Иларион (Алфеев) - Христос — Победитель ада
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Христос — Победитель ада"
Описание и краткое содержание "Христос — Победитель ада" читать бесплатно онлайн.
Тебя, воскресшего через три дня из гроба, пленившего ад и просветившего мир, мы, верные, единодушно прославляем.
Гоподи, вереи вечныя сокрушив, и узы растерзав, от гроба воскресл еси… [526]
Господи, разрушив вечные засовы и разорвав узы, Ты воскрес из гроба.
…Не зрите ли стражей умерщвления, и печатей разрешения, адова же истощания? Почто победу адову упразднившаго, и смертное жало сокрушившаго, яко мертва взыскуете?.. [527]
Разве вы не видите умерщвление стражей, разрушение печатей и опустошение ада? Зачем же ищете, словно мертвого, Того, Кто упразднил победу ада и сокрушил жало смерти?
Возшед на крест, все поколебал еси бесовское множество, и низвергл еси пагубную державу мучителя, Владыко Христе, и спасл еси человечество [528].
Взойдя на крест, Ты поколебал все множество демонов и ниспроверг губительную власть тирана, Владыка Христос, и спас человеческое естество [529].
…Во аде попрал еси смерть… [530]
В аду Ты попрал (уничтожил) смерть.
…Пленил еси ад не искусився от него… [531]
Ты пленил ад, не будучи искушен им.
Преднаписует Иона гроб Твой… сошел бо еси яко мертв во гроб, разрушивый адова врата… [532]
Иона прообразует Твое погребение… ибо Ты, словно мертвый, сошел во гроб, разрушив врата ада.
Преста адово мучительство, и царство уничижися прочее, на кресте бо на земли водрузився, иже над всеми Бог, сего могутство низложи… [533]
Прекратилась тирания ада и уничтожилось, наконец, [его] царство. Ибо Тот, Кто над всеми Бог, будучи повешен на кресте, низложил его могущество.
Да радуется тварь, и да процветет яко крин: Христос бо от мертвых воста яко Бог. Где твое, смерте, ныне жало, воззовем? Где твоя, аде, победа? Низложи тя в землю, возвысивый рог наш, яко благоутробен [534].
Пусть радуется творение [Божие], пусть цветет, словно лилия, ибо Христос, как Бог, воскрес из мертвых. Воскликнем: «Смерть, где теперь твое жало? Ад, где твоя победа? Тебя низложил Тот, Кто, будучи милосердным, возвысил рог наш» [535].
Мертв зришися на лобнем, умертвив ада страстию плоти Твоея… [536]
Ты, умертвивший ад страданием плоти Своей, на лобном месте видишься мертвым.
Приидите, возрадуемся Господеви, сокрушившему смерти державу, и просветившему человеческий род… [537]
Придите, будем радоваться Господу, сокрушившему власть смерти и просветившему человеческий род.
Крест претерпел еси Спасе, и погребение нас ради, смертию же, яко Бог смерть умертвил еси… [538]
Спаситель, ради нас Ты претерпел крест и погребение, но смертью, как Бог, умертвил смерть.
Ад Тебе приближися, и зубы не возмог стерти тело Твое, челюстьми сокрушися… [539]
Ад приблизился к Тебе, но не будучи в силах сокрушить зубами тело Твое, сломал челюсти.
Что воздамы Господеви о всех, яже воздаде нам? Нас ради Бог в человецех, за истлевшее естество Слово плоть бысть, и вселися в ны, к неблагодарным, благодетель; к пленником, свободитель; ко иже во тьме седящим, солнце правды; на кресте, безстрастный; во аде, свет; в смерти, живот; воскресение, падших ради… [540]
Чем воздадим Господу за все, что Он дал нам? Ради нас Бог стал человеком, ради тленного естества Слово стало плотью и обитало с нами [541]. К неблагодарным [пришел] Благодетель, к пленникам — Освободитель, к сидящим во тьме — Солнце справедливости. На кресте — Бесстрастный, в аду — Свет, в смерти — Жизнь; Воскресение — ради падших.
Взяшася врата болезненная, и ужасошася вратницы адовы, зрящи в преисподнейшая сошедшаго, иже на высоте всех превыше естества [542].
Подняты врата, приносящие боль, и вострепетали привратники ада, видя Того, Кто по высоте превосходит всякое естество, сошедшим в преисподнюю.
…Своим Божеством крепкаго связав, сего сосуды расхитил есть [543].
Своим Божеством связав сильного, Ты разграбил его сосуды.
Кто зря Владыко, ныне не ужасается, страстию смерть разрушаему, крестом бежащее тление, и смертию ад богатства истощаваемый?.. [544]
Кто, о, Владыка, не ужасается ныне, видя смерть, разрушаемую [Твоим] страданием, тление, уничтожаемое крестом, и ад, [Твоей] смертью лишаемый богатства?
Разрушися тьма дряхлая, от ада бо возсия Солнце правды Христос, земли просвещая вся концы… [545]
Разрушилась безрадостная тьма, ибо из ада воссияло Солнце справедливости — Христос, просвещая все концы земли.
