» » » » Вениамин (Федченков) - Беседы о Литургии


Авторские права

Вениамин (Федченков) - Беседы о Литургии

Здесь можно скачать бесплатно "Вениамин (Федченков) - Беседы о Литургии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Беседы о Литургии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беседы о Литургии"

Описание и краткое содержание "Беседы о Литургии" читать бесплатно онлайн.



Митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961) — выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, замечательный духовный писатель. Он сослужил св. Иоанну Кронштадтскому, участвовал в Поместном Соборе РЦП 1917-18 гг., епископ в армии генерала Врангеля, вместе с которым эмигрировал в Константинополь. Далее были — Сербия, Чехия, Парижский Богословский институт. В 1947 г. Владыка возвращается в Россию и назначается последовательно на кафедры: Рижскую, Ростовскую, Саратовскую. Последние годы своей жизни провел в Псково-Печерском монастыре.

Книга "Беседы о Литургии" является фрагментом книги «Царство Святой Троицы» и даёт возможность ощутить, какой великий чудный дар дан нам, людям, Господом в богослужении, в таинстве Причащения; понять смысл совершающегося во время праздника, а также осознать неразрывность этого — земного — и «того» — Небесного — мира, которую столь отчетливо ощущал сам Владыка Вениамин.






Фимиам означает веяние Духа Божьего. Священник и диакон изображают небожителей, со страхом узревших Рождество Спасителя мира. Потом священник, покадив, покрывает покровом святой хлеб на дискосе со словами: "Господь воцарися в лепоту облечесю". Другим покровом он покрывает потир, говоря: "Покры небеса добродетель Твоя". Наконец, воздухом, покадив его, священник покрывает чашу и дискос, говоря: "Покрой нас кровом крилу Твоею". Эти покровы изображают в одно и то же время пелены, которыми был повит Богомладенец, и погребальную Плащаницу, которою повит был Христос Спаситель, при погребении. Так в проскомидии одновременно воспоминаются два величайшие события — Рождество Христово и Его крестная смерть, страдания Его. Они вспоминаются как бы в предвидении. В проскомидии Церковь как бы говорит нам: "Родился Христос и для чего? — Для того, чтобы страданиями Своими нас спасти".

Главным образом в проскомидии вспоминается рождение Спасителя. Вот и в то время, как священник кадит покрытые воздухом дискос и потир, он как бы в сонме ангелов видит Рожденного Сына Божьего Божьего и в восторге три раза восклицает: "Благословен Бог, сице благоволивый, слава Тебе". Благословен Бог наш, так благоволивый, до такой степени изливший Свою милость, что решил принять человеческий образ. Здесь изображается изумление ангелов пред неизреченной тайной человеколюбия Божия. Сами ангелы поражены рождением Богочеловека. Затем священник трижды с благоговением поклоняется перед жертвенником, как бы перед яслями Богомладенца, и читает чудную молитву предложения, которую отец Иоанн Кронштадтский не читал никогда без слез умиления. "Боже, Боже наш, небесный хлеб, пищу всему миру…" Этою молитвою священник свидетельствует пред Богом свою немощь и просит допустить его неосужденно священнодействовать ради Сына Божия, благословляющего и освящающего людей Своих. Не на свои силы надеется священник, приступая к страшной Божественной литургии, а на небесную помощь Божией благодати.

Далее следует отпуст. На отпусте священник кадит жертвенник и святую трапезу и престол крестообразно, говоря: "Во гробе плотски, во аде же с душею…"

Далее оба священнослужителя, сознавая свою греховность, прибегают к милосердию Божию, прося прощения грехов. Они, прежде всего, произносят 50-й псалом царя Давида, являющийся образцом покаяния. Затем в умилительной молитве Духу Святому они просят Его прийти и очистить нас от всякия скверны и немощи человеческой.

Это молитвословие заканчивается гимном ангелов в честь Рождества Христова. Очистившись от своих грехов и уповая на милость Божию, священнослужители как бы приобщаются к сонму ангелов, поющих славословие пришедшему в мир Свету Единосущному. "Слава в вышних Богу, и на земли- мир, в человецех благоволение", — восклицают Небесные Силы, а с ними и священнослужители, поклонившись, во время проскомидии.

Они изображают ангелов. Как небожители, узрев рождение Спасителя, возвестили эту радость людям, так и священнослужители подготовляются возвестить ее стоящим в храме верующим. Священник, читая "Слава в вышних Богу", воздевает руки, которые изображают веющие крылья ангелов светлых, пораженных, изумленных чудом воплощения Сына Божия. "Господи, уста мои отверзеши, — молится священник, как бы охваченный священным трепетом небожителей. С благоговением целует священник Святое Евангелие на престоле, диакон — самый святой престол, и затем диакон, склонив голову, подняв конец ораря тремя пальцами правой руки вверх, говорит священнику: "Время сотворити Господеви, Владыко, благослови". На это священник, знаменуя его, отвечает: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон просит его: "Помолися о мне, Владыко". Священник говорит: "Да исправит Господь стопы твоя". — "Помяни мя, Владыко святый", — еще раз просит диакон. "Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь", — отвечает священник. Этот разговор священника с диаконом глубоко знаменателен, по толкованию святых, отцов, он изображает сговор Небесных Сил, которые возвестили людям радостную весть о Рождестве Христовом. Как ангелы со страхом и с трепетом священным узрели это великое чудо, так и люди возвестили о нем а страхе священном

Так, с большим трепетом приступают к провозглашению этой вести священнослужители, ведь они люди немощные и грешные, еще менее достойны говорить о Рождестве Христовом. Потому-то и просит так усиленно диакон священника помолиться о нем. Ведь диакону придется первому принести людям великую весть. Читая славословие ангелов, священнослужители как бы призывают их на помощь себе.

