» » » » Джозеф Стиглиц - Ревущие девяностые. Семена развала


Авторские права

Джозеф Стиглиц - Ревущие девяностые. Семена развала

Здесь можно скачать бесплатно "Джозеф Стиглиц - Ревущие девяностые. Семена развала" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Современная экономика и право, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джозеф Стиглиц - Ревущие девяностые. Семена развала
Рейтинг:
Название:
Ревущие девяностые. Семена развала
Издательство:
Современная экономика и право
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-8411-0179-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ревущие девяностые. Семена развала"

Описание и краткое содержание "Ревущие девяностые. Семена развала" читать бесплатно онлайн.



В труде выдающегося американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике (2001 г.) Дж.Стиглица, являющемся непосредственным продолжением его предыдущей книги "Глобализация: тревожные тенденции", дается глубокий анализ развития экономики США XX - нач. XXI вв. Автор размышляет по поводу бурного развития "новой экономики", основанной на информационных технологиях, показывая ее сильные и слабые стороны. Стиглиц раскрывает причины перехода подъема 90-х годов в корпоративные скандалы и спад.

Параллельно он демонстрирует неадекватность в новых условиях политики, вытекающей из стандартной неоклассической экономической мысли, применяя к ней свою теорию информационной асимметрии. Последняя представляет значительный интерес для России с точки зрения анализа ошибок периода реформ и выработки ведения курса на будущее.






126

Аналогичным образом некоторые консерваторы винят в финансовых кризисах государственную систему страхования банковских вкладов. С финансовыми кризисами сталкиваются даже те страны, в которых такая система, равно как и соответствующее регулирование отсутствуют (Швеция в начале 1990-х годов явилась недавним примером этого), и подобные кризисы повторялись периодически, задолго до того, как страхование банковских вкладов появилось на сцене.

127

Simon Herbert. Organizations and Markets // Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol. 5, no. 2. P. 28.

128

См. главу 2.

129

Существовала третья теория, нашедшая некоторое число сторонников среди экономистов, однако, не получившая отклика в широких слоях общественности. Согласно ее положениям, необходимо различать понятия эффективности и справедливости; при этом экономисты должны уделять внимание исключительно проблеме эффективности, оставляя политическому процессу решать вопросы распределения.

130

Это был не первый подобный случай. В работе Karl Polanyi. The Great Transformation. Beacon Hills, MA: Beacon Hill Press, 1944 описывается процесс обнищания рабочего класса, имевшего место в девятнадцатом веке; ухудшение условий жизни привело к уменьшению продолжительности жизни, а по некоторым оценкам, к снижению среднего роста населения. Данные последних исследований указывают на то, что в Латинской Америке число людей, живущих в условиях бедности (т.е. менее чем на 2 доллара в день), продолжало увеличиваться даже в условиях роста ВВП.

131

Посредством налоговых льгот, предоставляемых получателям заработной платы.

132

Существует также связь между рынками и политическими сферами; консерваторы справедливо подчеркивают важность свободы выбора, связанной с рынками, — см.: Milton and Rose Friedman. Free to Choose: A Personal Statement. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1980. Однако, и об этом я скажу ниже, зачастую действия одного лица посягают на благосостояние других лиц, а в ряде случаев — и на свободу их выбора. И рынки часто способствуют такому обнищанию, которое серьезно ограничивает свободу выбора многих индивидов. В данном случае я ограничиваюсь экономическим аспектом проблемы.

133

См., напр.: Rawls John. A Theory of Justice. Cambridge, MA: Belknap Press, 1971 (русск. пер. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995); а также огромное количество работ, появление которых было стимулировано фактом ее выхода в свет.

134

В 2001 г. Тони Блэр предложил идею учреждения «Детского доверительного фонда» или «Детской облигации».

