» » » » Арсений елассонский - мемуары из русской истории


Авторские права

Арсений елассонский - мемуары из русской истории

Здесь можно скачать бесплатно "Арсений елассонский - мемуары из русской истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Древнерусская литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
мемуары из русской истории
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "мемуары из русской истории"

Описание и краткое содержание "мемуары из русской истории" читать бесплатно онлайн.



Главный исторический труд Арсения - его мемуары о пребывании в России - дошел до нас не в авторском варианте, а в обработке его соотечественников - архимандрита Христофора и архидьякона Неофита, прибывших в Москву в 1619г. вместе с иерусалимским патриархом для поставления в московские патриархи Филарета Никитича Романова, вернувшегося из польского плена. Греческие монахи точно скопировали авторский текст, тщательно описывающий события с момента приезда архиепископа Арсения Елассонского в Москву в 1588 г. до разорения Москвы в 1611 г. (этот фрагмент предварен небольшой справкой по истории России, более подробно излагающей ход событий с начала царствования Федора Ивановича). Дальнейшие же события до вступления на престол Михаила Федоровича Романова в 1613 г. и смерти атамана Заруцкого в 1614 г. изложены ими схематически. Вероятно, записки Арсения после 1611 г. были не вполне им обработаны. Рукопись, содержащая данные тексты, была обнаружена в греческом трапезундском Сумелийском монастыре (в Малой Азии) только в конце XIX в. Кроме собственно мемуаров она содержит составленое, очевидно, теми же редакторами житие Арсения Елассонского (как местночтимый святой Арсений почитался и в Суздале) и стихотворный панегирик, где он сравнивается с Гомером.






(Позорная смерть царя Димитрия из монахов)

Через шесть дней бояре и весь синклит двора, устроивши совещание, предали сего царя Димитрия позорной смерти. Скинувши с него царские одежды, нагим тащили его вон из дворца по улице и бросили его нагого на площадь. Там в течении четырех дней он находился без призора и непохороненным. Все, видевшие его, насмехались над ним и называли его преступником, лжецом и расстригою. Позорили его и жестоко насмехались над ним мужчины и женщины, малые и большие. После позорной смерти его люди недальновидные выдали свите ее царицу Марию, которая и послужила причиною всех бед, как некогда Елена для великого города Трои, не предвидя по недальновидности грядущее, что может произойти отсюда.

Народ московский, без согласия великих бояр, бросился на поляков и многих бояр, боярынь, многих благородных детей и многих воинов умертвил и отнял у них имущество и оружие их. Великие бояре и дьяки двора и писцы с великим трудом и усилием успокоили неразумный народ, так как он намеревался стереть с лица земли всех пришедших из Польши. После четырех дней, извлекши труп его, сожгли вне Москвы, и в тот час, в который извлекли труп за город, пала вся крыша великих ворот крепости. Кровля была большая, высокая и прочная. Это послужило признаком начала ужасных бедствий. Этот Димитрий процарствовал в великой Москве десять месяцев и прежде венчания на царство месяцев восемь и двенадцать дней. Царствование не принесло пользы ему, а скорее причинило вред.

