Елизавета Уварова - Аркадий Райкин

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Аркадий Райкин"
Описание и краткое содержание "Аркадий Райкин" читать бесплатно онлайн.
Вероятно, никто в СССР не мог сравниться по популярности с Аркадием Райкиным. Гениальный мастер перевоплощения, «человек со многими лицами», он играл в спектаклях, выступал на радио, записывал пластинки, снимался в кино и озвучивал мультфильмы. Райкин вышел далеко за пределы своего жанра, став фигурой общественной. Со всех концов страны шли к нему письма с благодарностями за его искусство, просьбами помочь купить мотоцикл и требованиями обеспечить торговлю лезвиями для бритья. Он говорил со сцены такие смелые слова, что у зрителей перехватывало дыхание, обогатил русский язык словом «авоська» и идиомами вроде «вкус специфический». Для Аркадия Исааковича писали знаменитые сатирики, от Михаила Зощенко до Михаила Жванецкого. Он дружил с Львом Кассилем и Леонидом Утесовым, принимал у себя Марселя Марсо, Ива Монтана и Симону Синьоре. За его здоровье поднимал бокал Сталин, Хрущев стал объектом его пародии, а Брежнев помог его театру перебраться из Ленинграда в Москву.
Книга доктора искусствоведения Елизаветы Уваровой окрашена ее личным отношением к герою, с которым ей довелось работать.
При оформлении книги использованы фотографии из личных архивов автора и семьи Аркадия Исааковича Райкина.
4 июня — открытие после реконструкции здания театра «Сатирикон».
Сентябрь — поездка в США со спектаклем «Избранное», десять концертов в семи городах.
24 октября — последний выход на сцену в спектакле «Мир дому твоему».
17 декабря — смерть Аркадия Райкина в Кунцевской больнице.
20 декабря — похоронен на Новодевичьем кладбище.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Ардов В. Аркадий Райкин // Театр. 1965. №11.
Аркадий Райкин в воспоминаниях современников. М., 1997.
Бейлин А. Аркадий Райкин. JL; М., 1960; 1965; 1969.
Белинский А. А. Репетирует Аркадий Райкин // Неделя. 1974. 2—8 сентября. № 36.
Вермонт Е. Конкурс эстрады // Театр. 1940. № 1.
Горшенина В. Прошлое не отменяется. М., 2007.
Дмитриев Ю. Аркадий Райкин // Эстрада и цирк глазами влюбленного. М., 1971.
Зеленая Р. Разрозненные страницы. М., 1981.
Золотницкий Д. Трагифарсы времени // Санкт-Петербургские ведомости. 1991. 24 октября.
Карцев Р. Малой, Сухой и Писатель. М., 2001.
Кассиль Л. Райкин и его маски // Знамя. 1957. № 7.
Кушелевская Т. Аркадий Райкин вместе с нами. М., 2006.
Лиходеев Л. Как сказал Райкин // Советская эстрада и цирк. 1967. № 6.
Максимов (Райкин) М. А. Про то и про это. М., 1999.
Мин Е. Литература и эстрада // Звезда. 1955. № 4.
Мое актерское интервью: 37 вопросов Аркадию Райкину // Советская эстрада и цирк. 1967. № 12.
Набатов И. Заметки эстрадного сатирика. М., 1957.
Овчинникова С. Страсти по Константину. М., 2006.
Поляков В. Товарищ Смех. М., 1976.
Райкин А. Воспоминания. М., 1998.
Райкин А. Электрокардиограмма // Смена. 1978. № 13, 15.
Розовский М. Режиссер зрелища. М., 1973.
Рома Р. Два рассказа о Райкине // Юность. 1974. № 10.
Самойлов Я. Аркадий Райкин и его театр. Детройт, 1984.
Уварова Е. Аркадий Райкин. М., 1986; 1992.
Фролов В. Волшебники живут рядом // Советская эстрада и цирк. 1964. № 12.
Хикмет Н. Близкое каждому // Театральная жизнь. 1960. № 1.
Храмов В. Несколько дней с Аркадием Райкиным // Театр. 1975. № 1.
Примечания
1
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), Центральный московский архив-музей личных собраний (ЦМАМЛС).
2
Позднее в семье Райкиных родился еще один сын — будущий артист Максим Максимов-Райкин (1927—1999).
