Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
События революционного периода показали, что народные массы, в особенности в католических странах, упорно противились эмансипации. В их представлении политическая свобода была "свободой от евреев", а не свободой для евреев.
Революционные вспышки 1848 года нередко сопровождались антиеврейскими погромами. В конце апреля разразился погром в Праге. Погромы произошли также в разных городах Венгрии. В Прессбурге (ныне Братиславе - Словакия) христианские жители требовали изгнать евреев из города. В конце концов, под влиянием враждебного общественного мнения евреи были исключены из венгерской Национальной гвардии. Волна погромов прокатилась и по германским странам. В Эльзасе каждое революционное выступление сопровождалось нападениями на евреев. Эксцессы были прекращены только с помощью войска. В Риме чернь обрушилась на евреев после того, как были открыты ворота гетто и евреям было разрешено селиться во всех частях города.
Революционные силы были всюду подавлены, но напуганные власти поспешили дать народу конституцию "по своей воле". Эти конституции должны были умиротворить круги, стоявшие во главе революционных движений и настойчиво требовавшие равенства для всех. Поэтому в некоторые из них включали статью о предоставлении евреям равноправия. В конституции, данной Францем-Иосифом в Австрии в марте 1848 г., сказано, что "гражданские и политические права не зависят от вероисповедания".
Такого рода параграфы о равенстве побудили и правые круги примириться с принципом эмансипации. В начале 1850 г., когда была опубликована "исправленная" конституция Пруссии, содержавшая параграф о признании христианской религии государственной, консервативные круги не посмели вычеркнуть одиннадцатый параграф {493} конституции 1848 года, в котором было провозглашено равенство всех вероисповеданий, и эти две противоречивые статьи продолжали оставаться одна подле другой.
Эпоха революции привела, в общей сложности, к признанию принципа эмансипации в странах Центральной Европы, но его осуществление было сопряжено с большими трудностями. В национальных государствах, как Франция или Голландия, при обсуждении вопроса о равноправии ставилось вполне естественное в глазах либералов условие о том, что евреи должны отказаться от своей национальной индивидуальности и от внутренней автономии и присоединиться на равных началах к господствующей нации. Поэтому сторонники равенства утверждали, что еврейство представляет собой лишь религиозную группу, а не особую нацию. Но во многонациональных государствах проблема эта была значительно сложнее. В Австрии евреи были поставлены перед нелегкой дилеммой: отождествляться ли с немцами или с венграми, поляками, чехами и т. п.
В Венгрии большинство евреев присоединилось к венгерскому национальному движению, возбудив негодование южных славян; а в Чехии, в Познани и в других славянских областях евреи примкнули к немцам, что вызвало ненависть к ним западных славян. В тех частях Польши, которые отошли к Пруссии и Австрии, евреи разделились на два лагеря - польский и немецкий, между которыми нередко возникали трения.
В этих условиях большое число евреев солидаризовалось с теми, кто стремился к сотрудничеству различных национальностей в рамках единою государства на основании внутренней автономии и защиты прав меньшинств. В пределах многонационального государства не было возможности точно определить территориальные границы между областями, населенными различными народами; поэтому требование автономии относилось не к какой-либо территории, заселенной людьми определенной национальности, а к национальной единице, основанной на общности культуры, исторических судеб и т. п. Такое политическое положение и идеологии, формировавшиеся на этой почве, привели к тому, что некоторые круги стали {494} рассматривать и евреев не только как религиозную группу, но и как национальность.
Неудача, постигшая революционные движения конца сороковых годов XIX в., вызвала новую политическую реакцию. Все же только немногие правительства решились полностью отменить законы о равноправии евреев (как поступил, например, папа Пий IX, вновь заперший римских евреев в гетто); в большинстве государств Центральной Европы реакция выражалась в дискриминации административного порядка.
