А. П. Лебедев - История Греко-восточной церкви под властью турок
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Греко-восточной церкви под властью турок"
Описание и краткое содержание "История Греко-восточной церкви под властью турок" читать бесплатно онлайн.
История Греко-Восточной Церкви под властью турок
От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени
Издательство Олега Абышко Санкт-Петербург 2004
Продолжая публикацию собрания церковно-исторических сочинений выдающегося церковного историка, профессора Московской Духовной академии и заслуженного профессора Московского университета Алексея Петровича Лебедева (1845-1908), мы подошли к изданию одного из его самых капитальных научных трудов, до сих пор не имеющего аналогов в русской церковно-исторической науке.
Один из критических отзывов о книге профессора А. П. Лебедева «История Греко-Восточной церкви под властью турок» напечатан в известном научном журнале «Византийский Временник». Приведем заключительные слова из этого отзыва: «Книга проф. А. П. Лебедева заслуживает внимания по одному тому, что представляет первый в русской литературе серьезный опыт подробного изучения судьбы Православной Греческой церкви после завоевания Византии турками. Автор воспользовался для своей цели многочисленной иностранной литературой вопроса, весьма тщательно и критически изучил ее и воспроизводит в своем исследовании эту литературу всю сполна, до мелочей включительно. При этом книга написана ясным и простым языком и вполне пригодна для популярного чтения. Проф. А. П. Лебедев настоящим исследованием удачно пополнил целую серию своих работ по истории Греко-Восточной церкви» (1896. Т. III. С. 680).
Заново отредактированная и снабженная необходимыми пояснениями для современного читателя, книга адресована всем интересующимся историей Церкви и историческими путями Православия.
532
Парфений, инок. Сказание о путешествии по России, Молдавии, Турции. Ч. III. М., 1856. С. 14-15.
533
Парфений, инок. Указ. соч. С. 12.
534
Мата / / Христ. Чтение. 1862. Т. II. С. 41 (греч. подлинник - Σ. 159); Μακραΐος. Σ. 325; Γεδεών. Σ. 667.
535
Мата. Там же; Μακραΐος. Σ. 340 к. λ. π.; Γεδεών. Σ. 670.
536
Мата. Там же (греч. подлинник - Σ. 160); Μακραΐος. Σ. 387; Γεδεών. Σ. 673.
537
Мата. Там же. С. 50 (греч. подлинник - Σ. 165).
538
Там же. С. 51 (греч. подлинник - Σ. 166); Γεδεών. Σ. 683.
539
Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке. С. 186; Мата. Там же. С. 60.
540
Не имея возможности вдаваться в подробности описания Иоакима III, отсылаем любопытствующих к статьям о нем в «Церковн. Вестнике»: 1884, № 22. С. 1; 1887. С. 128; 1891. С. 738. См. также обстоятельное описание его личности в брошюре Соколова И. И. «Иоаким III, патриарх Константинопольский». СПб., 1901 (оттиск из журнала «Странник»).
541
То, что в XVI и XVII вв. некоторые греческие митрополиты, по древнему обычаю, имели подчиненных их власти епископов - впрочем, в ограниченном числе: троих, двоих или даже одного, - это видно из сочинения Христофора Ангела (Christophori Angeli De statu hodiernorum Graecorum. Lipsiae, 1671. P. 838). Результатом вышеуказанной меры Григория, как показывает дальнейшая история, было то, что все архиереи патриархата стали равными по власти, между ними не оставалось зависимых от их ближайших митрополитов, но, если не ошибаемся, тем не менее титул епископа для некоторых из них (менее значимых по своему епархиальному положению) уничтожен не был.
542
Николай, архимандрит. Перенесение останков Григория V в Афины // Христ. Чтение. 1871. Т. I. С. 909-910.
543
Там же. С. 919-922.
544
Βενδότής. Σ. 196; Μακραΐος. Σ. 302; Мата / / Христ. Чтение. 1862. Т. II. С. 40.
545
Γεδεών. Σ. 671; Μακραΐος. Σ. 401.
546
Мата (греч. подлинник - Σ. 162; по-русски - с. 47 - очень неточно); Κομνηΐοϋ Υψηλάντου. Σ. 618.
547
Мата. Христ. Чтение. 1862. Т. II. С. 58 (греч. подлинник - Σ. 172; по-русски с пропуском); Γεδεών. Σ. 688.
548
Мата. Там же. С. 59; Γεδεών. Σ. 689.
549
Мата. Там же. С. 62; Γεδεών. Σ. 692.
550
Филиппов Т. И. Современные церковные вопросы. СПб., 1882. С. 55.
551
Γεδεών. Σ. 693, 703.
552
Мата // Христ. Чтение. 1862. Т. И. С. 62-63.
553
Филарет, митрополит. Собрание мнений по делам Православной Церкви на Востоке. С. 1; Γεδεών. Σ. 699.
554
Γεδεών. Σ. 701; Филарет, митрополит. Указ. соч. С. 142.
555
Церковный Вестник (неофициальная часть). 1887. С. 22-23
556
Церковный Вестник (неофициальная часть). 1891. С. 182; 1892. С. 17.
557
Филарет, митрополит. Указ. соч. С. 6-7.
558
Постановления временного греческого народного собрания 1858-1860 гг.// Христ. Чтение. 1863. Т. I. С. 247-250, 252-253.
