» » » » Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика


Авторские права

Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика

Здесь можно скачать бесплатно "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Весь Мир, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика
Рейтинг:
Название:
История Австрии. Культура, общество, политика
Издательство:
Весь Мир
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-7777-0333-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"

Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.



В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.


На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]






Средневековая поэзия также первое время существовала в устной форме, однако довольно скоро стала записываться и лишь благодаря этому дошла до нас. Самые ранние литературные тексты (например, «Венское собачье благословение» или «Мильштетская книга бытия») возникли в монастырях. Примечательно, что первым известным по имени австрийским «автором» оказалась женщина – госпожа Ава, трудившаяся в Мельке в начале XII в. Светская литература была связана, в первую очередь, с придворной рыцарской средой. Миннезанг (известнейшими миннезингерами, сочинявшими в Австрии, были Кюренбергер, Дитмар фон Айст, Райнмар Старый, Вальтер фон дер Фогельвейде, Ульрих фон Лихтенштейн и Освальд фон Волькенштейн{10}) и проникшая в Австрию чуть позже куртуазная эпика с самого начала предназначались для элиты. В отличие от этих жанров «народный эпос» первоначально базировался на популярных сказаниях («Песнь о нибелунгах», «Кудруна», цикл о Дитрихе Бернском), но вскоре и они облачились в куртуазные рыцарские одежды. Ценную информацию по социальной истории содержит написанная во второй половине XIII столетия поэма Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт» (Meier Helmbrecht), автор которой использовал попытку крестьянского сына стать «рыцарем»[32] как повод для создания нравоучительного произведения в защиту существующего социального порядка. Тема противоположности крестьянской и рыцарской жизни основательно разработана и в стихотворениях Найдхарта фон Ройенталя, а также в острых Найдхартовых шванках (которые можно сопоставить с Найдхартовыми фресками в Вене).

В отличие от дворцов раннего нового времени жилища средневековой знати первоначально не отличались ни особой роскошью, ни ярко выраженным стремлением к саморепрезентации, хотя и представляли собой довольно внушительные сооружения. Даже правители оставляли после себя лишь немногие по-настоящему значительные постройки. Рыцарские замки возводились, в первую очередь, с военными целями, являясь оборонительными /69/ сооружениями, но при этом также служили центрами управления подвластной территорией и являлись очагами аристократической культуры.{11}

С возникновением или по мере роста городов в позднее средневековье происходило становление бюргерской культуры, нередко в чем-то похожей на рыцарскую. Богатые горожане могли строить дома, которые выглядели как небольшие дворцы. Примерами являются Гоццобург в Кремсе, дом «Буммерль» в Штайре, Корнмессерхауз в Бруке-на-Муре и «Золотая крыша» в Инсбруке.

Города были стеснены окружавшими их крепостными стенами, множество горожан, занимавшихся сельским хозяйством, созда- /70/-/71/ вало острые «экологические» проблемы (по городу бродили свиньи и другие домашние животные!). Улицы и переулки были узкими и грязными, мусор нередко просто вываливали из окон, не существовало мостовых и уличного освещения. Дома обозначались особыми знаками, в ряде случаев сохранившимися до наших дней (особенно много их в чешской Праге). Тем не менее, города являлись средоточием духовной и светской жизни, куда постепенно перемещались центры образования. В высокое и позднее средневековье монастыри (прежде всего, нищенствующих орденов) все чаще основывались в городах, а с появлением университетов появилось еще одно образовательное учреждение. Первоначально в крупных городах существовали соборные и городские школы, /72/ затем возникли сообщества преподавателей и учащихся, которые позднее назвали себя Universitas magistrorum et scholarium.[33] В XIV столетии в Центральной Европе был основан целый ряд университетов – в Праге, Кракове, Пече. В 1365 г. появился учрежденный Рудольфом IV Основателем Венский университет, в котором, однако, лишь при Альбрех- те III открылся важнейший для той эпохи богословский факультет. Университет делился на «нации», которые были связаны не с нациями в нынешнем смысле слова, а с большими географическими регионами, он обладал самоуправлением и собственной юрисдикцией. Лекции и диспуты проводились на латинском языке. Венский университет до XVI в. оставался единственным высшим учебным заведением на территории сегодняшней Австрии.

Несмотря на конкуренцию со стороны университетов, впрочем также находившихся под влиянием духовенства, церковь бесспорно оставалась важнейшим культурным институтом средневековья. Монастыри и церкви, которые сначала строились в романском, а с XIII столетия – в готическом стиле, украшались скульптурами, алтарями, витражами и живописными произведениями.{12} К числу высших достижений прикладного искусства относились литургические предметы и облачения (такие, как чаша герцога Тассило или облачения из монастыря Гёсс).