Царствование благочестивейшего царя и великого князя Василия Шуйского Храброго

Через три дня по кончине царя Димитрия все бояре и синклит и народ великой Москвы, без согласия всего народа великой России и прочих городов и начальников, провозгласили царем великой Москвы и всей России Василия Шуйского. Бояре и синклит, пришедши с ним во всечестный соборный храм Пречистой Богородицы, в понедельник, с архиереями без патриарха кир Игнатия, низложенного в воскресение с патриаршего трона без какого-либо законного расследования, пропели молебен. В следующее воскресение, 26 мая месяца, во всечестном храме Пречистой Богородицы архиереи, имея во главе Исидора, преосвященнейшего митрополита Великого Новгорода, короновали сего царя Василия Шуйского, взявши с князя Василия Шуйского предварительно клятву, в присутствии всех и пред св. крестом, в том, что он не будет невинно пытать бояр и народ по каждому делу; что пусть не наказывается отец за сына, ни сын - за отца, ни брат - за брата, ни родственник - за родственника, только виновник пусть несет наказание, после тщательного расследования, по законам, согласно с виною его, а не так, как прежде [было] во времена царя Бориса, который за одного преступника наказывал многих, и происходили [отсюда] ропот и большая несправедливость. Царь этот Василий оказался весьма скупым и неблагодарным, и не воздал почестей воинам и не дал обычных даров боярам и священникам, которые раздавали прежние цари, под тем предлогом, что его предшественник, царь Димитрий, расточил царскую казну, а он значительно увеличил ее, потому что получил многочисленные подарки от бояр и народа и бояр польских и не успел отдарить их; все подарки остались в царской казне. По этой причине быстро начались для него многие бедствия и создались поводы к многочисленным скандалам для него со стороны обиженных бояр и всего народа, провозгласивших, что царь Димитрий убежал. Другие признали многих сыновей у царей Иоанна царя и Феодора, и большинство, оставивши его [Шуйского], последовали [за ними] и служили им. В крепости Путивльской признали некоего юношу по имени Петра, называя его сыном царя Феодора Ивановича, которому поклонились многие города, вся Северская земля, Калуга и Тула, укрепленные города, и воцарился он в Туле. Царь Василий, явившись в Тулу с многочисленным войском, осаждал ее в течение семи месяцев. С трудом она была предана ему после того, как царь Василий дал клятву, что он не предаст смерти Петра и воевод, бывших с ним, и что он не причинит вреда ни гражданам, ни городу. И после того, как город сдался, царь не сдержал своей клятвы и первого его воеводу Ивана Болотникова отправил в Москву на показ всем. И назначивши в Туле своего воеводу и судей, быстро отправился и сам в Москву, оставив город Калугу и другие города невзятыми, и даже не выслал воинов взять их, чтобы не дать воинам положенных наград. Все возвратились в Москву, и все воины, покинувши его, разошлись по домам. Упомянутого Петра, именуемого сыном царя Феодора, преступивши клятву, [царь] повесил, а Ивана Болотникова, как достойнейшего мужа и сведущего в военном деле, и прочих с ним, удаливши в далекое изгнание, тайно умертвил там. Итак, когда все это произошло, весь народ был весьма возмущен и пришел в негодование против царя. И снова крепость Путивль и вся Северская земля провозгласили царем Димитрия, так как он жив и царствует. Царь Василий, услышавши это, царицу Марию и отца ее и бояр, приехавших из Польши, отправил из Москвы в отдаленное изгнание, во внутренние города России. Итак, если бы он пожелал взять себе в супруги царицу Марию, так как он был вдов и в ту пору не имел супруги, при полном желании самой царицы, ее отца Георгия Сендомирского и всех его сторонников, то он не лишился бы царства, - но он предпочел взять себе [в супруги] молодую и красивую девушку и избрал и вступил в брак с юною красивою девицею, дочерью князя Петра Ростовского, - девица была красивейшая и разумная, - от которой он имел двух дочерей Анну и Анастасию.

Действительно, царица Мария послужила [причиною] гибели и разрушения всей России и великой Москвы. Как некогда Елена была [причиною несчастия] для Трои и всей Фригии и Эллады, так и она сделалась тем же для Москвы, России, Неметчины и Польши; и как там умерли от убийственного меча многие храбрые и благородные мужи и особенно цари: великий и славный храбростью, умом, благородством и красотою Ахиллес и мужественный великий Гектор, сын царя Приама и Гекубы, великий и славный мужеством Аякс, сын Эака, Патрокл, самый любимый родственник великого Ахиллеса, и многие другие и бесчисленные [мужи], точно таким же образом и эта царица Мария в России послужила причиною гибели многих: из царей одного предала мучительной смерти, а другого сослала в отдаленную ссылку; супруга своего, одетого в рубище и тяжко осужденного, отлученного от жены и детей, братьев и родственников, предала позорной смерти и, наконец, огню; отцу же и братьям причинила огорчение и довела их до великой нищеты и скитания на чужбине; великую Москву сожгла, многие города великой Руси и деревни опустошила, множество мужей погубила не только русских, но поляков и немцев.

Снова возвратимся на предлежащее.

