» » » » С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви


Авторские права

С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви

Здесь можно скачать бесплатно "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Духовный отец в Древней Восточной Церкви
Издательство:
Православный Свято–Тихоновский Богословский институт
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–7429–0117–8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Описание и краткое содержание "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать бесплатно онлайн.



Книга проф. С. И. Смирнова (1870–1916) посвящена истории развития института духовничества в Древней Церкви (рассматривается период Вселенских Соборов). Старчество в древних восточных монастырях и его организация, особенности совершения исповеди и покаяния в миру и монастыре — эти вопросы получают всестороннее освещение в широком контексте истории древнего монашества. Несмотря на то, что книга вышла отдельным изданием еще в 1906 году, она не утратила своего значения и поныне.






725

См.: HerzogA. Real‑Encyclopedie: Busse. Т. III. S. 584 ff.; Beichte. Т. II. S. 533 ff. Ср.: Алмазов А. Т. I. С. 21.

726

Мы называем исповедь частной или тайной потрму,, ^то обязательного предписания насчет тайны исповеди не существовало ни на Востоке, ни на Западе в период Вселенских Соборов (см. выше, с. 154–155). Поэтому более точное название ее — частная, более же принятое — тайная.

727

приступай к молитве с дурною совестью» (IV, 14), «В день Господень (воскресенье. — С. С.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи свои, дабы чиста была жертва ваша» (XIV, 14), «Если кто свят, пусть приступит (к святой чаше. — С. С.), а если нет, пусть покается» (X, 6). См.: Карашев А. О новоизданном памятнике «Учение двенадцати апостолов». М., 1896. С. XXV, XXX, XL. Ритуальная исповедь была общей и предшествовала приобщению Святых Тайн. Описание такой исповеди от IV столетия оставил св. Василий Великий в послании к неокесарийским клирикам: «Народ в ночи у нас бодрствует в молитвенном доме, в труде, в скорби и в слезном сокрушении исповедуясь Богу, и, восстав напоследок, по молитвам, начинают псалмопение… На рассвете уже дня все сообща, как бы едиными усты и единым сердцем возносят ко Господу псалом исповедания (т. е. 50–й псалом «Помилуй мя, Боже». — С. С.), каждый собственными своими словами говорит покаяние» (PG. Т. 32. Col. 763; рус. пер.: Т. VII. С. 75. Ср.: Vacandard. Le traitement des peccata leviora. P. 450–451; Caspan. Beichte // Real‑Encyclopedie. Т. II. S. 543).

728

Заозерский Н. А., Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника…; Суворов Н. С. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава в Восточной Церкви // Византийский временник. Т. VIII, IX.

729

См.: Алмазов А. Тайная исповедь… Т. II. С. 327, 329–330, 334; Суворов Н. С. К вопросу о тайной исповеди… С. 3 и др.

730

Цит. по: Bibl. sacra patrum eccles. graec. Lipsiae, 1832. T. HI. P. 352–353; рус. пер.: Ярославль, 1888. Стб. 42.

731

Ibid. Сар. 42. Р. 353–356; рус. пер.: стб. 43–45. Ср.: Евсевий. Церковная история. Кн. III, гл. 23; рус. пер.: С. 134–138.

732

См.: HoU К. Enthusiasmus… S. 226–230; Vacandard. Confession sacramentelle… P. 46–49; Idem. Le traitement des peccata leviora… // Revue du С1е^ё Fran$ais. 1901, aout. P. 452–455.

733

Образ совершенного христианина, или истинного гностика, у Климента Александрийского сложился под сильным влиянием философских систем платонической и стоической. Он представляется в таком виде. Прежде всего цель, которую преследует гностик, высочайшее благо, которого он домогается, — стать подобным Богу (έξομοίωσίζ щ Θεφ). Стать же подобным Богу, по Клименту, не означает только быть другом Божиим, равным ангелам, но значит «становиться богом», «богом во плоти». Этого обожения достигает христианин под водительством Божественного Логоса. Богоподобие заключается прежде всего в высшем знании (γνωσις, под которым Климент разумеет знание, основанное на вере и неразрывно связанное с нею). Предметом гнозиса служат дела божественные. А так как природа гнозиса не только интеллектуальная, но и моральная, то обладание гнозисом и есть подобие Богу. Главные черты, из которых слагается моральная физиономия гностика, следующие: бесстрастие, любовь и благочестие. Бесстрастие (άπάθεια) вытекает из радикального уничтожения всей болезненной, чувствительной и страдательной части человеческой природы. 'Απάθεια параллельна άταράξια — невозмутимость. Эта добродетель чисто стоическая. Другая добродетель христианская — любовь (άγάπη). Совершенный христианин должен не только не делать зла — он должен делать добро, должен делать его не по страху, не в видах получения награды, а единственно ради добра. Любовь — двигательное начало, главная пружина в душе истинного гностика и в тоже время истинная добродетель, которая обнимает и оплодотворяет все другие. Благочестие истинного гностика в тесном смысле означает богопочитание в смысле церковного культа, а в более обширном — непрерывное общение с Богом, постоянную молитву, наружную и внутреннюю. В отличие от обыкновенного христианина–психика Климент называет своего гностика пневматиком. Но следует сказать, что мистическая сторона (вопрос относительно внутреннего, благодатного общения Бога с совершенным христианином) у него оставлена в тени. Таков «совершенный христианин», или «истинный гностик», Климента Александрийского. Это, конечно, прежде всего идеал, к которому надо стремиться. Но Климент указывал и людей, достигших этого идеала, — Моисея, Иова и апостолов, и предлагал их в Качестве примера. См.: Eugene de Faye. Clement d'Alexandrie. Etude sur les rapports du christianisme et de la philosophic grecque au П–е siecle. Paris, 1898. P. 256–293, cf. 183–199.