Не меньшее значение эти храмы и монастыри имели в качестве мест получения образования или создания музыкальных и литературных произведений (текстов духовного содержания, а также драматических текстов о страстях Господних и других событиях Священной истории). Церковь культивировала латынь, «международный язык» средневековья, и передавала знание ее основ мирянам в соборных и монастырских школах. Кроме этого, трудолюбивые монахи создавали библиотеки, без которых наше знание средневековой культуры было бы просто немыслимо.

Позднесредневековое благочестие, покоившееся на идее чистилища и возможности заслужить отпущение грехов, вело к созданию бесчисленных фресок, икон и алтарей, что давало работу огромному числу художников. В этих произведениях уже прослеживается то стилистическое развитие, которое – с появлением «дунайской школы» – предвосхитило или подготовило усвоение в Австрии живописных принципов эпохи Возрождения. /73/

Габсбурги позднего средневековья


/73/ Конец династии Бабенбергов несомненно стал переломным моментом в политической истории Австрии. Герцог Фридрих II не имел мужского потомства и не успел воспользоваться правом самостоятельно назначить своего преемника. На основании положений Privilegium minus теперь в права наследования могли вступать женщины. Но куда существеннее этих прав были реальные политические притязания соседей. В приобретении бабенбергских земель были заинтересованы правители Венгрии и Чехии. Сначала сумел воспользоваться создавшимся положением – не в последнюю очередь, по причине отсутствия в империи твердой центральной власти (начался период так называемого междуцарствия[34]) – чешский король Пршемысл Оттакар II, овладевший в 1251 г. землями Бабенбергов.[35] Делая щедрые пожалова- /74/ ния монастырям и раздавая привилегии городам, он попытался создать в Австрии собственную «партию». С противостоявшей ему знатью он обходился довольно жестко. Когда в 1265 г. был раскрыт заговор во главе с Отто из Майссау, поддерживавшим контакты с чешской знатью, Оттакар распорядился немедленно казнить виновных.

Чтобы укрепить свое господство в крае, он женился на Маргарите, сестре последнего Бабенберга, которая была вдвое старше его. Племянница Фридриха Воинственного Гертруда, в свою очередь, вышла замуж за Романа Галицкого, приходившегося родственником венгерскому королю, однако тот не смог добиться успеха. Впрочем, Оттакару сначала пришлось уступить Штирию венграм.

Лишь в 1260 году Оттакар в союзе со штирийской знатью, восставшей против венгерского господства, сумел овладеть Штирией. Получив разрешение папы, он расстался с Маргаритой и вступил в брак с внучкой венгерского короля Белы IV.[36] В 1269 г., после пресечения династии Шпангеймов, Оттакар сумел присоединить к своим владениям Каринтию, Крайну и Виндскую марку.[37] Фактически возникло огромное государство, простиравшееся от северных границ Чехии до Адриатики, а если учитывать тесные отношения Оттакара с его польскими родственниками и его связи с Тевтонским орденом, то можно сказать, что влияние чешского короля и австрийского герцога в эту пору распространилось до берегов Балтийского моря. Однако когда позднее Оттакар вопреки воле папы начал новую войну против Венгрии, это настроило против него Григория X. В итоге тот сделался горячим сторонником избрания на немецкий трон дееспособного правителя, и в 1273 г. курфюрсты[38] избрали королем Рудольфа Габсбурга. /75/

Рудольф происходил из швейцарского семейства, владевшего обширными имениями в Ааргау и на Верхнем Рейне. Благодаря своим брачным связям Габсбурги породнились со всей элитой тогдашней империи. Когда Рудольф был избран королем, он ни в коей мере не был тем «бедным графом», каким вошел в популярную легенду, однако Пршемысл Оттакар II, несомненно, был гораздо могущественнее его. Поэтому Рудольфу было необходимо – чтобы показать, что именно он обладает в империи реальной властью, – оспорить осуществленный не в соответствии с тогдашними правовыми нормами переход бабенбергских ленов к Оттакару и тем самым продемонстрировать свою силу. На имперском съезде в Нюрнберге осенью 1274 г. на Оттакара была наложена имперская опала,[39] а в 1276-м против чешского короля началась война, в которой тот потерпел поражение. Оттакару пришлось отказаться от всех приобретений, сохранив за собой лишь свои наследные чешские земли, однако он не сдавался. Заговор против Рудольфа в Австрии должен был помочь ему вернуться к власти. Однако в новой войне чешский король был 26 августа 1278 г. разбит в битве на Моравском поле у селений Дюрнкрут и Еденшпайген. Оттакар доблестно бился; после сражения он, ра- ненный, был схвачен врагами из числа австрийских и штирийских рыцарей и умерщвлен. Конфликт с чешскими Пршемысловичами был улажен посредством двойного брака: чешский король Вацлав II женился на дочери Рудольфа Гуте, а сын немецкого короля, тоже по имени Рудольф, взял в жены чешскую княжну Агнессу (Анежку).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"

Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Карл ВОЦЕЛКА

Карл ВОЦЕЛКА - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"

Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.