Рене Груссэ - Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан"
Описание и краткое содержание "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан" читать бесплатно онлайн.
Перевел с французского языка Хамит Хамраев Алматы, 2006. 592 с. ISBN 9965-432-41-2 Автор книги – выдающийся французский историк и востоковед. Его перу принадлежат многочисленные труды по истории Азии. В книге на основе объемного материала дается подробнейшее описание жизни Великой Степи с периода античных времен по XVIII век. Повествование основано на исторических исследованиях автора с привлечением большого количества источников европейской, китайской, персидской и др. культур. Новизна издания – в отображении точки зрения на известные события истории крупного западноевропейского исследователя, мнение которого лишено предвзятости и конъюктурности. Книга адресована широкому кругу читателей. Данное издание публикуется на русском языке впервые.
Тот оказал прекрасную встречу двум несторианцам и вручил им жалованные грамоты, благодаря которым они смогли пройти аванпосты сражающихся армий и, наконец, достигнуть монгольского ханства в Персии, где властвовал в то время хан Абака (1265-1282). Продолжение этой истории мы увидим, когда речь пойдет о Персидском ханстве.
Несторианец, имя которого звучит в китайской транскрипции как Нгайсиэ, т.е. Иса (Иисус (1227-1308), был без сомнения, христианином, говорящем на арабском языке, пришедшем из Сирии, выполнял значительные функции при Хубилае. Врач, астроном и полиглот, он служил Гюйюку, когда Хубилай назначил его руководителем астрономического бюро (1263). Иса, кажется, был одним из авторов указа от 1279 г., по которому Хубилай воспрепятствовал распространению ислама в Китае. В 1284-1285 гг. Иса сопровождал высокопоставленного монгольского чиновника – чэнгсианга Болода, который был послан с миссией к хану Персии Аргуну. По возвращении в Китай он был назначен комиссаром по христианской религии (1291) и, наконец, – министром (1297). Его сыновья – Элиа, Денха, Хейсе, Георгий и Люк, такие же несторианцы, как он сам, занимали также ответственные посты при пекинском дворе. [743]
К тому же, в особой гвардии в Пекине у Хубилая и его преемников насчитывалось 30 000 христианских аланов, следовавших греческим обрядам, пришедших из Кавказа в период правления Мунке. Как известно, в июне 1275 г. отряд аланов был разгромлен из-за предательства династии Сун во время осады Чэнчао на севере нижнего течения Янцзы. Трофеи города Чэнчао были отданы аланам, погибшим на своем посту. Потомки этих аланов послали 11 июля 1336 г. верительную грамоту о подчинении Папе Бенедикту XII. Посланники, представившие письмо Папе в Авиньон в 1338 г. состояли из Андрея и Гийома Нас-сио, а также алана Тогая. [744]
Пельо установил, с другой стороны, что древний манихеизм при монголах начал вновь набирать силу в Фуцяне, где впрочем, отмечалось его присутствие в период правления династии Сун. [745]
Путешествие Марко Поло
Николо Поло и его брат Маттео Поло были двумя венецианскими торговцами, которые длительное время пробыли в Константинополе. В 1260 г. они покинули этот город, чтобы совершить торговую поездку в Южную Россию в монгольское ханство Кипчакии. В Сарае на нижней Волге («тигр» по Марко Поло) их принял кипчакский хан Берке (Барка), брат и преемник Батыя, которому они продали целый набор бижутерии (1262). Затем они двинулись по хорезмской дороге в Бухару в чагатайское ханство, где они остались на три года, так как путь обратно им был заказан из-за междоусобных войн монгольских принцев. В конце концов, они приняли решение присоединиться к посланникам, которых персидский хан Хулагу отправил в Китай к своему брату Хубилаю. Вместе с этим посольством они двинулись по традиционной караванной дороге, которая проходила через Отрар, на Сырдарье. Алмалык в долине Или и Уйгуристан (Иогуристан), где находились два города – Бешбалык (около Кученга) и Турфан, который тогда назывался Караходжой (Карашосо по Марко Поло). [746]
Наконец, через Хами (Кумул по Марко Поло) и Дунхуан или Шачэу (Сашию), они прибыли в Китай и достигли Пекина или Ханбалыка (Камбалюк). Хубилай устроил им прекрасную встречу и во время их отбытия из Китая поручил им передать Папе, что он нуждается в сотне докторов, ученых в семи искусствах. [747]
Поло покинули Китай в 1266 г. Они добрались до Средиземного моря в Лаясе, Лажаццо или Айасе, городе, который был основным портом армянского царства Цилиции. Оттуда в 1269 г. через Сен-Жан Дакр они достигли Рима. Не имея возможности заполучить миссионеров и докторов, которых запрашивал Хубилай, они направились в сторону Сен-Жак Дакры, откуда двинулись в Китай к концу 1271 г. В этой второй экспедиции они захватили с собой сына Николо – Марко Поло, который оставил нам бессмертные записи о своем путешествии.