Итак, Путивль и другие города Северской земли провозгласили царем другого, юношу благоразумного, прекрасного, милостивого, весьма образованного и искусного в военном деле, называя его Димитрием, убитым пред тем царем. На его стороне оказались не только русские, но и поляки, родственники царицы Марии, и родственники, знакомые и друзья убитых пред тем в Москве, чтобы отомстить за несправедливо пролитую кровь. Услышавши это, царь Василий послал брата своего князя Димитрия с великим войском, и когда произошло сражение, то князь Димитрий, брат царя, потерпел сильное поражение, и сам и бывшие с ним убежали ни с чем, без всякого оружия. Этот князь Димитрий удалился в Москву, а прочие все, куда успели. Эта битва происходила вблизи Волхова. Димитрий, именуемый новым царем, захвативши пушки и весь военный снаряд, и богатство, и все, что необходимо для войны, у войска князя Димитрия, брата царя, храбро и с великою радостию прибыл в Москву, не встретив ни с чьей стороны никакого препятствия; все - и всякий город и деревня выражали ему покорность. Подчинился ему и великий Владимир, только Смоленск и Коломна, по грехам, не подчинились, прочие же города, одни путем убеждения, а другие путем завоевания были захвачены. Сам он устроил стоянку вблизи Москвы в семи милях, в местечке, называемом Тушино. Он осаждал Москву в течение восемнадцати месяцев и не овладел ею по причине многочисленного народонаселения города, но во время войны с обеих сторон были убиты многие. Итак, когда они воевали в течение долгого времени, выступил в поход великий король польский Сигизмунд и осадил город Смоленск, чтобы взять его, и, весьма долго осаждавши, не овладел им. Великий король отправил посла к царю Димитрию с грамотою, содержание которой никому не известно. Сам же Димитрий, испугавшись посланника, наслышавшись ложных известий, так как при нем находилось много польских солдат, тайно убежал в Калугу, покинув царицу свою Марию, дочь воеводы Сендомирского, которую, не желая взять себе [в супруги], царь Василий отпустил с отцом ее и со многими боярами, оставшимися от вышеописанного убийства. Царь Василий и Мария царица и послы великого короля Александр и Николай, заключивши клятвенный договор с послами короля предшествующего года относительно того, чтобы они возвратились в Польшу к великому королю, дабы утвердить условия мира, которые они высказали и скрепили клятвою, и, таким только образом, царь позволил всем им иным путем удалиться на родину. Они же или добровольно, или силою были на пути задержаны царем Димитрием, и он взял царицу Марию, говоря, что она - жена его; согласилась и подтвердила и она и отец ее, заявивши пред всеми, что он прежний ее муж, царь Димитрий, венчанный в Москве. Нарушили [таким образом] клятвы и обещания царица Мария и отец ее и все находившиеся при них. Итак, сам царь Димитрий, как я сказал, убежал тайно в Калугу. Все виновники многих злодеяний с радостию приняли его в Калуге, войска же его разошлись, одни удалились в Москву, другие к великому королю под Смоленск, а третьи к нему в Калугу. Итак, когда это случилось, царь Василий, собрав большое войско, под командою брата своего Димитрия Шуйского отправил его против великого короля. Когда произошла битва с полководцем великого короля Станиславом Жолкевским, князь Димитрий, брат царя, был разбит наголову и убежал назад в Москву сам и все с ним бывшие. Немалочисленные изменники царя Василия, захвативши наперед некоторых бояр Москвы, отправились к великому королю, находившемуся под Смоленском, умоляя и прося его дать сына его Владислава в цари великой Москвы и всей России. Великий король, с радостию выслушавши их просьбу, обещался исполнить [ее]. Эти русские бояре послали в Москву письмо, написавши об обещании великого короля относительно сына его Владислава. Бояре Москвы и весь народ, услышавши об этом, с великою радостию приняли обещание великого короля. Великий король отправил грамоты к боярам и народу и к великому своему полководцу Жолкевскому с просьбою договориться о мире. И когда пришел полководец Станислав Жолкевский под Москву с большим войском, то раскинул свои палатки вблизи Москвы, по ту сторону реки, на поле, не встречая сопротивления ни с чьей стороны, потому что приход его был весьма приятен. В эти дни вернулся из Калуги и именуемый царь Димитрий с великим войском под Москву, и поставил он свои палатки по другую сторону реки, на поле, с другой стороны Москвы. Бояре же и весь народ московский с патриархом, с архиереями и священниками обсудили наперед и предпочли иметь царем и великим князем их Москвы сына великого короля Сигизмунда Владислава. И сговорившись друг с другом, удалили царя Василия из царского дворца и отправили его и царицу Марию в старый дом его. И спустя три дня, вопреки его желанию, постригли его в монахи, назвавши его Варлаамом. Равным образом постригли в монахини и царицу Марию. Царя монаха Варлаама заключили в Чудовском монастыре, т. е. [Алексея] чудотворца, а царицу - в женском