Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
Эти предложения выражают политику Николая I по отношению к евреям, которой он придерживался до самой своей смерти в 1855 году.
Еще до того русский министр просвещения граф Уваров связался с кругами еврейских просветителей в Германии, чтобы выяснить, какие меры надо принять для поднятия культурного уровня их соплеменников в России.
Когда было решено открыть государственные ("казенные") школы для евреев, министр обратился к заведующему еврейским училищем в Риге, уроженцу Германии, д-ру Максу Лилиенталю, с предложением взять на себя осуществление этой задачи. По поручению министра Лилиенталь объездил черту оседлости, чтобы заручиться поддержкой общин. Он был всюду встречен с нескрываемой враждебностью, хотя и уверял, что правительство имеет в виду благо евреев. Он также утверждал, что, если сам убедится в намерении правительства посягать на еврейскую религию, он откажется от своего поста. По свидетельству одного из еврейских писателей Вениямина Мандельштама, руководители минской общины заявили Лилиенталю: "Зачем {501} ты, изменник, пришел к нам? Чтобы уничтожить все святое и погубить наших детей и молодежь? Ты думаешь и нас крестить, как ты крестил наших братьев в Вильно".
Лишь на юге России Лилиенталь добился некоторых успехов, но еврейское общество в целом, за исключением незначительной группы интеллигенции (маскилим), видело в обязанности посылать детей в эти школы насильственную меру, называя ее "школьным гонением". В конце концов Лилиенталь убедился в справедливости опасений руководителей общин, подозревавших, что правительство намерено посягнуть на их веру, и оставил Россию.
Все же в России были учреждены правительственные школы для евреев и две раввинских семинарии в Вильно и в Житомире. Директорами этих учебных заведений были христиане, и только еврейские предметы преподавались учителями-евреями. В секретной инструкции министра просвещения, утвержденной царем, было сказано, что целью школ является перевоспитать подрастающее поколение и отвлечь евреев от Талмуда. Учреждение этих училищ повлекло за собой тяжелые гонения на традиционные еврейские школы - "хедеры" и их преподавателей - "меламедов". Евреи оборонялись всеми способами, и, в первую очередь, подкупом чиновников.
Большинство списков учеников, которые местные власти пересылали в министерство просвещения, были фиктивными. В действительности лишь немногие, да и те преимущественно из бедноты, были принесены в жертву "молоху просвещения". Однако впоследствии они оказались среди первых евреев, усвоивших в совершенстве русский язык и впитавших в себя русскую культуру. В этот период были приведены в исполнение также указы о еврейской одежде. По требованию самого царя в 1844 г. был введен особый налог за ношение длиннополого сюртука, в 1848 г. были обложены налогом ермолки, а в 1850 г. еврейская одежда была вообще запрещена.
Правительство возлагало большие надежды на упразднение кагалов, т.е. на то, что общины были лишены статуса "юридического лица"; указ об этом был опубликован в 1844 году. С тех пор надзор над еврейскими учреждениями и взыскание налогов, включая "коробочный {502} сбор", были переданы в ведение городских дум и полиции. Но вместе с тем правительство отнюдь не намеревалось уравнять евреев в правах с другими жителями и не собиралось отказаться от услуг лиц, ответственных за набор еврейских рекрутов, и сборщиков специальных еврейских податей.
Таким образом, эти прислужники чиновников, вместе с синагогальными старостами, стали представлять русских евреев перед властями. Если и прежде управление общиной находилось в руках немногочисленной группы ученых раввинов и богачей, то вмешательство правительства еще более ограничило его общественную базу; участие "ловцов" и сборщиков податей в новом правящем кругу усилило презрительное отношение к нему со стороны еврейской общественности.
Наряду с мероприятиями, направленными на включение евреев в жизнь страны, правительство начало обсуждать вопрос о методах "защиты коренного населения от вредного влияния евреев", что означало введение добавочных правовых ограничений. Был разработан подробный план "разбора" евреев на полезных и бесполезных.
Они были разделены на пять категорий: купцы, земледельцы, ремесленники, мещане, имеющие постоянное место жительства (т. е. владельцы недвижимого имущества; к этой категории были также отнесены служители культа), и мещане, не имеющие определенного местожительства, причисленные к категории бесполезных, к которой принадлежали, например, возчики, золотых и серебряных дел мастера, приказчики, слуги и др.