734

159 См. выше, с. 57–58.

735

См. выше, с. 15. Именем же κυβερνήτης — кормчий — свт. Иоанн Златоуст метафорически называет апостолов. См.: Suiceri. Thesaurus Ecclesiasticus. Vol. II. Col. 182.

736

Впрочем, кроме этого идейного влияния, для института старчества могло иметь такое же значение и то обстоятельство, что руководители подвижничества существовали уже в первохрисги- анском институте девственников и девственниц, из которого образовалось монашество. Эти руководители и могли перейти к нему по наследству.

737

Соответствующие данные можно найти в книге А. Катанско–го «Догматическое учение о семи церковных таинствах» (С. 236–251) и в книге К. Holl «Enthusiasmus…» (S. 230–235). Кроме этих исследований, при комментарии приняты в расчет: Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда… С. 40–41, примеч.; К вопросу о тайной исповеди… С. 11–22; Рецензия на книгу Голля… С. 27–28, 40; Заозерский Н. А. Покаяние и суд в Древней Церкви // Православное обозрение. 1885. № 1. С. 248–353; Алмазов А. Тайная исповедь. Т. I. С. 34–36, 38–40.

738

Tantummodo circumspice diligentius, cui debeas confiteri peccatum tuum. Proba prius medicum, cui debeas causam languoris exponere, qui sciat infirmari cum infirmante, flere cum flente, qui condolendi et compatiendi noverit disciplinam: ut ita demum, si quid ille dixerit, qui se pritus et eruditum medicum ostenderit et misericordem, si quid consili dederit, facias, et sequaris, si intellexerit et praeviderit talem esse languorem tuum, qui in conventu totius ecclesiae exponi debeat et curari, ex quo fortassis et caeteri aedificari poterunt et tu ipse facile sanari, multa hoc deliberatione et satis perito medici illius consilio procurandus est. Нот. II in psalm. XXXVII. PG. T. 12. Col. 1386.

739

«Искусный врач» — не собственное, а описательное название, притом же довольно распространенное в древней письменности. Образ врача употребляется и относительно епископа, наказывающего и снова ^принимающего в Церковь падших, и относительно игумена, руководящего покаянием братий. 'См.: Преп. Иоанн Ле- ствичник. Слово к пастырю. PG. Т. 88, гл. 2. Col. 1168–1169; рус. пер:: С. 265–269. Ср.: Апостольские, Постановления, II, 20, 41; Pitra. Juris eccliastici graecorum… Т. I. P. 157, 187; рус. пер.: С. 42, 71–72. Вернее всего, что в Церкви времени Оригена не было определенного органа, соответствующего его термину, и знаменитый учитель [Церкви] судил об искусном враче чисто теоретически.

740

Сократ и Созомен — историки не одного достоинства. Сократ — беспристрастный, правдивый и способный отличать истинное от неистинного. См.: Лебедев А. П. Церковная историография. М., 1898. С. 155 и выше. Интересующее нас происшествие об уничтожении покаянного пресвитера он знал из достоверного источника — от пресвитера Евдемона, принимавшего в этом непосредственное участие. Созомен — компилятор, списавший большую часть своей «Истории» с труда Сократа то дословно, то в переделке. См.: Там же. С. 168–192. Никаких следов личного знакомства с описываемым происшествием, помимо Сократа, Созомен не обнаруживает, и сам же сознается, что отступает от него только по своим домыслам: «Другие, может быть, рассказывают иначе, а я расскажу, как думаю». Разбор сказания Созомена см.: Batiffol Op. cit. P. 151–152. Стремление примирить рассказы обоих историков только затемняло дело, поэтому мы будем разбирать рассказ одного Сократа. Слова же Созомена помещаем под строкой: «Поелику не грешить свойственно только природе выше человеческой и кающимся, хотя бы они часто согрешали, Бог повелел даровать прощение, а между тем для получения прощения, надлежало исповедать грех, что епископам с самого начала (έξ άρχης) по справедливости должно было казаться тяжким, как в самом деле объявлять грехи будто на зрелище пред собранием всей церкви, то для сей цели они назначили пресвитера самой отличной жизни, молчаливого (έχεμύΟον) и благоразумного, чтобы согрешившие, приходя к нему, исповедовали свои дела, а он, смотря по греху каждого, назначал, что кому надобно делать или какое понести наказание, и потом разрешал (ό δέ ярое έκάστου άμαρτίαν, ότι χρή ποιησαι ή έκτίσαι έπιτίμιον άπέλυε), предоставив всякому, согласно предписаниям, наказать самому себя» (Сократ, Церковная история. Кн. V, гл. 19. PG. Т. 67. Col. 613–616; рус. пер.: СПб., 1850. С. 418–419; Созомен. История церковная. Кн. VII, гл. 16. PG. Т. 67. Col. 1457–1460; рус. пер.: С. 506–508).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Книги похожие на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. И. Смирнов

С. И. Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Отзывы читателей о книге "Духовный отец в Древней Восточной Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.