Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
В 1778 г. Россия была разделена на губернии, и ее население приписано к различным сословиям. Зажиточные евреи были зарегистрированы в качестве купцов и приписаны к гильдиям, а все остальные считались мещанами. Включение евреев в общие сословия населения (хотя они принадлежали и к еврейской общине) возбудило вопрос об их участии в представительных органах этих сословий. Таким образом Россия оказалась первым государством во всей Европе, в котором евреям было предоставлено право избирать и быть избранным в городские думы, что еще более усилило напряженность между христианскими горожанами и евреями.
К тому же русское правительство решило в 1782 г., что купцы и мещане обязаны проживать в городах, а не в деревнях. Таким образом было впервые выдвинуто требование выселить евреев из деревень. Такого рода выселение стало одной из основных тенденций русских властей по отношению к евреям в течение всего XIX в. Попытки еврейских купцов вести торговлю и во внутренней России привели к трениям с местными купцами, вследствие чего был издан закон, запрещавший евреям проживать за пределами присоединенных к России польских областей. Так возникла "черта оседлости", т. е. район, за границами которою евреям не было дозволено жить без особого разрешения.
Второй и третий разделы Польши, значительно увеличившие еврейское население в пределах России, привели к необходимости четко определить статус евреев. И действительно, со вступлением на престол Александра I была назначена особая комиссия для выяснения этого вопроса. В обсуждениях комиссии сформировались два мнения: согласно одному из них, евреев следует сначала "исправить", т. е. изменить их уклад жизни, и лишь затем дать им возможность включиться в общественный строй государства.
Некоторые же утверждали, что именно предоставление евреям гражданских прав послужит средством для их "исправления". В результате этих обсуждений было {440} опубликовано уложение от 1804г., на которое, несомненно, оказало влияние законодательство о евреях в германских странах. Уложение исходит из предпосылки, что евреи - вредный элемент, но их можно преобразовать путем изменения их гражданского состояния.
"По жалобам - сказано в уложении - многократно к нам и в правительствующий сенат доходившим, на разные злоупотребления и беспорядки во вред земледелия и промышленности обывателей в тех губерниях, где евреи обитают происходящие, признали мы нужным составить особый комитет для рассмотрения дел, к сему относящихся, и для избрания средств к исправлению настоящего евреев положения".
Уложение от 1804 г. обязывает евреев покинуть в течение 3-4 лет деревни и запрещает им заниматься корчмарством и арендовать поместья для того, чтобы прекратить эксплуатацию крестьян. Уложение определяет также границы черты еврейской оседлости: к территории, приобретенной от Польши, были добавлены некоторые области южной Украины и побережья Черного моря с очень редким населением, в заселении которых государство было в ту пору заинтересовано.
Для улучшения положения евреев власти рекомендовали следующие мероприятия: разрешить их детям посещать общие школы и предоставить им право основывать свои собственные; ограничить употребление еврейских языков, иврита и идиш, по прошествии нескольких лет все документы должны быть составлены только на русском, польском или немецком языках; в городские думы и на должности раввинов будут избираться только лица, владеющие одним из этих языков; поощрять еврейских земледельцев путем наделения их земельными участками на юге России, не прикрепляя их, однако, к земле наподобие других крестьян; выдавать им ссуды для основания фабрик; запретить ремесленным цехам дискриминацию еврейских ремесленников.
Из всех пунктов уложения от 1804 г. практическое значение имели лишь предписания о выселении их из деревень и о помощи сельскохозяйственным поселениям. Выселение началось в 1807 году. В том же году было приступлено и к основанию сельскохозяйственных поселений {441} в Херсонской губернии, но лишь очень незначительная часть изгнанных была поселена там. Даже правительственные чиновники противились этим выселениям, утверждая, что и без того города черты оседлости чрезвычайно переполнены евреями, не имеющими источников существования. Власти временно прекратили действия, связанные с изгнанием евреев из деревень и с их поселением на земле. Особая комиссия была назначена в 1809 г. для того, чтобы расследовать вопрос о жительстве евреев в сельских местностях. В отчете этой комиссии говорится: "Доколе у белорусских и польских помещиков будет существовать теперешняя система экономики, основанная на продаже вина, доколе помещики не перестанут, так сказать, покровительствовать пьянству, дотоле зло сие, возрастая год от году, никакими усилиями не истребится и последствия будут все те же, кто бы ни был приставлен к продаже вина, еврей или христианин".
