» » » » Вячеслав Пономарев - Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники


Авторские права

Вячеслав Пономарев - Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Пономарев - Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Литагент «Данилов монастырь»8e2572b9-4e4b-11e1-aac2-5924aae99221, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Пономарев - Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники
Рейтинг:
Название:
Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-89101-363-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники"

Описание и краткое содержание "Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники" читать бесплатно онлайн.



Справочник «Православные посты и праздники» поможет верующим восполнить недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека. В первой части книги – «Православный храм» – были помещены сведения о внешнем и внутреннем устройстве храма, обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Во второй части книги – «Таинства Православной Церкви» – рассказывалось об установлении Таинств, историческом развитии их чинопоследований, о месте, времени и порядке их совершения, а также давались практические рекомендации христианам, готовящимся к участию в том или ином Таинстве. В третьей части – «Обряды Православной Церкви» – были даны сведения о молебных пениях на разные случаи жизни, о смысле и целях водоосвящения, об обрядах, сопровождающих закладку и освящение храмового здания, обо всем, что связано со смертью и погребением христианина.

В четвертой части – «Православные посты и праздники» – рассказывается о постах и праздниках Православной Церкви, об их Божественном установлении и историческом развитии, о канонических правилах, регламентирующих многодневные и однодневные посты, о богослужебных особенностях праздничных дней, о классификации праздников и времен церковных, о традициях и обычаях, сопровождающих празднование.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника: «Священное Писание и Священное предание», «Иконопись», «Богослужение Православной Церкви» и другими.






Что касается многодневных постов, то в первые века христианства в Церкви существовал один пост – Святая Четыредесятница, получивший позже название «Великий». Все правила первохристианской Церкви относительно поста говорят, таким образом, о Святой Четыредесятнице.

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. Самые ранние письменные свидетельства о нем датируются IV веком, когда святой

Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и Филастрий упоминают Рождественский пост в своих творениях. Длился этот пост семь или немногим более дней. Сорокадневный пост пред великим праздником Рождества Христова был установлен на Константинопольском соборе 1166 года. Возглавляли Собор константинопольский патриарх Лука и император Мануил.

Апостольские постановления предписали соблюдать летний пост, получивший позднее название Апостольского (Петрова или Петро-Павловского): «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу[3], а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

К XII веку относятся указания Антиохийского патриарха Феодора Вальсамона, которые говорят об установившихся к тому времени правилах, касающихся Апостольского поста: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Постный период августа состоял первоначально из двух постов: Преображенского и Успенского. Эти посты были установлены позже, чем Великий и Рождественский. Разделял их один день – праздник Преображения Господня, когда разрешалось мясоедение. В один, Успенский пост, их объединил император Лев VI Мудрый. Но в XII веке этот пост еще не был четко регламентирован. Поэтому на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки, рассматривался вопрос об Успенском посте. По свидетельству Вальсамона, обсуждались вопросы длительности двух постов: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам Святейший Патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».

Свидетельства о существовании всех многодневных постов в V веке находим в беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петро-Павловский), для осени осенний – в восьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».

Многодневные посты

Оформившиеся уже к V веку многодневные посты существуют в Православной Церкви и поныне. Но вплоть до конца XII века количество постных дней и другие их уставные особенности претерпевали некоторые изменения. Великий пост, а также посты среды и пятницы являются каноническими, поскольку были введены в практику Православной Церкви уже упоминавшимся 69-м правилом святых Апостолов. Остальные посты являются уставными, так как были введены в практику через монастырский устав, ставший впоследствии образцом и для христиан, живущих в мире. Эта особенность не имеет, впрочем, особого значения в том плане, что принципы соблюдения поста остаются одними и теми же во всех случаях[4].

Однодневные посты

1. Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

2. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 5 (18 по новому стилю) января.

3. День Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 29 августа (11 сентября по новому стилю)

4. День Воздвйжения Креста Господня 14 (27 по новому стилю) сентября.

