» » » » Вадим Елисеефф - Цивилизация классического Китая


Авторские права

Вадим Елисеефф - Цивилизация классического Китая

Здесь можно скачать бесплатно "Вадим Елисеефф - Цивилизация классического Китая" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство У-Фактория, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вадим Елисеефф - Цивилизация классического Китая
Рейтинг:
Название:
Цивилизация классического Китая
Издательство:
У-Фактория
Год:
2007
ISBN:
978-5-9757-0176-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизация классического Китая"

Описание и краткое содержание "Цивилизация классического Китая" читать бесплатно онлайн.



Многие уверены, что Великие географические открытия совершали европейцы, потому что первыми вышли в открытое море. Немногие знают, что задолго до этого опасные путешествия по морям предприняли китайцы. Китайцы упорно боролись с варварами, поэтому построили Великую Китайскую стену. Китайцы хотели досыта накормить свой народ, поэтому построили Великий канал.

Благодаря своей письменности китайцы изобрели бумагу, чернила, книгопечатание и документы. Китайцы первыми стали сдавать экзамены, выстраивать вертикаль власти и поголовно сочинять стихи.

«Китай — это мир в миниатюре», — сказал один европеец в XVII веке, попав в этот необыкновенный, полный чудес и разумно устроенный мир.






Как правило, каждый значительный населенный пункт обладал санитарным обеспечением, которое включало в себя диспансеры, госпитали, сиротские приюты и богадельни, а также бани, куда ходили чиновники, которые каждые десять дней получали специальный отпуск, чтобы посетить их.

В 1098 г. специальный указ создал по всей империи дома милосердия, для того чтобы обеспечить старикам, у которых не было семьи, вдовцам, вдовам и сиротам содержание, медицинский уход и посмертные почести. В 1102 г. появилась своеобразная медицинская служба для бедняков. Два года спустя были созданы общественные кладбища для тех, кто не мог понести большие издержки на похороны.

Когда двор укрылся в Южном Китае, эти формы поддержки получили дальнейшее развитие, так как массовая эмиграция увеличила число беженцев и нуждающихся, и, озабоченное массой нищих, правительство обратилось с просьбой о помощи к богатым семьям, которые вознаграждались в обмен на это официальными постами и почетными титулами. Были устроены родильные клиники для бедных женщин. Наконец, существовало специальное управление, которое и определяло размеры квартирной платы в зависимости от количества жильцов, и надзирало за исполнением: это сдерживало ростовщический характер оплаты по договорам найма и в какой-то мере решало жилищный вопрос, который стал особенно острым из-за наплыва беженцев в период Южная Сун. Дни праздников или торжеств часто становились поводами для прощения долгов по оплате.

В «Истории Сун», написанной в 1345, в правление монгольской династии Юань, сказано: «Основным принципом сунской администрации была доброжелательность. Ее усилия по смягчению страданий бедняков и помощи несчастным превосходили все, что делали предыдущие династии».

Был и еще один феномен, остававшийся практически не изученным, вплоть до недавнего времени, только современные работы обнаруживают его появление именно в правление династии Сун: массовое участие в восстаниях, которые раньше были преимущественно крестьянскими, городского простонародья. Политическая активность городов стала следствием двух причин: объединение китайцев против вторжений киданей, тангутов, тибетцев и чжурчжэней; недовольство торговцев и ремесленников, которых государство без конца облагало налогами, несмотря на то что они за свой счет исполняли почетные, но дорогостоящие административные обязанности (яцянь). Городская фронда стала подвергаться тому же отчаянию, что и крестьяне. Первое из подобных восстаний, в котором выступили вместе изголодавшиеся солдаты, горожане и жители деревень, возглавил Ван Цзы в 1047–1048 гг. на юге провинции Хэбэй. И хотя в конечном счете оно было потоплено в крови, но, тем не менее, стало сигналом бедствия, который был услышан императором. Он стал поддерживать развитие реформаторского движения Ван Аньши.

* * *

Сунский город, богатый, активный, открытый, мог, как и его европейские братья, увидеть зачатки индивидуальной или корпоративной свободы. Однако старые традиции оказались настолько живучими, что земельная собственность оставалась единственным уважительным признаком респектабельности. Последствия этого были гибельными: все деньги, полученные за счет торговли, были заморожены покупками земли, которой теперь окончательно лишились земледельцы. За этим последовало значительная деградация сословия крестьян, а также относительный застой в сословии торговцев, которое, несмотря на свое значение, занимало очень низкое положение. Впрочем, возможно, что это было вызвано и самим поведением торговцев, единственной целью которых было объединение двух «почтенных» групп общества. Преследование этого преступления Цинь Шихуанди продолжало оказывать свое влияние на крупных торговцев.

Судоходство

Тем не менее деятельность торговцев, превратившихся в путешественников, не знала границ. Но если в правление династии Тан связь с другими странами осуществлялась через извилистые пути континентального Запада, то в эпоху Сун сухопутные пути оказались перекрыты варварскими государствами. В этих условиях китайские торговцы начали использовать водные пространства, отплывая от восточного и юговосточного побережья.