559
Вообще, кажется, нельзя отрицать того, что геронты злоупотребляли своей властью в синоде. «Эти геронты большей частью, чтобы не сказать всегда, - замечено в одном документе, - раздавали архиепископства своим любимцам и своим тварям [курсив не наш], так что архиепископские кафедры покупались часто ценой личных услуг и доставались лицам, не обладающим требуемыми качествами» (Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке. С. 142). Значит, и хорошо сделано, что уничтожено звание геронтов в Константинопольской церкви.
560
Филарет, митрополит. Указ. соч. С. 8.
561
О бератах у нас речь была раньше в очерке «Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко-Восточной церкви».
562
Церковный Вестник. 1883. № 17. С. 3; № 50. С. 7; № 24. С. 1.
563
Церковный Вестник. 1887. С. 881-882; 1890. С. 41-42, 697, 714, 777; 1891. С 29, 46, 134-135.
564
Мата // Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 623 (греч. подлинник - Σ. 112).
565
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 1-я пол. I тома. 1-е изд. С. 309; Лебедев А. П. Очерки истории Византийско-Восточной церкви от конца XI до половины XV века. 2-е изд. С. 345 и сл.
566
Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по церковным делам. Т. I. С. 72, 109, 124, 154.
567
Относительно всех этих патриархов нужные нам в настоящем случае сведения были уже приведены раньше; и повторять их считаем делом лишним.
568
Сведения о нем см. в главе «Обзор источников».
569
В древности мина стоила дорого - 24 наших рубля. Какую ценность могла иметь мина во времена турецкие - сказать не можем.
570
В подлиннике сказано «модий». Наш автор определяет эту мерку так: «Модий составляет третью часть вьюка одной лошади».
571
Christophori Angeli De statu hodiernorum Graecorum (греч. и лат. текст). Lipsiae, 1671. Р. 838-846
572
Ricaut. Histoire de l'eglise Grecque. P. 110.
573
На с. 233, 240, 247, 254-255.
574
Малышевский И. И. Мелетий Пигас, патриарх Александрийский. С, 273- 274.
575
Maurer. Das Griechische Völk. Bd. I. S. 393.
576
Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке. С. 158. - По определению патриарха Костантия I в 1831 г. митрополит Белградский (в Сербии) обязан был при своем избрании платить патриарху 150 золотых, а рядовые епископы Сербии - 100 золотых. См.: Γεδεών. Σ. 691.
577
На текущие нужды патриархии две сербские кафедры, в том числе и Белградская, платили ежегодно в XIX в. 3 000 грошей (пиастров). См.: Γεδεών. Σ. 691.
578
Мелетий Афинский. Церк. история. Т. III. Σ. 403, 430, 450.
579
Maurer. Op. cit. S 393; Мата / /Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 800; Икономос. Τριακονταετηρίς έκκλησιαστική. Σ. 134.
580
Maurer. Op. cit. S. 393; Silbernagl. Verfassung der kirchen des Oriens. S. 16- 17; Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов... С. 158.
581
Maurer. Ibid.; Silbernagl. Op. cit. S. 16.
582
Κομνηνού Υψηλάντον. Τά μετά τήν άλωσιν. Σ. 399.
583
Silbernagl. Op. cit. S. 17.
584
Elssner. Neueste Beschreibung. S. 82; Silbernagl. Op. cit. S. 16.
585
Курганов Ф. А. Указ. соч. // Правосл. Собесед. 1873. I. С. 52-53. Ср.: Pitzipios. L'eglise Orientale. Т. III. Rome, 1855. Р. 141.
586
Филарет, митрополит. Собрание мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке. С. 145.
587
Курганов Ф. А. Устройство Церкви в королевстве Греческом. Казань, 1870. С. 49 (слова о. Лукианова, взятые нашим автором из «Русского Архива»). Ср.: Икономос. Τριακονταετηρίς έκκλησιαστική. Σ. 132.
588
Silbernagl. Op. cit. S. 17. - О том, какие подати и повинности исправлял патриарх в XVIII в. и ранее, достаточно материалов находится в «Истории» Комнина-Ипсилантиса, но входить в подробности вопроса мы находим лишним.
589
Так, известно, что преемник казненного турками патриарха Григория V Евгений получил патриаршую кафедру благодаря содействию какой-то женщины низшего класса, слывшей под именем Элфиетзидены, которая имела связи с некоторыми турками. В благодарность за ее содействие Евгений должен был подарить ей каменный дом в Фанаре и сделать много других ценных приношений (Pischon. Die Verfassung der Griech.-orthodox. Kirche in der Türkei // Theolog. Studien und Kritiken. 1864. S. 95).
590
Вот что говорится в «Собрании мнений и отзывов по делам Церкви на Востоке» митрополита Филарета о великом логофете Николае Аристархи, исправлявшим свою должность в 40-х и 50-х гг. XIX в.: будучи недоволен жалованьем в 50 тыс. пиастров, которое он получал от патриархии, Аристархи в начале 60-х гг. потребовал себе прибавки к жалованью. И когда его желание не было исполнено, он начал угрожать, что он испросит у Порты такой фирман, от которого задрожат упорные. А в доказательство своей силы и могущества он указывал на то, что он уже успел низвергнуть 10 патриархов и 50 архиепископов. Соплеменники же Николая Аристархи публично утверждали, что каждое такое низвержение было весьма выгодно для этого логофета, ибо каждый вновь избираемый патриарх и архиепископ должны были платить значительную сумму денег алчному, но влиятельному Аристархи (с. 97-98).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Греко-восточной церкви под властью турок"
Книги похожие на "История Греко-восточной церкви под властью турок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. П. Лебедев - История Греко-восточной церкви под властью турок"
Отзывы читателей о книге "История Греко-восточной церкви под властью турок", комментарии и мнения людей о произведении.