» » » » Андрей Буровский - Рюриковичи. Собиратели Земли Русской


Авторские права

Андрей Буровский - Рюриковичи. Собиратели Земли Русской

Здесь можно купить и скачать "Андрей Буровский - Рюриковичи. Собиратели Земли Русской" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Яуза, Эксмо, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Буровский - Рюриковичи. Собиратели Земли Русской
Рейтинг:
Название:
Рюриковичи. Собиратели Земли Русской
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-699-54858-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рюриковичи. Собиратели Земли Русской"

Описание и краткое содержание "Рюриковичи. Собиратели Земли Русской" читать бесплатно онлайн.



Этот род собрал Русскую Землю из племенных лоскутов — сплел, как кольчугу, выковал, словно булатный меч. Эта династия правила Русью семь с половиной веков. Да и со смертью последнего царя-Рюриковича Федора Иоанновича пресекся не весь род, а лишь одна его ветвь. Почти все западные монархии и половина европейской аристократии являются потомками Рюрика по женской линии — кардинал Ришелье и герцог Веллингтон, Отто фон Бисмарк и Уинстон Черчилль. Как и президенты Вашингтон, Рузвельт, Буш. Как и Байрон, Рубенс, Стивенсон, Нансен, Экзюпери…

Эта книга восстанавливает подлинную биографию великого рода, история которого насчитывает больше тысячи лет, — ведь не только отдельные люди, но и целые династии имеют свою биографию, характер, «карму», судьбу. Была ли судьба милостива к Рюриковичам — или сурова и жестока? Что за характер они передавали из поколения в поколение — «стойкий нордический» или «раздольный славянский»? Считать ли этот род гордостью России — или ее проклятием? Состоялась ли наша Держава благодаря Рюриковичам — или вопреки им? Новая книга популярного историка отвечает на все эти вопросы.






На русских действие этого страшного оружия произвело неизгладимое впечатление. Немногочисленные вернувшиеся уверяли даже, что греки обрушили на них небесные молнии, испепеляя суда.

В 944 году собрали новый поход. Теперь Игорь вел ополчение всех покоренных Русью племен — полян, ильменских словен, кривичей и тиверцев, а также дружины варягов и печенегов. Посол итальянского короля Беренгария Лиупранд Кремонский говорил, что у «короля руссов Игере» было больше тысячи кораблей.

Игорь двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска — по морю. Предупрежденный заранее византийский император Роман I Лакапин послал с богатыми дарами навстречу Игорю, на Дунай. Одновременно Роман выслал дары печенегам.

Император говорил Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще той дани». Игорь принимал решение не сам, он посоветовался с дружиной. Дружина подумала и приговорила: «Чего боле хотеть — не бившись, взять злато и серебро, и паволоки?[22] Кто знает, нам ли, им ли одолеть? Не по земле ходим, по глубине морской».

Игорь взял дань и вернулся.

В 945 году дружина, если верить летописцу, сказала князю: «Отроки Свенельда изоделися оружием и одеждой, а мы наги». «Отроки Свенельда» упоминаются потому, что недавно дружина Свенельда завоевала племя уличей.

Древляне не участвовали в походе на Византию. Игорь послушался соратников и пошел к древлянам собирать дань. Вскоре, «изодевшись» отнятым оружием и одеждой, дружина возвращалась в Киев.

Игорь во время сбора дани «…поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

Спустя 2 5 лет в письме сыну Игоря, Святославу, византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе «князя Ингера». Император сообщал, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое. Наверное, император неправильно понял на слух незнакомое слово «древляне» и заменил его на знакомое: «германцы».

Только византийцы писали о том, что Игоря разорвали деревьями. В русских летописях сказано лишь, что малую дружину легко победили.

Древляне же решили поженить овдовевшую княгиню Ольгу и своего князя Мала, послали к ней сватов. Вполне разумный поступок по понятиям родового общества. Даже некоторая справедливость: мы твоего мужа убили, но против тебя лично ничего не имеем, дадим тебе нового мужа, даже получше.

Правление Ольги

Княгиню Элыу-Олыу мы до сих пор называем этим языческим именем. Однако она — первая христианская правительница Руси после Аскольда-Николая княгиня Елена. По смерти Игоря ее признала дружина как правительницу при маленьком Свендославе-Святославе.

Об Ольге мы тоже очень многого не знаем. Эльга, или Хельга, — имя скандинавское, варяжское. Как и Хельг, оно означает «священная» или «святая». Это славяне произносили ее имя как Ольга. Кстати, во Франции имя Эльга превратилось в Клотильду.