В Пруссии евреи были снова лишены возможности занимать государственные должности. В Австрии они были ограничены в праве приобретать недвижимое имущество, и перед ними был закрыт доступ к свободным профессиям. В других немецких государствах было ограничено их право на свободное передвижение и на выбор профессии. Таким образом, надежды, которые евреи возлагали на революцию, потерпели полное крушение. Разочаровавшись в возможности добиться политической свободы в Европе, многие участники революции эмигрировали в Америку, казавшуюся им страной идеального равенства.
Однако ограничительные постановления правительств в Центральной Европе не были долговечны. Политическое и экономическое развитие этих стран неминуемо влекло за собой такие перемены в государственном и общественном строе, которые в конце концов должны были обеспечить и полное равенство евреев перед законом.
Когда в Пруссии к власти пришел Бисмарк, его правительство начало осуществлять насильственное объединение Германии. После победы над Австрией в 1866 г. и основания "Северогерманского союзам в объединенном рейхстаге образовалось либеральное большинство. Этот рейхстаг принял в ноябре 1867 г. решение, запрещавшее урезывать какие-либо права из-за принадлежности к тому или иному вероисповеданию, а 3 июля 1869 г. был принят закон, гласящий, что "все еще существующие ограничения в гражданских и политических правах, вытекающие из принадлежности к вероисповеданию, отменяются". Этот закон открыл евреям доступ к должностям в правительственных учреждениях, включая судебное {495} ведомство, и к преподавательской деятельности во всех государственных учебных заведениях. В остальных немецких государствах этот закон вошел в силу лишь по завершении объединения Германии в 1871 г.
В Австрии полное равноправие было достигнуто в 1867 г. после того, как была введена новая конституция. Аннулирование конкордата с Ватиканом, в 1868 г. повлекло за собой изъятие вопросов народного образования и законов о гражданском состоянии из компетенции церкви, что также в значительной степени облегчило осуществлено равноправия.
В Венгрии проведение в жизнь закона о равноправии было обусловлено некоторыми реформами еврейской религии. Равноправие в Италии было тесно связано с объединением, ее государств вокруг Сардинского королевства, даровавшего все права евреям. В 1870 г., упразднением светской власти папы и объявлением Рима столицей объединенной Италии, евреи этого города тоже стали полноправными гражданами.
Одной из стран, упорно отказывавшихся, признать равноправие евреев, была Швейцария, в которой им вообще было запрещено постоянное жительство. Им разрешалось проживать лишь в. кантоне Ааргау, но без возможности пользоваться гражданскими правами. В 1856 году федеральный парламент Швейцарии постановил. предоставить евреям кантона Ааргау право свободного передвижения по всей стране, но жители ряда других кантонов воспротивились этому. Вся Швейцария была, охвачена антиеврейской агитацией. В конце 1862 г. был проведен референдум о равноправии евреев, и подавляющее большинство высказалось против него. Этот вопрос повлек за собой также отмену принятого федеральным парламентом закона о равноправии. Только в конституции 1874 года были аннулированы все ограничения по отношению к лицам нехристианского вероисповедания, и принцип равноправия евреев был признан и в Швейцарии. Этим актом был завершен процесс правовой эмансипации. евреев во всех странах Центральной Европы.
{496}
Глава девятая
МЫТАРСТВА РУССКОГО ЕВРЕЙСТВА. БОРЬБА ЗА ЭМАНСИПАЦИЮ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
В то время как в странах Центральной Европы велась борьба за эмансипацию, в России царил безграничный произвол властей по отношению к евреям. Война с Наполеоном приостановила два мероприятия, посредством которых русское правительство пыталось изменить образ жизни евреев: выселение их из деревень и основание особых земледельческих колоний на юге страны. "Защитить коренное население от эксплуатации и пагубного влияния евреев", и уменьшить вред, якобы ими причиняемый, путем их перевоспитания оставалось основной целью властей во вторую половину царствования Александра I и во всю эпоху Николая I.
Несмотря на лояльность еврейского населения во время французского нашествия, власти продолжали относиться к евреям с недоверием. Им запрещалось проживать в городах, в которых находились крепости, вдоль западной границы и в военных портах. В 1825 г. был издан приказ о выселении евреев из западной пограничной полосы шириной в 50 верст.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.











