» » » Дидим Александрийский - Творения


Авторские права

Дидим Александрийский - Творения

Здесь можно скачать бесплатно "Дидим Александрийский - Творения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия: прочее, издательство МФТИ, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Творения
Издательство:
МФТИ
Год:
2000
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Творения"

Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.



Дидим Александрийский (ок. 312—398) — греческий христианский писатель, богослов, представитель александрийской богословской школы. Был защитником учения Оригена, которого называл «величайшим учителем Церкви после апостолов».

Дидим ослеп в пятилетнем возрасте, но смог освоить азбуку при помощи объемных деревянных букв и получил образование. Сочинения Дидима были утрачены в ходе гонений на оригенистов и дошли до нас лишь в отрывках. В 1941 году в Туре был найден папирус с записью его бесед. Известны его комментарии на следующие книги Библии: Бытие, Эккслесиаст, Псалтырь, книга Иова.

Из догматических сочинений Дидиму принадлежат: Три книги о Святой Троице, Трактат о Святом Духе и трактат против манихеев.






55. Итак, сказанное нами правильно и благочестиво, и согласно с истиной. И, как понятие освящения и благости равно относится и к Отцу и к Сыну и к Духу Святому, так и само наименование Духа. Ибо и Отец называется Духом, как, например: Дух есть Бог (Ин. 4:24), и Сын: Господь, говорит апостол, дух есть (2 Кор. 3:17). Дух же Святой обозначается наименованием Духа Святого не так, как бы по общности только имени Он сопоставлялся с Отцом и Сыном, а потому, что при единстве природы Он имеет и то же имя. А так как слово дух означает многое, то следует кратко указать, каким предметам усвояется это имя. Духом называется и ветер, как, например, у Иезекииля: «А третью часть развеешь на дух» (spiritum), т. е. на ветер (Иез. 5:3). Если захочешь в историческом смысле понимать написанное: Духом бурным сокрушиши корабли Фарисийския (Пс. 47:8), то здесь дух значит не что иное, как ветер. Соломон между прочими дарами получил от Бога и дар узнавать устремления духов, чем указывается не что иное, как знание быстрых движений ветров и причин, производящих эти движения. Духом называется и душа, как в послании Иакова: Якоже тело без духа мертво есть (Иак. 2:26). Очевидно, духом называется здесь не что иное, как душа. В этом же смысле и Стефан душу свою называет духом, говоря: Господи Иисусе, приими дух мой (Деян. 7:59). То же говорится и у Екклезиаста: И кто весть дух сынов человеческих, аще той восходит горе; и дух скотский, аще восходит той долу в землю? (Еккл. 3:21) Следует обратить внимание, называются ли духом и души животных. И, кроме духа в смысле души, говорится, что есть некий иной дух, живущий в человеке; об этом (духе) пишет Павел: Кто весть от человек яже в человеце, точию дух человека живущий в нем (1 Кор. 2:11). Ибо если кто захочет доказывать, что здесь под духом разумеется душа, то кто же был человек, помыслы, и тайны, и сокровенное сердца которого не знал бы человек, а только дух его? Ибо понимать это в отношении к одному телу (без души) нелепо.

56. Если же кто будет обольщать хитрым лжеумствованием, доказывая, что это написано о Святом Духе, то, когда тщательно рассмотрит самые слова, перестанет утверждать ложь. Ибо написано так: Кто бо весть от человека яже в человеце, точию дух человека живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2:10). Ибо как иное человек, а иное Бог, так и дух человека, живущий в нем, отличается от Духа Божия, сущего в Боге, — Духа, Который, как мы показали, есть Дух Святой. И в другом месте тот же апостол, отличая Дух Божий от духа нашего, говорит: Самый Дух спослушествует нашему, яко есмы чада Божия (Рим. 8:16), свидетельствуя этим, что Дух Божий, т. е. Дух святой, дает свидетельство духу нашему, который, как мы теперь сказали, есть дух человеческий. И в послании к Фессалоникийцам апостол говорит: Всесовершен ваш дух и душа и тело (1 Фес. 5:23). Ибо, как отличается душа от тела, так отличается и дух от души, которая в своем месте так, собственно, и называется. Об этом духе и молился апостол, чтобы он сохранялся всесовершенным вместе с душою и телом, поскольку невероятно и богохульно думать, будто апостол молился о том, чтобы сохранялся всесовершенным Дух Святой, Который не может принимать ни ущерба, ни приращения. Следовательно, как мы сказали, слово апостольское говорит здесь о духе человеческом.

