» » » » Вячеслав Пономарев - Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники

Вячеслав Пономарев - Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Пономарев - Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Литагент «Данилов монастырь»8e2572b9-4e4b-11e1-aac2-5924aae99221, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Пономарев - Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники
Рейтинг:

Название:
Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники
Издательство:
Литагент «Данилов монастырь»8e2572b9-4e4b-11e1-aac2-5924aae99221
Год:
2009
ISBN:
978-5-89101-363-6
Скачать:
fb2 epub txt doc pdf
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники"

Описание и краткое содержание "Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники" читать бесплатно онлайн.



Справочник «Православные посты и праздники» поможет верующим восполнить недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека. В первой части книги – «Православный храм» – были помещены сведения о внешнем и внутреннем устройстве храма, обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Во второй части книги – «Таинства Православной Церкви» – рассказывалось об установлении Таинств, историческом развитии их чинопоследований, о месте, времени и порядке их совершения, а также давались практические рекомендации христианам, готовящимся к участию в том или ином Таинстве. В третьей части – «Обряды Православной Церкви» – были даны сведения о молебных пениях на разные случаи жизни, о смысле и целях водоосвящения, об обрядах, сопровождающих закладку и освящение храмового здания, обо всем, что связано со смертью и погребением христианина.

В четвертой части – «Православные посты и праздники» – рассказывается о постах и праздниках Православной Церкви, об их Божественном установлении и историческом развитии, о канонических правилах, регламентирующих многодневные и однодневные посты, о богослужебных особенностях праздничных дней, о классификации праздников и времен церковных, о традициях и обычаях, сопровождающих празднование.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника: «Священное Писание и Священное предание», «Иконопись», «Богослужение Православной Церкви» и другими.






Данные указания приведены здесь как идеал, как то, к чему можно стремиться. Но современные условия жизни таковы, что Устав соблюсти чрезвычайно трудно. Мера поста каждого конкретного человека определяется его духовником или приходским священником и зависит от состояния здоровья, возраста и условий жизни и работы христианина. Одним из ориентиров в определении меры поста может служить и практика современных приходов Русской Православной Церкви. Единственным непременным условием для каждого постящегося является необходимость «задеть за живое» свое плотоугодие и сластолюбие.

Для людей, только начинающих свой путь к вере, очень важна постепенность во всем. Как человек, желающий стать специалистом в какой-то области, начинает обучение премудростям профессии с простейших вещей, так и начинающий свой путь в Церкви должен осваивать глубину православной веры и аскетического делания с азов. Самое опасное – пытаться «стать христианином» сразу. Причина такого настроя – в гордости, присущей в большей или меньшей степени каждому человеку. В такой ситуации очень важно руководство опытного священника Православной Церкви. Даже если у «начинающего христианина» пока нет духовника (а это бывает в 90 % случаев), ему необходимо посоветоваться с приходским священником о том, какая мера поста приемлема для него лично.

Седмицы Великого поста

Первая Седмица Великого поста проводится особо строго – в ее дни и монахи, и миряне стараются соблюдать предписания Устава о воздержании максимально точно. Христиане в начале постного подвига не вкушают пищи до среды (или вечера вторника), до окончания Литургии Преждеосвященных Даров, на которой они причащаются Святых Христовых Таин. Но еще раз оговоримся – этот сугубый подвиг не является обязательным для всех. Современная секуляризированная жизнь с ее не приспособленными для постного делания реалиями не позволяет соблюдать предписания Устава в полном объеме.

В приходских храмах практикуются такие правила хранения поста (с небольшими вариациями): в первые два дня – сухоядение, в следующие три – вареная растительная пища без масла.

В субботу и воскресенье Первой Седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом.