135

Вопросы демократии на выборах получили новое звучание на американских выборах 2000 г., когда президентом стал кандидат, завоевавший наименьшее число голосов избирателей. Предвыборные механизмы — «избирательная география» или практика установления границ округов, ведущая к усилению или ослаблению группы избирателей или партии — может привести к ситуации, при которой даже в условиях свободных выборов политический процесс контролируется меньшинством. Различные правила организации и проведения выборов (например, пропорциональное представительство) призваны повысить вероятность того, что будет услышана воля большинства.

136

Подобные представления прослеживаются в работах прошлого, например, в произведении Hume David. A Treatise of Human Nature (1739-40). Русск. пер. Юм Дэвид. Трактат о человеческой природе. Т. 1-2. М., 1995.

137

В обширно представленной философской литературе предпринимаются попытки связать пределы допустимого перераспределения с тем, чего индивиды способны достичь самостоятельно, не прибегая к коллективным действиям, например, с помощью действий, направленных на соблюдение прав собственности. См., например: Robert Nozick. Anarchy, State, and Utopia. New York: Basic Books, 1974.

В практическом плане хотелось бы добавить, что то, чего индивиды могут добиться самостоятельно, вероятно, достаточно ограниченно и не налагает значительных ограничений на перераспределение.

138

См., например, Конституцию ЮАР 1993 г.

139

Сам Смит не придерживается подобных убеждений. В отличие от своих последователей он уделяет ограничениям рынка гораздо больше внимания.

140

Hirschman Albert. Shifting Involvements: Private Interest and Public Action. Princeton: Princeton University Press, 1982.

141

В период моей работы в Совете мы занимались разработкой разнообразных «малозатратных» для бюджета стимулов — например, увеличение активно инвестирующим фирмам срока отнесения прибылей и убытков на более поздние периоды, что вело бы даже к росту общей экономической эффективности (фирмы. — Пер.). Напротив, программы, предложенные Дж. Бушем, ограничивали эти возможности для фирм, желающих получить право на освобождение от налогообложения дивидендов.

142

См.: Gale W., Orszas P. A Reckless Budget // Financial Times. 2003, February 3.

143

Stiglitz J. Bush's Tax Plan — The Dangers // New York Review of Books. March 13,2003. Vol. 50, no. 4.

144

Именно это происходит в некоторых европейских странах и используется в практике обращения с рядом небольших корпораций. Прибыли корпорации рассматриваются таким образом, как будто они полностью распределяются между акционерами. В этом случае любые нераспределенные прибыли трактуются, как будто акционер реинвестировал их. Как следствие каждый индивид начинает платить налог в соответствии с его собственной налоговой ставкой: при этом индивиды с максимальным уровнем доходов платят порядка 40%, а те, у кого уровень доходов минимален, платят небольшие налоги или вовсе не платят их. Согласно же схеме, предложенной Бушем, индивиды с высокими и низкими уровнями доходов выплачивают налоги, ставка которых и в том, и в другом случае равняется 35%.

145

См.: Gale W., Orszag P. The Economic Effects on Long-Term Fiscal Discipline. Urban Institute — Brookings Institution Tax Policy Center Discussion Paper, December 17,2002, а также Gale W., Orszag P A Reckless Budget.

146

Об этих недостатках знали даже представители администрации Буша, хотя они и не афишировали их. В то время как администрация заявляла, что в период с 2003 по 2008 г. темпы экономического роста будут возрастать в среднем не более чем на 0,1 процента в год, реальные долгосрочные прогнозы говорили, скорее, о снижении темпов экономического роста по сравнению с тем, что было бы, сложись обстоятельства по-другому.

147

Манипуляции с бюджетом привели к тому, что многие пришли к убеждению, что в действительности издержки снижения налогов могут быть намного выше заявленных Бушем изначально 726 млрд долларов, поскольку Конгресс не посчитает возможным восстановить однажды упраздненные налоги. Нет сомнений, что все это являлось частью стратегии Буша, точно также как возникающий отсюда дефицит был частью стратегии принудительного сокращения государственных расходов. Некоторые полагали, что существовал еще более коварный план: надо было избавиться от профицитов, поскольку они могли быть направлены на оздоровление Системы социального страхования, а без этих профицитов финансовое положение Системы могло бы выглядеть неустойчивым, что способствовало бы намерениям Буша добиться ее приватизации.

