Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Княгиня Ольга"
Описание и краткое содержание "Княгиня Ольга" читать бесплатно онлайн.
ISBN 5–17–013112–7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5–271–04038–0 (ООО «Издательство Астрель»)
О великой русской княгине Ольге (? — 969), жене киевского князя Игоря Рюриковича, рассказывает новый роман писательницы–историка Светланы Кайдаш–Лакшиной.
Может быть, епископ из Мир Ликийских побывал на скифско–русской земле и, как апостол Андрей, поднялся к Новгороду. Иначе трудно объяснить ту необыкновенную любовь и близость Руси именно к этому святому — будто он исходил ее всю своими ногами. Подлинного описания жизни святого Николая до наших дней не дошло, поэтому такое путешествие из Ликии вполне могло совершиться, но мы об этом не знаем.
Вероятность такого предположения возрастает, если мы вспомним, что Константинопольским патриархом Фотием в 866 году был крещен киевский князь Аскольд во имя святителя Николая из Мир Ликийских. Над могилой его святая равноапостольная княгиня Ольга поставила храм Святителя Николая — первый на Руси. После принятия христианства не было ни одного русского города, где бы не стоял храм Николая Чудотворца. Эти соборы и церкви чаще всего ставились мореходами и купцами на торговых площадях, поскольку святой Николай считался покровителем мореплавателей, путешественников, купцов, отправляющихся в дальние страны. И это также нельзя считать простой случайностью.
Связь архиепископа Мир Ликийского с морем считалась столь неразрывной, что на Руси его называли Николой Мокрым. Особое почитание его было издавна в Новгороде Великом. Именно оттуда происходят все древние иконы святителя Николая.
Об особом почитании его в том древнем словесном краю рассказывает и новгородская былина «Садко», видимо, созданная до принятия — официального в 988 году! — христианства.
Былина возвращает нас в языческие времена, когда поклонялись Водяному богу — царю, приносили ему жертвы. Герой былины — новгородский купец Садко, гусляр и певец, которого заслушиваются и на дне — в чертогах Водяного царя. Своей игрой и пением Садко заставляет его выйти на берег озера Ильмень. Это напоминает гиперборейские времена и бога света Кифареда Аполлона, покровителя певцов и музыкантов.
Водяной царь предлагает Садко побиться об заклад с новгородцами, что в Ильмене водится «рыба с золотыми перьями», и получить все новгородские богатства. Садко стал самым богатым купцом. Он снаряжает корабли и отправляется торговать в заморские страны. Но, возвращаясь обратно домой, попадает в бурю, потому что игру на «яровчатых гуслях» (от бога Ярилы?) Садко хочет послушать на дне морском Морской царь.
От игры Садко пошел в пляс на дне морском Морской царь:
А как начал плясать царь Морской теперь в синем море,
А от него сколебалося все сине море,
А сходилася волна да на синем море,
А и как стал он разбивать много черных кораблей
да на синем море,
А и как много стало ведь тонуть народу да в сине море,
А и как много стало гинуть именьица да в сине море,
А как теперь на синем море многи люди добрые,
А и как многие ведь да люди православные…
А люди православные — молятся Николаю Чудотворцу, Миколе Мокрому.
Перед Садко на дне морском появляется старичок с седой бородой и учит гусляра, как выбраться ему из дворца Морского царя и перестать играть, чтобы люди больше не погибали.
Приходится Садко вырвать «шпенечки» из своих гуслей. Могущество Николы Чудотворца — не меньшее, чем Морского царя, а людей любит он и жалеет. Сотворив свои чудеса, Никола Мокрый, Николай Чудотворец выносит певца в любимый Новгород к молодой жене. Так языческий певец и гусляр Садко получает православие из рук Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийского.
Возможно, что так действительно происходило на Руси и Константинопольский патриарх Фотий, крестивший киевского князя Аскольда, знал о хождении по Руси святителя Николая. Новгородская былина «Садко» ясно нам дает это понять. Будто где‑то на одном из семи небес Аполлон Ликейский — Гиперборейский просил святителя архиепископа Николая Мир Ликийского позаботиться об оставленных им гипербореях — все‑таки они земляки!
На Руси «Тайная тайных» («Secretum Secretum»), поучения Аристотеля своему ученику Александру Македонскому, столь знаменитые во всей средневековой Европе, известны с еврейского оригинала, восходящего к арабскому VIII‑IX веков, видимо, пришли через Хазарию. В древнерусском тексте существуют главы и разделы, отсутствующие в редакциях, которые известны были на Западе. А так как оригинал потерялся в веках, то именно русский вариант сочинения существенен для его восстановления. Не менее популярно было в Древней Руси и «Сказание об Аристотеле», которое часто присоединяли к «Тайная тайных». Как теперь установлено, это сказание — сокращенный перевод жизнеописания Аристотеля, входящего в знаменитую книгу греческого философа Диогена Лаэртского (III век н. э.) — «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Причем все, что могло опорочить философа в глазах читателя в тексте, опущено.
