» » » » Джозеф Стиглиц - Глобализация: тревожные тенденции


Авторские права

Джозеф Стиглиц - Глобализация: тревожные тенденции

Здесь можно скачать бесплатно "Джозеф Стиглиц - Глобализация: тревожные тенденции" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Национальный общественно-научный фонд, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Глобализация: тревожные тенденции
Издательство:
Национальный общественно-научный фонд
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
9785244010312
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Глобализация: тревожные тенденции"

Описание и краткое содержание "Глобализация: тревожные тенденции" читать бесплатно онлайн.



В труде выдающегося американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике за 2001 г. Джозефа Юджина Стиглица, впервые публикуемом на русском языке, излагаются глубоко аргументированные взгляды и размышления по проблемам глобализации, которые приобрели исключительную актуальность в наше время. Особый интерес имеют суждения автора по вопросам реформ в России. Написанная в научно-публицистическом жанре книга может быть рекомендована широким кругам читателей.






38

О теореме Коуза см.: Coase R. Н. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics 3 (1960). P. I-44. Эта теорема справедлива только в условиях, когда нет трансакционных издержек и несовершенства информации. Коуз сам признает значение этих ограничений. Более того, невозможно полностью определить права собственности, и это особенно относится к переходным экономикам. Даже в передовых промышленных странах права собственности всегда ограничиваются соображениями охраны среды обитания, правами наемных работников, правилами зонирования и т.п. Хотя закон и пытается быть по возможности более точным в этой области, часто возникают споры, которые должны разрешаться правовыми процессами. К счастью, в «правовом государстве» существует общая уверенность, что это будет сделано честно и справедливо. Но в России мы имеем другой случай.

39

Хотя предполагалось, что это делается в интересах обороны, как мы уже отмечали раньше, эта ссылка на оборонную необходимость была сомнительной. Олигархи не предоставляли финансовых средств для переизбрания Ельцина, они обеспечили его организационной базой (и поддержкой телевидения), в которой он нуждался.

40

Бывшие коммунистические партии или их лидеры в настоящее время правят в следующих странах с переходной экономикой: Албания, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Россия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Хорватия.

41

Я оказался в очень неловком положении во время моего посещения России в конце 1993 г. при встрече с Егором Гайдаром, первым заместителем премьер-министра, курирующим экономику. Он знал свою экономику, и он знал, что Россия не занимается демпингом, в каком бы расширенном смысле это понятие ни использовалось в экономике. Что я мог ему сказать?

42

Более подробно см.: Du Bois М. and Norton E. Foiled Competition: Don't Call It a Cartel, But World Aluminum Has Forged a New Order // Wall Street Journal, June 9, 1994. В этой статье отмечалось, что тесная связь между О'Нилом и Боуменом Каттером, в клинтоновской администрации занимавшим пост заместителя директора Национального экономического совета, была тем инструментом, с помощью которого «провернули» сделку. Россиянам подсластили пилюлю инвестициями в акции на сумму в 250 млн. долл., гарантированными OPIC[71]. Американские алюминиевые бароны делали все для сохранения внешнего приличия, чтобы избежать антитрестовского иска, а американское правительство выделило трех юристов, специализирующихся на антитрестовском законодательстве, которые, согласно данной статье, разработали текст соглашения в осторожных и очень туманных терминах, чтобы удовлетворить министерство юстиции США.

В 1995 г. этот картель начал распадаться по мере роста мирового спроса на алюминий, а также трудностей подчинения российских производителей картельному соглашению. См.: Givens S. Stealing an Idea from Aluminum // The Dismal Scientist, July 24, 2001. Кроме того, против «Алкоа» и других американских производителей было возбуждено дело по обвинению в заговоре с целью ограничения свободы торговли, но дело в. суде было прекращено. См.: Davidow J. Rules for the Antitrust/Trade Interface, Miller & Chevalier, September 29, 1999 и www.ablondifoster.com/librarv/article.asp?pubid=143643792001&groupid=12. Редакционную статью, выражающую аналогичное мнение, можно найти в Journal of Commerce, February 22,1994.

Но история этим не кончается: в апреле 2000 г. появилось сообщение о том, что два российских олигарха (Борис Березовский и Роман Абрамович) успешно сформировали частную монополию, контролирующую 75-80% годовой продукции России, создав вторую по величине алюминиевую компанию в мире (после «Алкоа») // Russian Aluminum Czars Joining Forces. The Sydney Morning Herald, April 19, 2000, a также: Meier A. and Zarakhovich Y. Promises, Promises // Time Europe 155(20), May 22, 2000. См. также: Behar R. Capitalism in a Cold Climate // Fortune (June 2000). Несмотря на все сообщения, говорящие об обратном, Борис Березовский яростно отрицает свои правонарушения в России.

