скажет нам, которые ни родства по плоти не имеем с Ним: — Если бы вы были Мои чада, то и делали бы Мои дела? — Так, вот, тому, кто — после божественного крещения, после договора, заключенного в нем, с Богом, по силе получения, проистекающей от него, божественной благодати, — (однако) не следует образу жизни Христа, но преступает и оскорбляет Благодетеля, — последовательно и справедливо следует быть совершенно лишенным божественного усыновления и вечного наследия.
- Но кто достойно воспоет, о, Христе Царю, величие Твоего человеколюбия: потому что то, в чем Тебе не было нужды, то, что Ты Сам не совершал, — я имею в виду: покаяние (потому что, отнюдь, не нуждается в покаянии Тот, Кто — сущий без греха) [525], это самое Ты, как посредника, даровал нам, согрешающим и после (получения) благодати! Потому что оно является на основании раскаяния, опять обращением к Нему и к образу жизни по Его воле. Итак, если кто даже и согрешит смертным грехом, но от души отвратится от него и откажется от него, обратится же делами и истиною к Богу, пусть дерзает и имеет весьма большую надежду, потому что он не лишится вечной жизни и не погрешит в надежде на спасение; потому что, хотя дитя по плоти, если умрет, уже не воскресится своим родителем, однако рожденный Христом, хотя бы и впал в смертные грехи, если, обратившись, прибегнет к Нему, к своему Отцу, Который и мертвых воскрешает, — он снова оживает и получает божественное усыновление, и не лишается сожительства с праведниками, — что да будет всем нам получить в славу Его и Безначального Его Отца и Животворящего Духа, ныне и присно и в нескончаемые веки. Аминь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)."
Книги похожие на "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святитель Григорий Палама - СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ)."
Отзывы читателей о книге "СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ).", комментарии и мнения людей о произведении.