Многодневные и однодневные посты церковного года являются общими для всех христиан. Но в отдельных случаях они могут дополняться так называемыми частными постами, принимаемыми на себя одним человеком или группой людей по обету. Причиной такого индивидуального поста могут стать тяжкие обстоятельства, в которых оказался христианин – начиная от болезни и заканчивая угрозой смерти. Обязательным в этом случае является благословение духовного отца, поскольку благие по наружности, но самочинные действия могут привести к еще более тяжелым последствиям.

До 1917 года в Русской Церкви существовала практика сугубых постов, временно устанавливаемых церковными властями. Случалось это во время нашествия иноплеменников, при стихийных бедствиях, в дни губительных эпидемий.

Сплошные седмицы

В православном календаре есть так называемые сплошные седмицы, когда пост в среду и пятницу отменяется. Обычно сплошные седмицы бывают либо перед одним из многодневных постов, либо после него. Слово «седмица» в данном случае не означает буквально «неделя», поскольку Святки (Святые дни) после праздника Рождества Христова длятся 11 дней.

Сплошные седмицы в порядке богослужебного года следующие.

1. Святки, продолжающиеся от дня Рождества Христова, 7 января, до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику – 17 января (включительно).

2. Седмица Мытаря и фарисея – за четырнадцать дней до начала Великого поста.

3. Сырная седмица (масленица) – неделя перед Великим постом[5].

4. Светлая (Пасхальная) седмица – неделя после Воскресения Христова.

5. Троицкая седмица – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Степени поста

Различия в строгости воздержания в те или иные дни позволяет говорить о существовании пяти степеней поста.

1. Разрешение на употребление в пищу рыбы[6].

2. Разрешение на вареную с растительным маслом пищу.

3. Разрешение на вареную пищу без масла.

4. Сухоядение[7] – разрешение на вкушение только невареной растительной пищи без растительного масла.

5. Полное воздержание от пищи.

Кроме того, в масляную (или сырную) седмицу существует как бы предуготовительная к посту степень воздержания, когда разрешается употреблять в пищу все продукты, исключая мясо.


При наличии строгих и определенных предписаний Устава, такие правила поста могут быть ослаблены для некоторых категорий христиан.

1. Для больных.

2. Для младенцев.

3. Для беременных и кормящих грудью матерей.

4. Для людей, занятых тяжелым физическим трудом.

5. Для заключенных.

6. Для путешествующих.

7. Для престарелых.


Церковь в этих случаях не требует строгого исполнения всех указаний Устава, поскольку цель поста – не умертвить тело физически, но уничтожить либо ослабить укоренившиеся в человеке страсти и греховные привычки. Святитель Московский Филарет говорит, что в случае болезни «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а чтобы тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

Впрочем, послабления в посте христианин не может разрешать себе сам. Индивидуальные коррективы можно сделать только после обсуждения этого вопроса со своим духовником либо с приходским священником и с их благословения. Но и в этих случаях христианин в Таинстве Покаяния должен исповедовать недолжное соблюдение поста, как грех, обусловленный человеческой немощью.

Великий пост. Подготовительные седмицы

Подготовительные к Великому посту седмицы существовали уже в первые века христианства, о чем в своих беседах и словах свидетельствуют знаменитые проповедники IV века: святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие.

В эти седмицы совершается воспоминание Евангельских событий и притч Спасителя, помогающих христианину осознать смысл и цель постного делания. Кроме того, для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели (воскресенья) начиная с Недели о мытаре и фарисее, включает в богослужения пение особых великопостных стихир: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя. Богородице…», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный…». Кроме стихир в эти дни поется 136-й псалом «На реках вавилонских», живописующий образами Ветхого Завета плен Новозаветного Израиля, избавление от которого возможно и необходимо.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники"

Книги похожие на "Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Пономарев

Вячеслав Пономарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Пономарев - Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники"

Отзывы читателей о книге "Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.