В «Повести временных лет» рассказывается, что родилась Хельга-Ольга в семье перевозчика или смотрителя перевоза в деревне Выбуты Псковской земли — в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по житию они были не знатного рода, «от языка варяжска».

В других летописях говорится, что Ольга была дочерью Олега.

В-третьих — что она не варяжка, а славянка и происходит от Гостомысла. «Первое имя Ольги было Прекраса, но Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости ее более других чтил».

Болгарские историки считают, что Ольга происходит не из Пскова, а из Плиски — в те времена это название произносилось как Плисков — похоже на старорусское «Плесков».

Чешские историки упоминают брата Ольги — тоже Олега.

Византийцы упоминают племянника Ольги, но имени его не называют.

И тут, как видите, у династии появляются какие-то неведомые никому боковые ветви. Хотя, конечно, формально родственники Ольги — не Рюриковичи. Но представьте, что кто-то смог бы доказать свое происхождение от брата или племянника легендарной княгини! То-то было бы чести — не меньше, чем происходить от Аскольда или от Трувора.

Месть Ольги

Киевские летописи подробно описывают месть княгини Ольги за мужа. Они объясняют, что «поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями[23] великую стыдливость имеют… А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало… А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало… Этого же обычая держались и кривичи…». Как видите, всем досталось на орехи, кроме полян, естественно.

Потому что поляне — к тому времени уже Русь. А древляне — никакая не Русь.

Княгиня мстила четыре раза.

Первая месть княгини Ольги: посольству древлян Ольга сказала, что хочет оказать им честь — пусть их прямо в ладье отнесут к ней. А тем временем выкопали большую яму, куда и сбросили послов. И закопали живыми.

Вторая месть княгини Ольги: она попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

Третья месть княгини Ольги: она с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись рассказывает про смерть пяти тысяч древлян.

Четвертая месть Ольги: в 946 году она вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи, киевская дружина победила древлян в бою. После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к лапам которых велела привязать зажженную паклю с серой. Часть защитников Искоростеня была перебита, остальные покорились.

Большинство историков считают, что история мести — миф, заимствованный из скандинавских саг. У норманнов было много таких же историй про месть вдовы за мужа.

Очень интересна позиция летописца. Он — христианский монах, но не осуждает Ольгу-мстительницу, не напоминает евангельские слова Бога: «Мне отмщение, и Аз воздам». Летописец занимает совершенно другую позицию. Он восхваляет одно племя и бранит другие — не с точки зрения христианской морали, а с точки зрения племенных обычаев. Он восхищается совершенно не христианскими качествами Ольги — жестокостью, коварством, упорством в пролитии крови.

«Устроение Руси»

Раньше каждый князь брал дани, сколько мог: на чем и погорел Старый Игорь. Ольга установила систему «погостов»: мест, где брали дани.

Ольга установила сроки и размеры «полюдья» («оброки» и «уставы»). Теперь князь брал строго установленную дань и в установленный срок. В каждой завоеванной земле появился княжеский администратор — тиун.

Княгиня Ольга построила первые каменные здания Руси — городской дворец и загородный терем Ольги в Киеве. Позже стали строить каменные храмы на погостах.

По преданию, в 945-м или в 965 году Ольга основала город Псков. Это явно неверно — археологические находки на мысу при слиянии Псковы и Великой известны с VIII века. По легенде, княгине Ольге в Пскове явилось видение трех светоносных лучей с неба. Там, где лучи соединились у земли, великая княгиня воздвигла храм Святой Живоначальной Троицы. Собор, который существует в Пскове под этим именем сегодня, уже четвертый. Первый был деревянным.

Первые христиане Руси

Княгиню Ольгу считают первой христианской правительницей на Руси. Это неверно уже потому, что первым был Аскольд-Николай. О крещении же Ольги свидетельства противоречивы и неясны.

Согласно «Повести временных лет», княгиня Ольга крестилась в 957 году в Константинополе. Летопись рассказывает, что император Константин Багрянородный был так очарован красотой и умом Ольги, что посватался к ней. Возможно, императору была нужна не столько Ольга, сколько прочный союз с Русью и власть над путем «из варяг в греки».

Ольга же сказала: «Негоже христианину на язычнице жениться».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рюриковичи. Собиратели Земли Русской"

Книги похожие на "Рюриковичи. Собиратели Земли Русской" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Буровский

Андрей Буровский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Буровский - Рюриковичи. Собиратели Земли Русской"

Отзывы читателей о книге "Рюриковичи. Собиратели Земли Русской", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.