Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Княгиня Ольга"
Описание и краткое содержание "Княгиня Ольга" читать бесплатно онлайн.
ISBN 5–17–013112–7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5–271–04038–0 (ООО «Издательство Астрель»)
О великой русской княгине Ольге (? — 969), жене киевского князя Игоря Рюриковича, рассказывает новый роман писательницы–историка Светланы Кайдаш–Лакшиной.
Иоанн Дамаскин считает, что «всякий образ есть выявление и показание скрытого», «для путеводительства к знанию, для откровения и обнародования скрытого и выдуман образ».
Дамаскин полагал, что в древности Бог бестелесный и не имеющий вида никогда не изображался (Бог Ветхого Завета), но «теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей», он может и должен быть изображен. Евангельская история была реальным фактом и поэтому должна быть описана «и словом и красками». Когда Бог невидимый принял облик человека, тогда мы «желаем созерцать его черты», и иконы соединяют нас.
Труды Иоанна Дамаскина уже в X веке были переведены на славянские языки и оказали огромное воздействие на сознание людей, христиан и недавних язычников, принимающих православие.
Строительство Белой Вежи.
Все десятилетия, что византийские императоры проводили жестокую политику иконоборчества, Хазария и Византия были связаны тесными узами дружбы и взаимопомощи. Они были объединены и против общего врага — Арабского халифата. —
В конце VIII—начале IX века в Хазарии произошли большие внутренние перемены, связанные с принятием иудаизма как государственной религии (799–809) при кагане Обадии. До этой поры в Хазарии было много христиан и мусульман и сохранялась веротерпимость.
Историки до сих пор спорят, где был центр Хазарии, где жили евреи и где хазары приняли иудейство. Сейчас склоняются к тому, что это территория современного Дагестана. (Впрочем, есть мнение, что это могло быть и в Крыму.) Возможно, что именно в горах Дагестана (древнее название страны Серир) находилась пещера, где были спрятаны древние еврейские священные книги, где евреи тайно отмечали субботу и где хазарский каган принял иудейство.
При Обадии иудейство стало религией правящей верхушки Хазарского каганата, а Обадий — основателем новой династии.
В это время хазары начали освоение территорий, занятых славянами. По Днепру уже располагалась земля, которая называлась Русской. Племя полян, по русской летописи, подчинилось хазарам после смерти основателей Киева — братьев Кия, Щека и Хорива. Историк В. П. Татищев[177] считал, что основание Киева относится к более древним временам — поре гуннов.
Под 859 годом «Повесть временных лет» сообщает, что хазарам платили дань славянские племена — поляне, северяне, вятичи, радимичи. Сейчас можно считать твердо принятым, что «до IX века никаких соперников в господстве над Северным Причерноморьем и примыкающими к нему лесостепными областями Поднепровья у хазар не было. Хазарское государство в течение по меньшей мере полутора столетий было полным хозяином южной половины Восточной Европы и представляло собой мощную плотину, запиравшую Урало–Каспийские ворота из Азии в Европу. В течение этого времени оно сдерживало натиск кочевников с востока. В IX веке в этой плотине появились трещины, через которые в Причерноморские степи хлынули новые кочевые орды. Первыми сюда были вытолкнуты мадьяры. Вслед за ними появились печенеги. У славян на Среднем Днепре в это же время возникло воинственное Русское государство, тревожившее своими смелыми морскими походами византийские и хазарские владения по берегам Черного моря и представлявшее серьезную опасность для Хазарского каганата»[178].
Поэтому хазарам пришлось срочно принимать меры для защиты своих западных границ. Они решили построить крепость Белая Вежа (Саркел) на берегу Дона и обратились за помощью к последнему византийскому императору–иконоборцу Феофилу (829–842). Саркел — хазарское название (в переводе — «белый дом»), Белая Вежа — древнерусское («белая крепость», «белая башня»).