3
Это театральное учебное заведение, история которого насчитывает уже третье столетие, многократно переименовывалось: в первые послереволюционные годы оно называлось Школой актерского Мастерства, в 1922 году, после объединения с Курсами мастерства сценических постановок, Институтом ритма, Драматической школой и Хореографическим техникумом стало носить название «Институт сценических искусств» (ИСИ); в 1926-м превратилось в Техникум сценических искусств (ТСИ); в 1936-м, объединившись с театральными учебными заведениями при ленинградских театрах, было переименовано в Центральное театральное училище (ЦТУ); в 1939-м превратилось в Ленинградский театральный институт (ЛТИ); в 1962-м получило название «Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии» (ЛГИТМиК); ныне — Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства (СПбГАТИ). Однако во все времена он считался высшим учебным заведением, и мы будем называть его институтом, как его называл Аркадий Райкин.
4
«Кривое зеркало» — театр пародии, открытый в Петербурге в 1908 году известным театральным критиком А. Р. Кугелем (1864—1928) и быстро получивший известность благодаря спектаклю-пародии «Вампука, невеста африканская», название которого стало нарицательным для обозначения оперных штампов. В 1910—1917 годах главным режиссером театра стал известный драматург Н. Н. Евреинов. С небольшим перерывом театр работал до 1930 года. Времена менялись, старые приемы и формы, которые продолжали использовать театры миниатюр, подражавшие знаменитому «Кривому зеркалу», требовали обновления.
5
«С и н я я б л у з а» — молодежный полулюбительский театральный коллектив, противопоставивший свое агитационное, публицистическое творчество профессиональной эстраде, впервые появившийся в 1924 году в Москве при Институте журналистики, участники которого выступали в синей спецодежде рабочих. Уже через год «Синие блузы» (иногда использовались названия «Станок», «Красные рубахи» и др.) распространились по всей стране, стали теснить профессионалов. Синеблузники выступали в саду «Эрмитаж», Колонном зале Дома союзов, в 1927 году выезжали на гастроли в Латвию и Германию, в 1928-м — в Маньчжурию и Китай.
6
Наталья Дмитриевна Шпиллер (1909—1995) — солистка Большого театра, лирическое сопрано.
7
Намек на проходившую в 1939 году Всесоюзную перепись населения, которой придавалось большое политическое значение.
8
Главрепертком (Главный комитет по контролю за зрелищами и репертуаром) — орган при Главном управлении по делам литературы и издательств, с 1934 года — при Наркомате просвещения, контролировавший любые публичные выступления, от лекций до танцевальных вечеров, и утверждавший театральный и концертный репертуар. На местах действовали его подразделения — облреперткомы.
9
«Ансамбль герлс» — женский танцевальный ансамбль. Первый в СССР такой коллектив «30 герлс» был создан по зарубежному образцу выдающимся балетмейстером Касьяном Голейзовским в Московском мюзик-холле в 1928 году.
10
Подводного плавания.
11
Протагонист (от греч. protos — первый, agonistes — борец) — актер, исполнявший главную роль в древнегреческом театре.
12
Дуглас Макартур (1880—1964) — американский военачальник, генерал армии (1944), в качестве верховного командующего союзными войсками на Тихом океане во время Второй мировой войны принял 2 сентября 1945 года капитуляцию Японии; главнокомандующий союзными оккупационными войсками в Японии (1945—1951).
13
«Ленинградское дело» —серия судебных дел, сфабрикованных в 1949—1952 годах с целью политической дискредитации ряда партийных и государственных деятелей, выдвинувшихся накануне и в годы Великой Отечественной войны. Они были обвинены в контрреволюционной деятельности, противопоставлении Ленинградской партийной организации ЦК КПСС и репрессированы.
14
Черный кабинет — приспособление иллюзиониста, помещение с обитыми черным бархатом полом, задником и кулисами. При определенном освещении, бьющем в глаза зрителей, достаточно было накрыть голову артиста такой же материей, чтобы возникла иллюзия ее отсутствия.
15
Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности.
16
Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств) — подразделение Наркомата просвещения (Министерства народного образования), ответственное за издательскую деятельность в СССР; с 1946 года — отдельное управление при Совете министров СССР, осуществлявшее функции идеологической цензуры и охраны государственной тайны.
17
Вениамин Львович Зускин (1899—1952) — выдающийся артист Государственного еврейского театра, прославился в роли Шута в «Короле Лире». Незаконно репрессирован по делу Еврейского антифашистского комитета.
18
В доме 4 на Старой площади располагался Центральный комитет КПСС.
19
Л Е Ф (Левый фронт искусств) — творческое объединение, организованное В. В. Маяковским, Н. А. Асеевым, О. М. Бриком и другими, существовавшее в 1922—1928 годах в Москве, Одессе и других городах; его печатными органами были журналы «ЛЕФ» (1923—1925) и «Новый ЛЕФ» (1927—1928).
20
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аркадий Райкин"
Книги похожие на "Аркадий Райкин" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елизавета Уварова - Аркадий Райкин"
Отзывы читателей о книге "Аркадий Райкин", комментарии и мнения людей о произведении.