Гипербореи–русы остались себе верны.
Глава 20
Марина и скифские травы
Вероятно, есть в душе каждого сундук, где, как у бабок, хранятся клубки воспоминаний. Есть белые, темные и цветные нитки, большие, маленькие клубочки, пушистые и жесткие, нежные и колючие… Из них бабки вяжут своим внучатам носочки–варежки на маленькие ручки и ножки, конечному кого есть внучата… Княгиня Ольга тоже вязала внукам, их она любила страстно. Когда они были совсем крошками, сладко было вдыхать запах детского тельца, а на затылочке волосики вьются, и глазенки смотрят любопытно и невинно — «зла еще не знает», — говорит нянька. Внучата — Олежек и Ярополк — Ярик, как все его звали в семье.
Конечно, не следовало бы великой княгине терять время на «бабкины забавы», так она сама их называла, когда открывала сундучок с клубками, выбирала самый теплый, ласковый и мягкий, и, вытащив костяной крючок, петля за петлей, улыбаясь и представляя себе эти розовые ножонки и ручонки, усаживалась вязать. Делала она это, как и все, быстро и потом скоро шла с подарками к внукам.
Невестку Марину это раздражало, но виду она не подавала. Княгиня Ольга одаривала ее всячески — и тканями византийскими, и серебряными кувшинами, и монетами золотыми, и камнями драгоценными, и жемчужных ожерелий у нее было не сосчитать. А уж мехов и ковров, бус арабских… Но Марину втайне выводило из себя, что ее дети, ее собственные живые комочки, с которыми она могла делать что хотела, доставляли нелюбимой свекрови такую радость.
Радость, которую она не могла у нее отнять. Хотела бы, но не смела. Внуки княгини Ольги были наследниками Великого княжества Руси, сыновьями князя Святослава, и глупо было бы вздорить с могущественной свекровью. Все это Марина понимала разумом, но не чувством, особенно когда княгиня Ольга слишком горячо целовала или гладила малышек.
Хотелось ей крикнуть: «Они мои! Хочу — дам, хочу — не дам! Не дам, не дам!» — это было написано на ее пылающих щеках.
Княгиня Ольга давно поняла лютую жадность Марины, ее ревнивую нелюбовь к ней, желание взять верх над отношениями Святослава к матери. Однако их невестке не удалось поколебать, хотя она, как стало известно княгине Ольге, подзуживала мужа, говоря ему, что свекровь верховодит в княжестве, всем же должен править князь Святослав, а не старая княгиня.
Когда княгиня Ольга приняла христианство, отношения ее с Мариной накалились, та позволяла недобрые выходки, которые искусно прятала. Так что нельзя было признать их задевающими лично княгиню, и вроде бы они могли относиться ко всем… Но княгиня Ольга понимала: «Это Маринка обо мне!»
И сердце невольно падало, как от всякого недоброжелательства. Марине она не сделала ничего дурного. Но ту бесили почтение и любовь, с которыми, не скрывая своих чувств, Святослав относился к матери; невестке они казались чрезмерными, отнимающими что‑то и у нее.
Княгиня Ольга сведала, что Марина как жрица богини Макоши хочет отвратить от нее киевских женщин, и объяснение с ней стало неотвратимым. Но о чем говорить с женщиной, ревнующей тебя к мужчине, пусть это и твой сын?
Княгине не хотелось жаловаться сыну на невестку: вдруг он встал бы на сторону жены, не понял бы мать. Нельзя рисковать! Решение, как всегда, она приняла быстро и неожиданно для самой себя. Помог случай.
Придя к терему Марины, она увидела около крыльца Олеженьку с одной кормилицей.
— Где княгиня Марина? — спросила княгиня Ольга, не выказывая сразу своего недовольства.
Та смущенно залопотала о мамках и няньках, ушедших в сад, где поспела малина…
— Малина?! — подняла брови княгиня Ольга.
О Марине та ей ничего не ответила, и княгиня не стала добиваться признания от вконец испуганной молодухи.
Через несколько мгновений Олежек с кормилицей, Ярик, оставленный в доме с холопкой, и все няньки и мамки из малинника были доставлены в терем княгини Ольги и размещены в светлых и чистых покоях. Гридни княгини Ольги перенесли немедленно и все вещи детей и прислуги. Когда же появилась Марина, смущенная и убитая случившимся, княгиня Ольга не стала ее унижать.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Княгиня Ольга"
Книги похожие на "Княгиня Ольга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга"
Отзывы читателей о книге "Княгиня Ольга", комментарии и мнения людей о произведении.