О том, как это происходило, описал в своем труде «Об управлении империей» византийский император Константин Багрянородный: «Саркел, крепость хазар, означает у них «Белый дом»; он был построен спафарокандидатом Петроной, по прозванию Каматир, так как хазары просили василевса (императора) Феофила построить им эту крепость. Ибо известно, что хаган и пе Хазарии, отправив послов к этому василевсу Феофилу, просили воздвигнуть для них крепость Саркел. Василевс, склонясь к их просьбе, послал им ранее названного спафарокандидата Петрону с хеландиями из царских судов… Итак, сей Петрона, достигнув Херсона, оставил хеландии в Херсоне; посадив людей на транспортные корабли, он отправился к месту на реке Танаис[179], в котором должен был строить крепость. Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжегши в них кирпич, он сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек… Так совершилось строительство крепости Саркел. От реки Дунай до вышеназванной крепости Саркел 60 дней пути. В пространстве этой земли имеются многочисленные реки, величайшие из них две — Днестр и Днепр, В верховьях реки Днепр живут росы; отплывая по этой реке, они прибывают к ромеям»[180].
Крепость была выстроена в 834 году. Это было мощное сооружение: стены толщиной почти 4 метра, с башнями по углам. Император наградил строителя крепости тем, что назначил его стратегом Херсона. Византии, как и хазарам, нужно было обороняться от русских: еще до построения Саркела — Белой Вежи на южное и восточное побережье Крыма было совершено нападение Руси во главе с князем Бравлином — от Херсона до «Корча» (Керчи — по–хазарски, прежнее название Боспор).
В эти годы Византия отобрала у Хазарии Крым.
Вскоре после религиозных реформ Обадия в Хазарии разразилась гражданская война. Это была борьба за власть хазарской знати с Обадием, которого сочли узурпатором. Отцом Обадия был тот самый хазарский каган, что подавлял восстание епископа Иоанна Готского в Крыму и с которым епископ собирался судиться перед Христом.
Уже при хане Булане, принявшем иудаизм в 730 году, в Хазарию стали переселяться евреи из Ирана, Сирии и других христианских и мусульманских стран, где они подвергались гонениям. Они быстро заселяли хазарские города, столицу Итиль (на месте современной Астрахани), город Саркел на восточном берегу Керченского пролива (по–гречески он назывался Таматарха, по–русски — Тмутаракань), Боспор (Керчь) — наследник античного Пантикапея, основанного в VI веке до нашей эры, разгромленного еще гуннами, но быстро возродившегося; предкавказские земли, Крым, особенно ими любимый.
После же объявления Обадием иудаизма как государственной религии, по свидетельству арабского историка Масуди, «стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рума». На нижнем Дону, кроме Саркела — Белой Вежи, была выстроена и Семикаракорская крепость (городище), на речке Салок.
Однако иудаизм — сугубо национальная религиями по ее установлениям иноплеменник не может быть правоверным иудеем. В Хазарский же каганат входило множество народов и племен, что и создало для всех особые трудности. Хазарский каган и царь (соправитель кагана, которому принадлежала фактическая власть) и высшая хазарская знать оказались оторванными от народа своей страны. Началась междоусобная война. Возможно, что тогда и были приглашены на помощь враждующими сторонами мадьярские и печенежские племена. Во время гражданской войны, начавшейся в Хазарии, была уничтожена христианская церковная организация, и даже строителю Саркела Петроне не разрешили в крепости поставить христианский храм, хотя он привез для этого из Византии специальные детали. Преследованиям подвергались не только христиане, но и мусульмане; так, 300 семей–мусульман были выселены в Закавказье, хотя они были хазарами.
Во взаимной борьбе огромная часть населения Хазарии была истреблена, часть бежала за Днепр. Дети Обадия погибли, и на престол кагана вступил его брат Ханукка. Хазария была разорена и истощена внутренней междоусобицей. Спустя пять лет после основания Саркела, в 839 году, послы кагана Руси — так стали называть себя князья, чтобы показать, что они равноправны с хазарами и независимы от них, — прибыли в Ингельгейм ко двору Людовика Благочестивого.
Русь очень быстро стала выходить на общение с европейскими народами.
Первым освободилось от хазарской дани славянское племя полян.
«Повесть временных лет» так рассказывает об этом: «Притесняли полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекой Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже; мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Станут они когда‑нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Княгиня Ольга"
Книги похожие на "Княгиня Ольга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга"
Отзывы читателей о книге "Княгиня Ольга", комментарии и мнения людей о произведении.