Большой мост Бяньляна

Во все времена китайские инженеры, внимательно относившиеся к общим проблемам гидрографии и коммуникаций, живо интересовались строительством мостов, которые позволяли объединить два разных провинциальных мира. Реки в этих краях были очень широкими, поэтому мосты, основа которых покоилась на деревянных колоннах, в начале VII в. часто просто подвешивали на цепях. Этот способ получил очень большое распространение. В начале VII в., а точнее с 606 по 618 гг., инженер Ли Гун построил в Чжаосяни, в провинции Хэбэй, первый большой каменный мост, образовывавший одну большую каменную арку, примерно 40 м в длину. На обоих концах располагалось по одной маленькой арке, выдолбленной между большой аркой и полотном. Они частично снимали с полотна нагрузку, а вся вместе эта конструкция позволяла лучше защитить мост в период паводков. Мост, изображенный здесь, был одним из чудес Бяньляна (Кайфэна), столицы династии Северная Сун. Нам он известен по изображению на свитке одного из художников академии, который специализировался на изображениях мостов и кораблей (цин мин шан хз ту). Существует огромное количество копий и повторов, однако лучшая версия сегодня хранится в музее Пекина. Среди других вещей там можно увидеть и знаменитый большой двускатный мост Бяньляна, построенный на пересечениях балок, — решение не только технически грамотное, но и очень изящное, — опиравшийся на берега реки, которые были специально оборудованы земляными насыпями. Об этом нам свидетельствуют последние археологические раскопки.


Судоходство в эпоху Сун

Движение по водным путям, как речным, так и морским, в период Сун очень быстро развивалось. Это было вызвано экономическими условиями: процветанием внутри империи и блокированием могущественными союзами варварских племен сухопутных дорог, ведущих в Центральную Азию. Свою роль сыграло и распространение руля ахтерштевеня. Он был изобретен в период правления династии Тан, а в эпоху Сун позволил создавать крупные суда, которые могли перевозить очень тяжелые грузы. Они бороздили Великий канал. Более того, были созданы усовершенствованные корабли, способные плавать в открытом море и удобные в управлении. Археологи нашли множество примеров по всему китайскому побережью, а особенно в Фуцзяни. Для маленьких или средних лодок служили лопатообразные маневренные весла, которые исполняли роль руля, а на тяжелых баржах приходилось использовать огромное число людей. Наконец, если морские корабли или те, что бороздили большие реки, были оборудованы прямоугольными парусами, то обычный речной флот использовал течение реки.


Основной порт Цюаньчжоу обслуживал регионы Фуцзяни, богатые чаем и фарфором. «Суперинтендант торговых кораблей» (ши-бу-сы) наблюдал за ведущейся торговлей, а также собирал налоги и таможенные пошлины. Существование такого чиновника привело к новому явлению: внешняя торговля перешла из рук иностранных торговцев, пользовавшихся в китайских портах привилегиями экстерриториальности, к китайцам, которые, в свою очередь, начали освоение моря.

Технические изобретения, созданные на протяжении веков, использовались и дополняли друг друга настолько эффективно, что китайские корабли, к которым в период Тан у судовладельцев не было никакого доверия, начали вызывать восхищение у арабских путешественников.

У китайских судов был руль ахтерштевеня,[107] который был изобретен еще в эпоху Тан. Он заменил простое лопатообразное маневренное весло, опередив этим Европу примерно на четыре века. Корпус с плоским дном, снабженный тонким килем, иногда достигал 60 м в длину. Количество мачт могло составлять от трех до двенадцати, на них крепились квадратные паруса. Помимо этого, на корабле было от восьми до двенадцати пар гигантских весел, которые позволяли управлять судном даже в штиль. Трюмы делились на непромокаемые отсеки — мы можем видеть это на примере судна, найденного в 1973 г. в Гуаньчжоу, — что служило надежной защитой от пробоин и течи. Снабженные якорями, лодками для команды и вооружением, чтобы отбивать атаки пиратов, эти корабли могли принять на борт около тысячи человек.

Они с высокой степенью точности следовали по своим маршрутам, ведомые компасами. Математик Шэнь Гуа (1030–1094), мыслитель-энциклопедист, сообщает, что на протяжении веков гадатели по земле использовали намагниченную иголку, которая плавала по поверхности воды. Впрочем, знания принципов магнетизма не означает его обязательного применения в навигационной технике. Вполне возможно, что арабы, а отнюдь не китайцы создали эти решающие усовершенствования. Однако в 1125 г. одно из литературных произведений упоминает об использовании морского буссоля: в Европе, где он был известен с 1190 г., его начали использовать только три века спустя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизация классического Китая"

Книги похожие на "Цивилизация классического Китая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вадим Елисеефф

Вадим Елисеефф - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вадим Елисеефф - Цивилизация классического Китая"

Отзывы читателей о книге "Цивилизация классического Китая", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.