» » » » Евгений Майбурд - Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров


Авторские права

Евгений Майбурд - Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Майбурд - Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Дело, Вита-Пресс, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Майбурд - Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров
Рейтинг:
Название:
Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров
Издательство:
Дело, Вита-Пресс
Жанр:
Год:
1996
ISBN:
5-7749-0172-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров"

Описание и краткое содержание "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров" читать бесплатно онлайн.



История экономической мысли прослеживается как единый процесс от античности до конца XX столетия, от первых попыток осмысления экономических явлений до категорий и моделей economics конца XX в., благодаря чему книга приобретает характер введения в современную экономическую науку.

Простота изложения и плавность перехода к вещам все более и более сложным делают книгу доступной даже для неподготовленного читателя, а живой и подчас шутливый язык — увлекательным чтением.






…Если только эти запасы не будут постоянно пополняться.

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам…

… Когда-то в древности один человек, отправляясь в долгое путешествие, позвал трех своих слуг и поручил им хранить его богатство. Одному он дал пять талантов серебра, другому — два, третьему — один талант[5].

Первый слуга осенью накупил зерна на пять талантов. Второй истратил два таланта на шерсть. Третий, помня о наказе хранить богатство хозяина, зарыл серебро в землю в укромном месте, В течение зимы первые двое продавали зерно и шерсть с большой выгодой. Весной вернулся хозяин и потребовал отчета. Первый слуга сказал: "Ты поручил мне пять талантов. Вот они, а вот еще пять, которые я за них выручил". Второй слуга сказал: "Ты поручил мне два таланта. Вот они, а вот еще два, которые я на них заработал". Подошел третий и сказал: "Ты поручил мне хранить один талант. Вот он, я его сохранил".

Тогда хозяин двух первых похвалил и наградил, а третьего отругал и выгнал с работы[6].

Вот мы и подошли к самому интересному и, наверное, наиболее правильному пониманию богатства. Это не просто запас денег или вещей. Богатство — это такой запас (неважно, чего), который, если его тратить, возобновляется и при этом еще с добавкой (с придачей, с избытком, с прибылью).

Осенью, когда собран урожай и овцы обстрижены, в продаже появляется много зерна и шерсти. Когда чего-то на рынке много, цены всегда невысокие. Зато в течение зимы запасы у всех сокращаются, и цены таких товаров поднимаются. В том и состоял расчет первого и второго слуг. Они действовали как купцы. То, что они сделали с порученным им серебром, называется "пустить деньги в оборот" (или 'в ход", или "в дело", или "в работу"). А такой запас, который можно пустить в ход, чтобы возобновить, да еще получить доход, называется КАПИТАЛОМ.

Может показаться, что капиталом непременно является сумма денег. Это не так. В рассказанной истории капитал сперва был запасом денег, потом он превратился в запасы зерна и шерсти, а эти запасы затем снова превратились в деньги. Такая последовательность превращений называется оборотом капитала. Деньги удобны как начальный запас, потому что их можно пустить в дело различными способами. Как говорят экономисты, деньги обладают наибольшей ликвидностью[7]. Денежная форма создает свободу выбора употребления капитала. Но капитал может и не быть деньгами.

Когда в распоряжении человека имеется стадо овец, но торгует он не овцами, а их шерстью, шкурами и мясом, это стадо является для него капиталом, т. е. возобновляемым запасом, приносящим прибыль. Нетрудно заметить, что такой вид капитала отличается от капитала из евангельской притчи.

Деньги, чтобы принести своему владельцу доход, должны уйти от него и потом вернуться. Такого вида капитал называется оборотным капиталом. Владелец его получает доход после того, как капитал совершил полный оборот.

Овцы приносят постоянный доход своему владельцу только в том случае, если остаются при нем. Они дают ему шерсть и мясо для продажи и получения дохода, но сами постоянно находятся в руках хозяина. Такой вид капитала называется основным капиталом.

Нетрудно увидеть, что основной капитал может приносить доход только тогда, когда у владельца его есть еще и какой-то оборотный капитал. У скотовода оборотным капиталом служат шерсть, шкуры и баранина. Их он отдает на рынке за деньги, часть денег тратит на прикорм для овец, оплату труда пастухов, содержание овчарок, ремонт загонов и прочее. В результате за сезон его овцы снова нагуливают шерсть и мясо, которые снова идут в оборот, и т. д.

Эти понятия об основном и оборотном капитале, их различия и особенности в деле создания дохода впервые объяснил Адам Смит, который сам же и придумал им названия[8].

Капитал и есть подлинная форма богатства. При разумном ведении хозяйства капитал расходуется и возвращается с прибылью. Он расходуется временно и возобновляется в обороте. При удачном ведении дел он может еще и увеличиваться. Если его владелец направляет часть прибыли на увеличение своего стада (скотовод) или на закупку дополнительных партий товара (купец), это называется сбережением дохода и накоплением капитала.

Тот хозяйственный уклад, который сложился в Европе в XVI–XIX вв., принято называть капитализмом, однако капитал существовал много тысячелетий.