Чтение на Великом повечерии канона святого Андрея Критского[10] настраивает христиан на подобающее проведение святых дней поста. Поэтому очень рекомендуется в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы присутствовать на вечернем богослужении. Количество тропарей в Великом каноне в восемь раз больше, чем в обычных канонах годового богослужебного круга. Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в каноне, показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Кроме того, еще до начала Великого поста – со среды подготовительной Сырной седмицы начинается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь. (Земной поклон)

Боже, очисти мя грешного. (Читается 12 раз и совершается столько же поясных поклонов)

После этого молитва повторяется полностью:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков, аминь. (Творится один земной поклон) Молитва Ефрема Сирина прибавляется во все седмичные дни Великого поста и к домашнему правилу христианина после чтения утренних и вечерних молитв. Под субботу и воскресенье эта молитва не читается, то есть ее чтение заканчивается в пятницу вечером, а возобновляется перед следующей неделей поста в воскресенье вечером. Окончательно прекращается чтение молитвы Ефрема Сирина вечером в среду Страстной седмицы.

В пятницу вечером по обычаю совершается так называемая Общая исповедь. Здесь слово «общая» означает исповедь всех присутствующих в храме, но индивидуально каждого. Обычно священнослужители всех храмов совершают это Таинство над всеми подготовившимися к нему прихожанами.

Во все седмичные дни Святой Четыредесятницы полной Литургии не совершается[11]. В среду же и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение кблива (вареной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. В 362 году император Юлиан Отступник (361–363 гг.) приказал Константинопольскому градоначальнику каждую ночь в течение первой недели поста тайно кропить идоложертвенной кровью продукты, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении повелел Константинопольскому архиепископу Евдоксию объявить христианам, чтобы не покупали продукты на рынках, а питались бы вареной пшеницей с медом. В память этого события в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо.


Празднование Торжества Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Этот праздник был установлен при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон после окончательной победы над иконоборцами. В конце Литургии священнослужители на середине храма совершают молебен перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от Церкви.


Суббота 2-й седмицы является Вселенской родительской субботой. В этот день совершается сугубое поминовение усопших.


Неделя вторая Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы.

В этот день Святая Церковь говорит христианам о тайне Божественного Света и необходимости приближения к Нему. Именно поэтому вторая Неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Фессалонитского, который принадлежал к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви начала XIV века. Он стоял в центре богословских споров того времени, посвященных природе Божественного Света. Именно Григорий Палама учил о том, что Свет Преображения есть Свет нетварный, несотворенный и что в нем Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях.

Вторая седмица поста менее строга, чем первая. Устав предписывает однократный прием растительной пищи без масла. В субботу и воскресенье второй седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом.

Практика поста многих современных приходов такова: во все седмичные дни кроме среды и пятницы, а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу – вареная растительная пища без масла. Это относится и ко всем остальным седмицам Великого поста.


Суббота 3-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. В этот день совершается сугубое поминовение усопших.


Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная.

Поклонение Животворящему Кресту Господню начинается в субботу третьей седмицы выносом его на середину храма во время утрени. В этот момент в храмах звучит тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эта Неделя и последующая за ней седмица называются Крестопоклонными. Напоминание о страданиях и смерти Христовой призвано укрепить христиан и воодушевить их к продолжению поста. Поклонение Святому Кресту продолжается до пятницы, когда он перед начальным возгласом Литургии вносится обратно в алтарь.

Практика поста современных приходов в дни поклонения Святому Кресту такова: во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла.

Суббота 4-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. Как и в две предыдущие субботы Великого поста, совершается сугубое поминовение усопших.


Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.

Святой Иоанн Лествичник, игумен монастыря Синайской горы, являющийся автором «руководства для духовной жизни» – книги «Лествица» (VI–VII вв.), дает своей жизнью и творчеством высокий пример «царского пути» в православной аскетике. Будучи, с одной стороны, человеком строгой постнической жизни, он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Он не дополнял иноческий устав сугубым воздержанием в пище и не проводил ночей без сна, чтобы «непрестанным бодрствованием не погубить ума».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники"

Книги похожие на "Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Пономарев

Вячеслав Пономарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Пономарев - Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники"

Отзывы читателей о книге "Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.