монастыре Иоанна Предтечи. И по окончании царствования Василия Шуйского вышел из Москвы великий боярин князь Феодор Иванович Мстиславский и многие другие с ним бояре и дьяки и многие из синклита, в воскресение, и соединились с полководцем великого короля Станиславом Жолкевским, и повели речь о мире. И согласившись друг с другом, они произнесли между собою страшную клятву, чтобы никто не был изменником, пренебрегши условия. Итак, услышавши это, царь Димитрий снова бежал в Калугу с немногими солдатами, потому что все поляки оставили его. Конечно, ради прочной верности они написали и грамоты по-русски и по-польски, заключающие в себе границы и чин царства, дабы они были неподвижны и нерушимы великим королем и царем Москвы и всей России Владиславом, сыном его. И когда установилась дружба и великий мир между русскими и поляками, явился в Москву великий полководец Станислав Жолкевский и все войско его и обдумывали, что предпринять относительно царя Димитрия, потому что он снова царствовал в Калуге и над всею Северскою землею. Итак, в это время отправил патриарх кир Гермоген и архиереи, и бояре, и весь синклит двора, и весь народ Москвы митрополита ростовского кир Филарета, великого боярина князя Василия Голицына, князя Даниила и Захария Ляпунова из Рязани и Томило, великого дьяка дворца, и архимандритов, игуменов, протопопа, и священников, и диаконов, царских секретарей, и купцов с грамотами и многочисленными подарками по чину и чести к великому королю Польши Сигизмунду на поклон и с просьбою относительно сына его Владислава, высказывая удовольствие и желая, чтобы он царствовал над ними и был царем и великим князем Москвы и всей России. Эти же все, явившиеся к великому королю и поклонившиеся ему, передав грамоты и многие дары, были приняты весьма радостно, прося сына его, чтобы он дал его им на царство у них в великой Москве и во всей России и во всей северной стране. Король охотно принял их просьбу и согласился исполнить это вскоре, но не выполнил требуемого ими до конца, пребывая там в войне, чтобы овладеть Смоленском. Итак, великий король отправил в Москву грамоту к боярам и народу с просьбою, чтобы они прислали к нему для большей верности Василия царя, называемого монахом Варлаамом, и братьев его князя Димитрия и князя Иоанна. Они, получив грамоту, скоро отправили его и братьев его. Явившийся к великому королю царь Василий был принят любезно сам и его братья. Великий король, сняв с царя Василия, в монашестве Варлаама, монашеские одежды, облек его в мирские и отправил его вместе с братьями его в Польшу под охрану. Итак, великий король продолжал осаду, чтобы взять Смоленск. Спустя три месяца был убит царь Димитрий в Калуге от некоего князя Петра ногайца. И по причине медлительности и непостоянства короля, не желающего решиться, чтобы дать [в цари] сына своего, и осаждающего Смоленск, не произошло ничего хорошего. Итак, жители Москвы и всей России, услышавши, что великий король воюет против Смоленска и сына своего не желает дать, весьма опечалились, и не только русские, но и все польские воины. Итак, русским и полякам, отправившим послов с грамотами к великому королю, он не дал ответа - отпустить или не отпустить [сына царствовать], продолжая осаждать Смоленск. Удалившийся с немногими людьми полководец Станислав Жолкевский, оставивши в Москве пана Александра Ивановича Гонсевского, пошел за войсками к великому королю, чтобы укрепить соглашения и написанное относительно мира и послать сына его, как сказали раньше, в великую Москву в качестве царя, потому что избрал сего сына великого короля, Владислава Сигизмундовича, великий патриарх Москвы и всей России кир Гермоген с архиерейским собором и синклитом и всем народом. Но и этот не мог изменить мнения великого короля. Случайно он слушался несправедливых убеждений врагов и не решился послать сына своего, но осаждал Смоленск, который, по причине непокорности своей, не только погубил себя самого, но и многие города и деревни совершенно опустошил и самый великий город Москву привел в ничтожество. Все жители Москвы и города России, услышавши, что великий король не желает давать сына своего в цари им и, поправ договоры, утвердить написанное, заключенное с главнокомандующим Жолкевским, бесчестили воинов великого короля. Восставшие города - Калуга, Рязань и другие города назначили воеводу боярина Прокопия Ляпунова из города Рязани и другого с ним, Ивана Мартыновича Заруцкого, командующими войсками, - помимо согласия и желания бояр и народа великой Москвы, потому что Москва еще ожидала сына короля.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "мемуары из русской истории"

Книги похожие на "мемуары из русской истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора арсений елассонский

арсений елассонский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Арсений елассонский - мемуары из русской истории"

Отзывы читателей о книге "мемуары из русской истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.