Вот каким чувством священного страха должны быть полны души священнослужителей и верующих, присутствующих при совершении проскомидии. Этим сговором Сил Небесных заканчивается проскомидия и начинается литургия.

В древнее время, когда алтарь был открытый, переговор этот священника с диаконом был посредине храма, как теперь при архиерейском служении.

Беседа шестая

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ

Вторая часть Божественной литургии носит название литургии оглашенных. Так называется она потому, что при совершении ее могли присутствовать оглашенные, то есть те, которые только готовились ко святому крещению. Кроме них, здесь могли быть и евреи, и язычники, если они хотели послушать службу. В древнее время вся эта часть литургии происходила в середине храма, тогда молитв установленных не было, из уст молившихся выходили пламенные гимны и краткие молитвенные воздыхания, из которых составились позже наши песнопения и ектении.

Подготовившись к радостной вести Рождества Христова, диакон выходит через северные двери перед царские врата и делает три поклона, говоря про себя: "Господи, устне мои отверзеши…", потом громко возглашает, подняв орарь правою рукою, наподобие крыла ангела, которого он изображает в этот момент: "Благослови, Владыко". Священник из алтаря отвечает: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго духа ныне и присно, и во веки веков, аминь". На это народ торжественно отвечает: "Аминь" ("истинно, правильно ты говоришь"). Перед этим возгласом священник, взяв в руки Святое Евангелие, знаменует им крестообразно святой престол. Глубокий смысл имеет это действие. Святое Евангелие — символ Самого Господа Иисуса Христа. Крест — орудие нашего спасения. Делая знамение креста Святым Евангелием, священник как бы говорит, что Господь наш Иисус Христос путем крестным, смертию Своею, спас нас, открыл нам благословенное Царство, которое воспоминается в следующих возгласах. Посмотрите, какой глубокий смысл. Воспоминая крестные страдания Спасителя, о рождении Которого только что согласились возвестить священнослужители, священник провозглашает о Царстве Сына Божия, в Троице поклоняемого. "Благословенно Царство…" — в самом начале литургии провозглашается Царство, но царство не земное, не царство, основанное на насилии, на гнете, нет, — провозглашается Царство мира, благословенное Царство Отца и Сына и Святаго духа. Царство земное — преходящее; Царство, о котором провозглашает священник, пребывает во веки веков. Об этом Царстве возвестили миру ангелы, когда пели: "Слава в вышних Богу…" Теперь в литургии их изображают священнослужители, один из которых — диакон, является перед людьми, как ангел перед пастырями. Весть о рождении Христа принесла радость всему миру, и древние христиане на возглас священника о наступлении Царства благословенного отвечали пламенными гимнами. У нас за возгласом следует великая ектения. Но в древности ее не было, она здесь не на месте, вот почему ее не сопровождает молитва священника, как обычно бывает. Здесь в древнее время лились только ликующие песнопения.

После великой ектении начинают петь антифоны, по-русски это слово значит противогласник. Так называются эти песнопения потому, что их поют попеременно то один, то другой клирос, как бы перекликаясь. Антифоны теперь часто поют очень сокращенно, на одном клиросе. Это очень неправильно, и в древнее время, конечно, так не было. Нужно нам восстановить древний обычай попеременного пения антифонов, чаще всего, как первый антифон поет: "Благослови, душе моя, Господа…"

Пение антифонов является воспоминанием пророков, предрекавших нам Христа Спасителя. Ангелы поклонились Рожденному в первой части литургии. Теперь на поклонение Ему спешат пророки. Здесь в храм приходят гремящий Илия и Елисей, здесь находится пламенный Исаия, этот ветхозаветный евангелист, возвестивший Эммануила, так ярко изобразивший страдания Его; как бы своими глазами видел пророк страдания Христа. Сюда же с ними прославить Рождшегося приходит царь и пророк Давид песнопевец с мудрым Соломоном.

Давид особенно много говорит о Христе; Его рождение, страдание и смерть описаны с необыкновенной точностью и яркостью. Кажется, что все это произошло перед глазами пророка, хотя он умер за много лет до появления Спасителя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беседы о Литургии"

Книги похожие на "Беседы о Литургии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вениамин (Федченков)

Вениамин (Федченков) - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вениамин (Федченков) - Беседы о Литургии"

Отзывы читателей о книге "Беседы о Литургии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.