43

Колодко писал в «Нью-Йорк таймс»: «Но была и другая, также важная грань нашего успеха. Польша не обращалась за одобрением к международному финансовому сообществу. Вместо этого мы хотели, чтобы реформы получили одобрение польских граждан. Заработная плата и пенсии выплачивались и корректировались на инфляцию. Существовало пособие по безработице. Ведя переговоры с зарубежными инвесторами и финансовыми институтами, мы исходили из интересов нашего общества». См.: Kolodko George W. Russia Should Put Its People First // New York Times, July 7,1998.

44

Польша также продемонстрировала, что можно при сохранении государственной собственности не только предотвратить обдирание активов, но и реально повысить производительность. На Западе крупный прирост производительности ассоциируется не с приватизацией, а с корпоратизацией, т.е. наложением жестких бюджетных ограничений и ведением дел на коммерческой основе на предприятиях, сохраняя их в государственной собственности. См.: Vickers J. and Yarrow G. Privatization: An Economic Analysis (Cambridge, MA: MIT Press, 1988). Ch. 2, и Vickers J. and Yarrow G. Economic Perspectives on Privatization // Journal of Economic Perspectives 5(2) (Spring 1991). P.111-132.

45

В 1990 г. чистый приток частного капитала в Китай составил 8 млрд. долл. К 1999 г. он вырос до 41 млрд. долл. и более чем в десять раз превысил приток капиталов в Россию в том же году (World Bank, World Development Indicators 2001).

46

См., например, World Bank. World Development Report 1996: From Plan to Market (London and New York: Oxford University Press, June 1996).

47

Самая удачная аргументация из тех, которые российские радикал-реформаторы использовали для оправдания своих провалов, заключается в следующем: мы не знаем другого сценария истории, того, что могло бы случиться, повернись она по-иному. Выбора у этих других стран просто не было. К моменту взятия власти радикал-реформаторами реформа под руководством центра, как это было в Китае, оказалась невозможной, поскольку централизованная власть в России рухнула. Альтернативой был захват предприятий номенклатурой, фактически действующим менеджментом, который во многих случаях происходил стихийно. Я в противоположность этим взглядам утверждаю, что осознание этих проблем делало тем более необходимым отказ от проведения в жизнь той стратегии приватизации и либерализации, которая была осуществлена. Развал централизованной власти делал более легким и более важным разукрупнение больших предприятий, особенно в добыче природных ресурсов, на конкурирующие между собой части, что привело бы к большей диффузии экономической власти. Ситуация также делала более необходимой обеспечение того, чтобы работоспособная налоговая система была на своем месте еще до того, как источники, генерирующие доходы, будут отданы в частные руки. В китайских реформах важное место занимала децентрализация принятия экономических решений. Альтернативные стратегии могли в конце концов и не сработать, но трудно поверить в то, что дела могли обернуться хуже, чем это фактически оказалось.

48

См.: Fischer S. On the Need for an International Lender of Last Resort // Journal of Economic Perspectives 13 (1999). P. 85-104. Фишер, как многие другие, отстаивает концепцию кредитора последней инстанции, проводя аналогию между ролью центрального банка в пределах страны и ролью Фонда на международной арене. Но эта аналогия обманчива. Кредитор последней инстанции в пределах страны необходим потому, что принцип обслуживания вкладчиков «кто первый придет, тот первым и получит» создает возможность набегов на банки. См.: Diamond D. and Dibvig P. Bank Runs, Deposit Insurance, and Liquidity // Journal of Political Economy 91 (1983). P. 401-419. И даже если такой кредитор присутствует, то этого все равно недостаточно для предотвращения набегов на банки, как это ярко демонстрирует пример Соединенных Штатов. Кредитора в последней инстанции делает достаточным для этого только существование сильного банковского регулирования и страхование депозитов. И никто, даже самый ярый сторонник МВФ, не предлагает ничего похожего на страхование депозитов. Более того, жесткость, с которой Фонд проводил в жизнь свои политические мероприятия, заставляет многие страны относиться настороженно к передаче Фонду слишком многих регулятивных полномочий (даже если бы области регулятивных полномочий могли быть точно разграничены и даже если бы не приобрели первостепенного значения споры вокруг проблем национального суверенитета). Нужно заметить, что регулирующие органы США часто подчеркивали, что хорошо разработанная политика упреждения является ключевой частью макроэкономического управления, в то время как МВФ обычно выступает против упреждения. В другом месте я уже говорил, что этим самым Фонд впадает в основную ошибку композиции: при наличии системных проблем отсутствие мер упреждения способствует развитию саморазрушительных тенденций, так как любой банк, неспособный собрать дополнительный капитал, начинает отзывать свои кредиты, и это приводит к быстро распространяющейся волне дефолтов и усиливающемуся экономическому спаду.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Глобализация: тревожные тенденции"

Книги похожие на "Глобализация: тревожные тенденции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джозеф Стиглиц

Джозеф Стиглиц - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джозеф Стиглиц - Глобализация: тревожные тенденции"

Отзывы читателей о книге "Глобализация: тревожные тенденции", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.