Покинув Лажаццо, Марко Поло, его отец и дядя по сивашской дороге прибыли в сельджукский султанат Малой Азии, персидского монгольского ханства. Война персидского хана Абаки против кузенов, чагатайских ханов Туркестана, которые были на стороне Кайлу и выступали против него, не позволила трем венецианцам добраться до Трансок-сианы. Они пересекли Персию прямо по диагонали, через Таурис, Сул-танию и Кашан, затем, безусловно, через Йезд и Кирман до Ормуза. [748]
Конечно же, они планировали через Ормуз добраться до Китая, но как замечает Пельо, берега Южного Китая, крупные порты Кантона, Тзюаньчэу, Фучэу и Нанчэу в тот период принадлежали еще династии Сун, а не монголам. Оказавшись в Ормузе, путешественники передумали. Отказавшись от того, чтобы добраться до Дальнего Востока морским путем, они прошли к Верхней Азии через Хорасан (который Марко Поло называет «страной «Сухого Дерева» или «Одиноким Деревом»), [749] Нишапур, Шебурган (Сапурган) и Балх (Балк).
Обходя Трансоксиану, место действия непрекращающихся войн между ханом Персии и улусом Чагатая, Поло повернули от Балха к северо-востоку через Бадахшан (Бадасиан) и переправились через Памир (Памиер), пройдя горную лощину Вахан (Вокан) на севере Болора (Белор). Через древний шелковый путь (Ташкурган, «каменную башню» Птолемея), они спустились к Кашгару (Каскар), прекрасные сады и виноградники которого воспевает Марко Поло, и в то же время отмечает, что жителям присуща коммерческая жилка и, что они «идут по миру, производя товары». Он отметил также, что в Кашгаре существовала несторианская община и была церковь. Далее Поло по дороге, также древней, которая ведет от юга Тарима через Яркенд (Йаркан), Хотан (Котан), Керию (Нэм), и Черчен (Шарашан или Сиарсиан), последовали вдоль Лобнора, посетив город Лоп, который Аурэль Стейн идентифицирует с современным Чаркликом. [750]
Затем они достигли Дунхуана или Шачеу (Сасию), далее – древнего Тангута (Тангют) Сучеу в Каньсу (Сюсию) [751] и Канчеу (Кампи-чию), важного торгового перекрестка, в котором наши венецианцы остановились почти на год, ожидая распоряжений монгольского двора. Марко Поло говорит, что у несторианцев было три церкви в Канчеу, а также там находилось немало буддистских монахов, о добродетели которых он отзывается положительно. [752]
В этом городе, который являлся бывшей тангутской столицей, в подавляющем большинстве население было буддистским, но Марко Поло указывает, что там существовала несторианская община с тремя церквями. Наши путешественники проникли потом в страну онгютов, которую, как мы знаем, Марко Поло называет страной Тандюк и центр которой видимо находился в стороне нынешнего города Токто или Куэйхуачэнга. Марко Поло обращает внимание на то, что ряд онгютских принцев исповедовали несторианство, которых он в связи с этим относит к семье «Священника Жана», то есть бывших керектских королей, но это была ошибка, которую повторил Одорик де Лорденон. Он упоминает «принца Георгия» (Коргюз), который фактически в период путешествия управлял онгютами под сюзеренитетом Великого хана, а также семейными союзами монгольской династии и монаршеского дома династии Онгютов.
Из страны онгютов, Поло прошел в сам Китай или точнее в Северный Китай, который Марко Поло называет, на монгольский манер, Катай по имени Киданей или Хитаев, бывших правителей Пекина XI в. От региона Токто они достигли летней резиденции Хубилая – Шанту (Сиан-дю, Шандю), нынешний Долоннор, которого они достигли в мае 1275 г.
Поло вручил Хубилаю послание Папы Григория X. Хубилай, кажется, проникся дружбой к Марко Поло. Он взял его с собой в зимнюю резиденцию в Ханбалыке (Камбалюк), нынешний Пекин. По свидетельству самого Марко Поло, Хубилай ввел его в монгольскую администрацию, поручил ему, как мы увидим, ряд деликатных миссий. Однако, кажется, что Марко Поло не знал никогда достаточно хорошо "китайский язык; напротив, он владел хорошо персидским языком и зачастую он использовал персидскую транскрипцию для обозначения географических названий самого Китая. [753]
С другой стороны, функции, которые исполняли он, его отец и дядя, не имели особого значения, за исключением неверных трактовок, которые им приписывали. По тому, какие сведения наш путешественник дает по использованию солончаковых земель, Пельо делает вывод, что он работал в управлении по сбору налогов на соль. В этой должности, точнее, заместителем местного супрефекта, он, повидимому, работал в Юангчеу в течение трех лет. [754]
Впрочем, роль, которую Марко Поло приписывает отцу и дяде при осаде Сианюана, в 1268-1273 гг., не соответствует данным китайских источников. Знаменитый венецианец несколько преувеличивает в данном случае значимость своих близких. Но главная суть в том, что благодаря своим обязанностям, даже может второстепенным, которые он исполнял, у него была возможность посетить основные китайские города.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан"
Книги похожие на "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рене Груссэ - Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан"
Отзывы читателей о книге "Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан", комментарии и мнения людей о произведении.