По мнению комиссии, евреи не наносят вреда деревням. Напротив, они приносят пользу в качестве поставщиков товаров и посредников между ними и городом.
Царь не утвердил отчет этой комиссии, но создавшееся политическое положение в России и разразившаяся вскоре война с Наполеоном привели к тому, что проведение в жизнь всех пунктов этого уложения было отложено. В период реакции, во вторую половину царствования Александра I, притеснительные законы русского правительства были возобновлены.
***
Целью просвещенных абсолютистских монархов было включение евреев в общественный строй государства, однако историческое наследие и противоположные интересы различных слоев общества привели к тому, что их действия были нерешительными и противоречивыми, а результаты их почти совершенно не ощущались. Реальная основа для осуществления интеграции евреев и их быстрого слияния с окружающей средой была создана не намерениями правителей, а революционными сдвигами и социальными процессами, видоизменившими облик европейских государств.
{442} Правители, заинтересованные в том, чтоб евреи были в правовом отношении уравнены с другими жителями, исходили из отвлеченного принципа, основанного на идеях веротерпимости и отделения государства от религии, провозглашенных как американской, так и французской революцией.
В Соединенных Штатах Америки при провозглашении этого принципа евреи не были упомянуты. В объявляющем о свободе вероисповеданий законе, принятом в 1786 г., говорится: "Никто не будет принужден принимать участие в каком-либо религиозном культе или поддерживать его... или в какой-либо другой форме терпеть из-за своих религиозных воззрений или из-за своей веры. Но все люди будут свободны исповедовать свою религию и укреплять путем диспута свои взгляды, касающиеся вопросов веры, что ни в коем случае не уменьшит и не увеличит их гражданские права и не повлияет на них".
А в шестом параграфе Конституции Соединенных Штатов сказано: "...никакой декларации о верности какой-либо религии, никогда не потребуется в качестве условия для того, чтобы получить назначение на какой-либо пост или общественную должность в Соединенных Штатах". Такой подход обеспечивал равенство евреев с точки зрения закона. Однако в отдельных штатах велась длительная борьба за практическое применение этих принципов.
Страна, в которой выкристаллизировался эмансипационный подход к еврейскому вопросу и стал общепринятым государственным принципом, была Франция. Уже в конце августа 1789 г. Учредительное собрание заложило фундамент равенству всех граждан, без различия религии, в "Декларации прав человека и гражданина": "... никто не будет тревожим за свои убеждения, включая религиозные, поскольку их выражение не будет препятствовать общественному порядку, установленному законом". Однако Учредительное собрание не сделало из этого параграфа последовательного вывода в отношении юридического статуса евреев. Тенденции равноправия противостояли интересам, традициям и понятиям широких кругов народа, в особенности в Эльзасе и Лотарингии.
В Эльзасе была глубоко укоренена ненависть к евреям {443} - "ростовщикам и кровопийцам". Она издавна разжигалась представителями духовенства. Когда в конце декабря 1789 года, в связи с дебатами о том, какие условия требуются для получения "активного гражданства", вновь обсуждался вопрос о правах евреев, проект об их равноправии наткнулся на сильное сопротивление, в результате чего Собрание не приняло никакого решения. Правда, уже в 1790 году сефардские евреи в Бордо, имевшие широкие общественные связи и игравшие важную экономическую роль в жизни страны, получили права "активных граждан", но в отношении евреев Эльзаса и Лотарингии процесс этот был значительно более длительным. Лишь в конце сентября 1791 г. Собрание приняло закон равноправия всех евреев Франции.
Революционная армия в своем триумфальном шествии по Европе распространяла идеи "свободы, равенства и братства" среди народов, завоеванных ею стран. Следует, однако, различать между теми странами, в которых завоеватели насильно заставили изменить отношение к евреям, и между теми, в которых эта перемена произошла потому, что в них привились идеи революции, и само население стало менять государственные порядки. Когда французы в 1798 г. изгнали папу из Рима, в этом городе и в Цизальпинской республике были аннулированы особые законы, касающиеся евреев.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.