148

Alex Berenson (New York Times, May 24. 2003. P. Bl) и Daniel Altman (New York Times, May 24. 2003. P. Bl). Поскольку снижение налогов было, как утверждалось, временным, многие экономисты полагали, что его стимулирующее воздействие окажется гораздо ниже, чем расчетное. В соответствии со стандартной экономической теорией домашние хозяйства планируют свое потребление, исходя из своего постоянного дохода, т.е. суммы, которую они могут потратить в долгосрочной перспективе. С этой точки зрения временное снижение налогов не влияет существенно на долгосрочную покупательную способность, и поэтому большая часть сэкономленного в результате уменьшения налогов пойдет на сбережения. Более современные теории подчеркивают тот факт, что результат зависит, главным образом, от того, кто выигрывает от снижения налогов. Если налоговое бремя снижается для индивидов с невысоким уровнем доходов, расходы которых ограничиваются этими доходами, они израсходуют деньги (на потребление. — Пер.), однако, если снижение относится к высокодоходным категориям, будет наблюдаться лишь небольшое увеличение расходов.

Примечания

1

laisser-faire, франц. (полностью laisser faire laisser passer) — «позвольте им делать, как они делают»: принцип, сформулированный французскими физиократами в противовес господствовавшему тогда меркантилизму (XVIII в.). Доктрина меркантилизма представила главной целью экономической деятельности, в особенности, внешней торговли, всемерное укрепление государства, как абсолютной монархии. Соответственно экономика находилась под жестким контролем государства. Физиократы выступили за невмешательство государства в экономику, в частности, против налогообложения коммерческой деятельности. Принцип физиократов в обиход классической политэкономии ввел Адам Смит (1723-1790). У него он принял форму «невидимой руки» или механизма конкуренции, хотя А. Смит и не был за полный уход государства из экономики, оставляя за ним создание транспортной инфраструктуры и регулирование внешней торговли, не исключающее протекционизма в отношении определенных отраслей. Иеремия Бентам (1748-1832) превратил доктрину lasser-fair в философию индивидуализма и утилитарной этики. Высшей точки развития доктрина получила в трудах Джона Стюарта Милля. Ввиду ее сильнейшего индивидуализма доктрина была охотно взята на вооружение фабрикантами и купцами эпохи промышленной революции. Экономисты Манчестерской школы Ричард Кобден (Richard Cobden) и Джон Брайт (John Bright) вывели доктрину на политическую арену, использовав ее для обосновании отмены «хлебных законов» в Англии (XIX в.). В США доктрина получила в XIX в. несколько иную интерпретацию: всемерной помощи государства капиталистическому предпринимательству, в частности, она использовалась для оправдания огромных государственных субсидий при строительстве частных железных дорог. В то же время ее риторика широко применялась противниками социальной политики. Она нашла также применение в идеологической борьбе против Советского Союза и стран социализма, в частности президентом США Рональдом Рейганом и британским премьером Маргарет Тэтчер. Неоспоримый факт появления в конце XIX в. монополий привел к отказу от безусловного принципа невмешательства государства — оно было призвано встать на защиту «честной торговой» практики. Появилось антимонопольное законодательство. Акцент доктрины laisser faire был перенесен с конкуренции и «невидимой руки» на мотивацию прибыли и развязывание частной инициативы посредством дерегулирования. Но то же понятие «честной торговли» стало с еще большим успехом использоваться в XX в. и начале XXI в. для оправдания протекционистских мероприятий во внешней торговле под флагом борьбы с «нечестной», демпинговой иностранной конкуренцией. — Примеч. пер.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ревущие девяностые. Семена развала"

Книги похожие на "Ревущие девяностые. Семена развала" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джозеф Стиглиц

Джозеф Стиглиц - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джозеф Стиглиц - Ревущие девяностые. Семена развала"

Отзывы читателей о книге "Ревущие девяностые. Семена развала", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.