57. Словом «дух» называются и высшие разумные силы, которые Писание обыкновенно называет ангелами и силами, как, например: Творяй ангелы своя духи (Пс. 103:4), и в другом месте: Не вси ли суть служебнии дуси (Евр. 1:14). Думаю, что в таком же смысле следует понимать и написанное в Деяниях апостольских: Дух Господень восхити Филиппа, и не виде его к тому каженик (Деян. 8:39), т. е. ангел Господень, восхитивши Филиппа, перенес его на другое место. Также и другие разумные твари, собственной волей уклонившиеся от добра ко злу, называются духами злобы и нечистыми, как, например: Егда же нечистый дух изыдет от человека, и далее: поймет с собою седмь иных духов, лютейших себе (Мф. 12:43). В Евангелиях называются духами и демоны. Но при этом следует заметить, что никогда нечистый дух не обозначается просто словом «дух», но с каким–то эпитетом, например: дух нечистый, дух демона; а духи чистые просто называются духами без всякого эпитета.

58. Следует также иметь в виду, что имя «дух» обозначает и волю человека, и душевные расположения. Апостол, желая, чтобы девственница была свята не только делами, но и умом, т. е. не только телом, но и во внутренних движениях сердца, говорит: Да будет свята и телом и духом (1 Кор. 7:34), обозначая словом дух волю, а под телом разумея дела. Обратим внимание, не то же ли самое означает и написанное у Исаии: И уразумеют заблуждающии духом смысл (Ис. 29:24). Ибо по неправильному суждению принимающие за благо одно вместо другого получат разумение к тому, чтобы исправить свое заблуждение и избрать вместо преступного правое. Смотри, не то же ли самое значит и это: «одна сила духа вашего». Кроме же всего этого, слово дух в Священном Писании обозначает высшее и таинственное разумение Писания, как в следующем месте: Писмя убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6), где апостол под именем буквы разумеет простое буквальное историческое понимание, а под именем духа — священное и духовное. В этом смысле сказано и оное: Мы есмы обрезание, иже духом Богу служим, а не в плоти надеемся (Фил. 3:3). Ибо те, кто не буквою умерщвляют плоть, но духом обрезывают сердце, отсекая все излишнее в нем из плотских привязанностей родства и дружбы, те истинно обрезаны духом, в тайне иудеи, по истине же израильтяне, в них же лести несть. Они, перешедши тени и образы Ветхого Завета, как истинные поклонники, поклоняются Отцу духом и истиною: духом, ибо переступили за телесное и дольное; истиною, ибо, оставив образы и тени и внешнее, достигли самой истины и, как мы сказали, презирая дольную и телесную простоту буквы, достигли духовного ведения закона.

59. Вот что мимоходом, по силам ума нашего, отметили мы касательно слова «дух», надеясь в свое время, если Христос благоизволит, подробнее рассуждать о значении каждого наименования. Иногда духом называется и Господь наш Иисус Христос, т. е. Сын Божий, как, например, что мы приводили уже и выше: Господь же дух есть, а также называется духом и Бог Отец: Дух есть Бог (Ин. 4:24); называются духом не по общности только имени, но по единству природы и сущности. Иногда предметы различного свойства называются одним именем, и таковые называются омонимы, но предметы одного свойства, названия и природы, по принятому у диалектиков способу выражения, называются синонимы. Потому и слово дух, как и другие прилагаемые к Троице эпитеты, есть синоним, подобно тому как слова святой, благий и другие подобные, о которых упоминали мы несколько выше.