Давайте посмотрим, какие конкретные формы мог иметь капитал в древности, кроме денег и овец.

Прежде всего, конечно, это рабочий скот: упряжные лошади и волы. Их использовали и для перевозки грузов, и для пахоты, а иногда и для вращения жерновов на мельницах. Понятно, что это основной капитал.

И тут сразу становится видно, что, когда людей употребляют как рабочую скотину, такие люди тоже выступают как основной капитал. Что это за категория людей? Конечно, это рабы.

Многие формы основного капитала известны с древнейших времен. Например, ткацкий станок — деревянная рама, на которую древний ткач натягивал нить. Кузница — строение с печью, горном, наковальней. Она была основным капиталом кузнеца- Судно, на котором древнегреческий купец возил свои товары в Смирну или Феодосию (вместе с рабами, прикованными к веслам). Верблюды, на которых арабский купец переправлял товары через Аравийскую пустыню. Караван-сарай на Востоке или постоялый двор в Европе (со всеми постройками, мебелью и утварью). Все это было основным капиталом для их хозяев, как и современный отель для его владельца.

Но хотя капитал может принимать форму самых разных вещей — денег, машин, средств транспорта, построек, материалов, разнообразных изделий, быков, лошадей, даже людей, измерять его величину принято в деньгах. Почему?

Конечно, это очень удобно, когда есть общая единица измерения для столь разнообразных вещей. Но имеется, пожалуй, еще одна причина измерять капитал в деньгах. Дело в том, что в экономике современного типа, сложившейся начиная с XVII столетия и даже раньше, появление на свет нового капитала начинается обычно с денег.

Когда некий предприниматель намеревается создать новое для себя дело (например, изготовление матрешек для продажи), это значит, что у него имеется определенная сумма денег. Точнее говоря, у него имеются деньги, которые он может потратить именно для указанной цели. Понятно, что на самом деле его запас больше, чем данная сумма, — ведь ему еще нужно содержать себя и семью. Поэтому отметим, что весь его запас делится на две части. Одна из них — фонд потребления. Другая предназначена не для потребления, а для производительного использования. Она называется фондом накопления, потому что ее нужно было сперва накопить, сберегая деньги от потребления. Может быть, он сам не скопил эту сумму, а занял ее под проценты. Но это значит, что данную сумму накопил кто-то другой. Суть в том, что эти деньги не расходовались на потребление.

Итак, предприниматель начинает новое дело. Он оплачивает (покупает или арендует) помещение для работы, покупает токарный станок (оборудование), деревянные бруски и краски (сырье), нанимает рабочих и служащих. Общая сумма денег, которую требуется затратить для создания капитала, называется величиной (суммой, объемом) капитальных вложений или, что то же самое, величиной инвестиций.

Еще нет готовой партии товара, чтобы выйти с ней на рынок, а уже нужно платить зарплату токарям и художникам, покупать сырье для их работы. Поэтому объем инвестиций должен включать первоначальную затрату как на основной, так и на оборотный капитал. Эта затрата так и называется — единовременная. Она совершается один раз — для создания капитала. Когда (если) продукт производства начнет продаваться, его цена должна будет возмещать дальнейшие расходы на сырье и заработную плату.

Таким образом, инвестиция стала капиталом, деньги превращаются в самые различные предметы, которые теперь представляют основной и оборотный капитал (запас, фонд). Начинается работа. Станки постепенно снашиваются. Сырье переходит в заготовки, а затем — в готовые изделия. Последние уходят на рынок и продаются. Поступает выручка. Она расходуется частями: на ремонт станков, оплату аренды помещений, закупку новых партий сырья, оплату труда рабочих и служащих и другие направления необходимых для работы затрат. В отличие от единовременных затрат (инвестиций), расходы на производство совершаются постоянно. Течет время — текут и эти затраты. Они так и называются: текущие затраты. И говорят экономисты о потоке затрат.

Когда все идет нормально, текущие затраты совершаются не за счет дополнительных инвестиций, а за счет выручки от реализации готового производства. Мы должны всегда уметь отличать запас от потока. Нечеткая граница между двумя этими категориями часто служит источником путаницы и ошибочных суждений.

Предметы, составляющие капитал, все время расходуются. Но это не значит, что расходуется сам капитал. Если дела идут хорошо, капитал вовсе не уменьшается из-за снашивания оборудования, расхода материалов и выплаты вознаграждения за труд. Потому что все эти вещи постоянно возобновляются. Для того чтобы не было путаницы в словах, вещи и деньги, которые представляют капитал, стали называть капитальными благами. Судно изнашивается и списывается в расход. Дом ветшает, и его сносят. Овец рано или поздно забивают на мясо и шкуру… Предметы выбывают из всякого употребления, превращаясь в хлам, мусор, отбросы. А капитал остается. У купца уже новое судно. На месте старого дома вырастает новый. По-прежнему щиплет траву и дает шерсть стадо овец.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров"

Книги похожие на "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Майбурд

Евгений Майбурд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Майбурд - Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров"

Отзывы читателей о книге "Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.