Смерти Избавитель вкуси, древняго осуждения, да и тления царство разрушит, и во адская сшед, воскресе Христос, и спасе яко силен поющия Его воскресение [546].
Избавитель вкусил смерти, этого древнего наказания, чтобы разрушить царство тления; и, придя к находившимся в аду, Христос воскрес и, как Сильный, спас воспевающих Его воскресение.
Дошедшу Ти во врата адова, Господи, и сия сокрушившему, пленник сице вопияше: кто сей есть, яко не осуждается в преисподних земли, но и яко сень разруши смертное узилище? Приях того яко мертва, и трепещу яко Бога… [547]
Когда Ты, Господи, вошел во врата ада и сокрушил их, пленник кричал так: «Кто это, что не подвергается осуждению в преисподней, но разрушил тюрьму смерти, словно тень? Я принял его как мертвого, но боюсь как Бога».
В приведенных текстах Октоиха при описании победы Христа над адом и смертью используются образы, с которыми мы уже встречались в «Евангелии Никодима»: Христос сокрушает «вереи» («замки», «засовы»), «печати», «врата» и «твердыни» ада, разрывает «узы», которыми были связаны мертвые, расхищает «сосуды» диавола. Все эти образы, используемые также в православной иконографии, отражают понимание ада как темницы, выход из которой был невозможен до тех пор, пока Христос не победил ад и не упразднил державу диавола.
Попытаемся теперь систематизировать учение Октоиха о том, на кого собственно распространялось спасительное дело Христа, к кому была обращена Его проповедь в аду, кого Он воскресил из мертвых, кого освободил от власти ада и кого ввел в рай. Как показал наш обзор патристических текстов II‑VIII вв., Отцы Церкви отвечали на эти вопросы по–разному. Св. Григорий Богослов оставил без ответа вопрос о том, всех ли без изъятия спасает Христос или одних верующих [548]. Св. Амфилохий Иконийский считал, что за Христом последовали все обитатели ада [549]. Богословы александрийской традиции склонялись к тому, что Бог «всех нас, или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада» [550]; Климент даже включал язычников в число спасенных [551]. Преп. Роман Сладкопевец, вслед за Ефремом Сириным, утверждал, что после сошествия Христа во ад «отверзлись все гробницы, и все мертвые вышли из них и возликовали» [552]. Св. Ипполит Римский, напротив, утверждал, что Христос благовествовал в аду «душам святых» [553], а св. Кирилл Иерусалимский считал, что Христом «искуплены все праведные, поглощенные смертью» [554]. Наконец, по учению св. Иоанна Дамаскина, Христос проповедовал всем мертвым, но для одних Его проповедь была причиной спасения, а для других — «обличением неверия» [555].
Дает ли Октоих какой‑либо определенный ответ на поставленный вопрос? Так же как и в творениях восточных Отцов, в текстах Октоиха мы находим несколько вариантов ответа. Первый их них — Христос вывел из ада (воскресил, спас) всех ожидавших Его пришествия (всех благочестивых, праведных, святых). Этот вариант встречается в Октоихе достаточно редко (примерно в пяти случаях из ста [556]):
Умертвив ад непобедимою Твоею силою… души свободи благочестивых, и еже в нем осуждения… [557]
Умертвив ад Своей непобедимой силой, Ты освободил от него и от его приговора души благочестивых…
Животодавче Христе, волею страсть претерпевый смертных ради, во ад снизшел еси яко силен, тамо Твоего пришествия ожидающия, исхитив яко от зверя крепкаго, рай вместо ада даровал еси… [558]
Податель жизни Христос, добровольно претерпевший страдание ради смертных, Ты, как Сильный, сошел в ад и, похитив у мощного зверя ожидающих там Твоего пришествия, даровал [им] рай вместо ада.
Распятия Твоего солнце устыдеся, и своя лучи сокры; камение же распадошася, и ад низу устрашися, праведных же души взыграшася, чающе всеконечнаго Слове избавления [559].
Солнце устыдилось Твоего, о, Слово, распятия и скрыло свои лучи, камни распались, и ад долу испугался, а души праведных возрадовались, ожидая окончательного избавления.
Крепкаго Божеством прием ад всесмехливый, души праведных… изблева… [560]
Приняв Сильного Божеством, жалкий (dileo) [561] ад… извергнул души праведных.
Разрушивый, Человеколюбче, храм Твоего телесе, гроб разделивый и ад неволею, оба суда истязуеми суть: ов убо святых Твоих души, телеса же другий соотсылающе, Безсмертне [562].
Разрушив, о, Человеколюбец, храм тела Твоего, Ты разделил гроб и ад, подвергнув их обоих суду, так что вопреки своей воле один должен был отослать от себя души святых, а другой — их тела, о, Бессмертный [563].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Христос — Победитель ада"
Книги похожие на "Христос — Победитель ада" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иларион (Алфеев) - Христос — Победитель ада"
Отзывы читателей о книге "Христос — Победитель ада", комментарии и мнения людей о произведении.