60. Далее, так как название духа в Писаниях часто относится к божественному, то мы должны остерегаться, как бы нам не преткнуться об это имя, но должны понимать его сообразно со смыслом различных мест. Так, со всяким тщанием и осторожностью исследуя слово дух, в каком смысле оно поставлено в том или другом месте, мы должны разрушать софизмы и хитрые умствования тех, кто уверяют, что Дух Святой есть тварь. Ибо, читая у пророка: Се Аз утверждаяй гром и созидай дух (Ам. 4:12), не понимая сложной речи этого места, думали, что этим словом обозначается Дух Святой, тогда как имя дух здесь означает ветер. Также слыша, что у пророка Захарии Господь сказал, что Он творит дух человека в нем, полагали, что и в этом месте говорится о Духе Святом, не замечая, что название духа означает здесь душу или дух человека (дух, который, как мы сказали, составляет третью составную часть человека). Итак, будем обращать внимание, в каком смысле то или другое сказано, чтобы как–нибудь по неведению не впасть в пропасть заблуждения. Ибо если в других предметах заблуждение, происходящее от тождества названий, приводит заблуждающегося в смущение и стыд, то неправомыслие в предметах высших и божественных ведет к вечному мучению и к аду, особенно если однажды погрешивший не захочет одуматься, но бесстыдно будет защищать свое заблуждение.

61. По обширности книги следовало бы и закончить речь, но против сказанного выше представляют возражение, которое прежде я опустил, чтобы оно не прерывало последовательности речи и чтобы среди благочестивого размышления не вносить нечестивого препирательства, — возражение, на которое я считаю необходимым ответить, предоставляя воле читателя судить о нем. Когда мы выше рассуждали о том, что душу или ум человека никакая тварь не может исполнять своим существом, кроме одной Троицы, так как от тварей душа исполняется только по влиянию, по обольщению воли или по возбуждению к добродетели, то возникло возражение, как бы опровергающее эту мысль, что и сотворенная природа, каков сатана, по свидетельству Писания, входит в некоторых и исполняет сердце их. Так тому, который, представив остальное, часть цены от проданного поля удержал себе, апостолом Петром сказано: Анание, почто исполни сатана сердце твое? (Деян. 5:3) И об Иуде Сам Спаситель говорит, что вошел в него сатана. На последнее ответим после, а теперь скажем касательно написанного: Почто исполни сатана сердце твое? Каким образом сатана исполняет ум или сердце чье–либо? Исполняет, не входя в него и в дух его и, так сказать, не вступая во внутренность сердца, ибо это возможно одной Троице; но, как некий хитрый, злой, лживый и коварный обольститель, он вносит в них или в душу человеческую злые наклонности, внушая помыслы и поползновения к порокам, которыми исполнен сам. Так, о волхве Елиме говорится, что он, злой и развращенный в самом существе своем, исполненный всякой лести и злобы, есть сын диавола, что отец его — сатана — это расположение его от привычки к порокам обратил в природу. Поэтому и апостол Павел, обличая и укоряя его, говорит: О, исполненне веяния льсти и всякия злобы сыне диаволь, враже всякия правды (Деян. 13:10). Ибо, принимая на себя различные виды и хитрости, он употреблял всяческие лживые обольщения и называется сыном диавола, потому что диавол исполнял все существо его ложью и нечестием и всякою злобою и настолько опутал и поработил его, что как будто сатана исполнил душу его и вселился в пего, сделав из него слугу и орудие для всех своих коварных козней.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Творения"

Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дидим Александрийский

Дидим Александрийский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дидим Александрийский - Творения"

Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.