Соответственно плану, рекрутская норма "бесполезных" должна была быть втрое больше нормы других категорий; их следовало выселить из деревень и ограничить их право передвижения даже в пределах черты оседлости и т.п. Царь дал свое согласие на этот план, но приказал увеличить для них рекрутскую норму не в три раза против обычной, а в пять раз. Были, правда, и видные министры, считавшие "разбор" пагубным.
Мозес Монтефиоре, английский сановник-еврей, посетивший Россию в 1846 г., пытался повлиять на правительство, чтобы оно отложило осуществление плана, но его старания были бесплодны, хотя {503} местные органы власти и даже Государственный совет поддерживали его. Царь настоял на своем, и указ о "разборе" был опубликован в начале 1851 г. Каждый еврей был обязан представить документы, доказывающие его принадлежность к одной из категорий. Евреи старались всеми способами получить удостоверение в том, что они обладают имуществом. Только Крымская война и смерть Николая I предотвратили проведение в жизнь этого жестокого закона.
Итак, в первой половине XIX в. царское правительство приложило много тщетных усилий к тому, чтобы насильственно ассимилировать евреев в русской среде. Гонения, однако, не только не привели к намеченной цели, но и вызвали единодушное и сильное сопротивление со стороны еврейского населения.
Только либеральные тенденции политики Александра II повлекли за собой перемену в позиции некоторых слоев еврейского общества по отношению к властям, и стал намечаться путь их добровольного приобщения к русской жизни.
Поражение России в Крымской войне заставило ее правительство ввести крупные изменения в формы правления и в общественный строй. В эпоху "великих реформ", которые коснулись большинства сфер русской действительности, было обращено внимание и на положение евреев. Комитет по еврейским делам, созданный еще в 1840 г., пришел к заключению, что все меры, принятые властями в царствование Николая I, не достигли своей цели.
Александр II приказал в 1856 г. "пересмотреть все существующие о евреях постановления для соглашения с общими видами слияния сего народа с коренными жителями, поскольку нравственное состояние евреев может сие дозволить". Еще до этого, при вступлении на престол, он утвердил предложение комитета по еврейским делам облегчить рекрутскую повинность евреев. Летом 1856 г. было отменено положение о кантонистах, и в отношении воинской повинности евреи были уравнены с другими подданными государства.
При пересмотре касавшихся евреев законов в первую очередь был затронут вопрос об ограничении права на выбор места жительства. Среди русских чиновников {504} были сторонники отмены "черты оседлости" и предоставления евреям права повсеместного жительства в России. Такое мнение поддерживал и министр внутренних дел, но комитет по еврейским делам отклонил это предложение, и царь санкционировал его решение. Комитет мотивировал свое заключение тем, что отмена ограничения права жительства и, вообще, равноправие евреев должны быть проведены только по мере того, как среди евреев будет распространяться просвещение и в их образе жизни произойдут перемены, которые приведут их к полезным занятиям. Таким образом, политика правительства Александра II по отношению к евреям сводилась к ускорению темпа преобразования еврейского общества путем поощрения "полезных" евреев.
Придерживаясь этого направления, правительство предоставило некоторые льготы привилегированным еврейским кругам.
В 1856 г. была отменена секретная инструкция Николая I, запрещавшая евреям занимать какие бы то ни было государственные должности.
В 1859 г. купцам первой гильдия, платившим самый высокий налог в этом сословии, было разрешено проживать вне "черты оседлости". В 1861 г. это же право было дано евреям, обладавшим учеными званиями; в 1865 г. получили право жительства вне "черты" и ремесленники, а в 1867 г. "николаевские" солдаты и их потомки.
В Царстве Польском евреям было дозволено в 1862 г. приобретать недвижимое имущество и селиться во всех без исключения городах и местечках. Все эти облегчения коснулись фактически только незначительного слоя еврейского населения и не разрешили проблемы скученных в "черте оседлости" широких масс, которые не могли найти себе источников пропитания. Еврейская общественность не приняла этот подход властей, и в 1862 году группа нотаблей обратилась к правительству с петицией, в которой она выразила надежду на то, что государство пойдет по пути постепенной отмены ограничений по отношению к евреям, вместо того, чтобы давать привилегии лишь некоторым незначительным группам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.