» » » » Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика


Авторские права

Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика

Здесь можно скачать бесплатно "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Весь Мир, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика
Рейтинг:
Название:
История Австрии. Культура, общество, политика
Издательство:
Весь Мир
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-7777-0333-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"

Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.



В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.


На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]






Большой интерес Рудольфа к науке привел к появлению так называемого труда кронпринца – «Австро-Венгерская монархия в слове и иллюстрации» в 24 томах, серии, завершенной только в 1902 году. В 1881-м эрцгерцог женился на бельгийской принцессе Стефании, однако этот брак не был счастливым. В 1886 г. Рудольф тяжело заболел. Его жизнь отныне заполнили морфий, женщины и алкоголь. Как утвер- ждают, в это же время он заразился гонореей. В 1888 г. последовали новые кризисы и нападки на Рудольфа со стороны антисемитов, называвших его «еврейским прислужником». Слухи о разводе омрачали жизнь престолонаследника, а его попытки активно заняться политикой терпели неудачу.

Дружеские связи эрцгерцога становились все более странными. В круг друзей престолонаследника входили его кучер Йозеф Братфиш и богатая прожигательница жизни Мицци Каспар, а также Мария фон Вечера, которой было всего 17 лет. В ее знакомстве с кронпринцем роль посредницы сыграла графиня Лариш. Планы самоубийства у престолонаследника появлялись уже в 1888 г., и он искал женщину, которая была бы готова застрелиться вместе с ним. Тридцатого января 1889 г. он и Мария фон Вечера совершили самоубийство в Майерлинге (охотничьем замке под Веной): сначала эрцгерцог застрелил свою юную возлюбленную, а потом застрелился сам. Версия «двойного самоубийства» представляется наиболее вероятной среди всех многочисленных гипотез, но внести полную ясность так и не удалось. «Тайна Майерлинга» до сих пор будоражит умы. После долгого замешательства (сначала имела место попытка представить случившееся как «несчастный случай на охоте») было официально заявлено о душевном заболевании, что делало возможным похороны по христианскому обряду.

Более важным, чем разгадка «тайны Майерлинга», является тот факт, что в лице эрцгерцога Рудольфа к власти мог прийти либеральный монарх, приверженный принципам федерализма, который не стал бы препятствовать преобразованию монархии и упорствовать, подобно Францу Иосифу, в соблюдении архаичных принципов. /327/

«Историзм» и Fin de Siècle


/327/ При многих отрицательных сторонах монархии: острых социальных противоречиях, нищете народных масс, растущей межнациональной розни – кажутся удивительными огромные культурные достижения этого государства. Франц Иосиф уделял не слишком много времени проблемам культуры, все созданные в конце XIX в. замечательные шедевры родились без императорского покровительства. Самое лучшее, что можно сказать о нем в этой связи, – это то, что он ничему не препятствовал. В отличие от многих своих предков, зарекомендовавших себя ценителями искусства, Франц Иосиф проявлял интерес лишь к церковным и армейским делам.

Девятнадцатое и начало двадцатого столетия были для Габсбургской монархии не только временем больших экономических перемен, но и эпохой формирования общественного мнения в современном смысле слова, шедшего одновременно с развитием буржуазного общества. Кафе и газеты, игравшие в Вене этого времени важнейшую роль, были тем, без чего невозможно представить себе систему ценностей австрийского мира эпохи Франца Иосифа. Крайне существенно и то, что эти газеты, можно сказать, даже вся культура, находились под влиянием либерализма, хотя в области политики либералам уже сказать было нечего.

Если рассматривать состояние прессы Габсбургской монархии в международном масштабе, выяснится, что подлинным весом обладали лишь две либеральные газеты: «Пресса» (Die Presse) и в еще большей степени – «Новая свободная пресса» (Neue Freie /328/ Presse). Но чтобы понять процесс формирования политических настроений, нужно учитывать не только эту качественную меру, но и принимать во внимание количественные показатели – тиражи изданий, имевших распространение и влияние на местах. По своему интеллектуальному уровню они не могли конкурировать с вышеназванными либеральными газетами.

Культура все больше становилась буржуазной, что было обусловлено как общественным развитием, так и равнодушием к ней со стороны двора и особенно Франца Иосифа. В некоторых сферах, прежде всего, в области литературы, она была отмечена влиянием ассимилированного еврейства. Носительницей этой культуры выступала богатеющая и численно растущая буржуазия. Салоны буржуазных семей были местом проявления светского либерализма, их меценатство сделало возможным рождение характерного искусства той эпохи. Работы Макарта едва ли могли появиться без этого общественного фона, которому он придавал стилистическую завершенность, без него бы не появились архитектура Ринга со всеми, как их шутливо называли, Palazzi prozzi, [135] культура венской оперетты или литература Fin de Siècle. Этот буржуазный мир, который отражается в драмах Артура Шницлера{49} и которому Стефан Цвейг воздвиг вечный памятник в своей замечательной книге «Вчерашний мир», был построен на нищете рабочих масс; это был иллюзорный мир над пропастью, который с крушением Габсбургской монархии в 1918 г. был обречен на исчезновение, чтобы уступить место новым, более демократическим общественным и культурным формам.

Следует принципиально различать два периода: «историзм» эпохи грюндерства и культуру «конца века», которая во многих отношениях является реакцией на историзм и словно представляет альтернативу последнему.

Наряду с «деревенской» литературой Фердинанда фон Саара, Марии фон Эбнер-Эшенбах, Людвига Анценгрубера или Петера Розеггера важнейшую роль играет городская, специфически венская литература. Она называется часто литературой фельетонов или кафе и представлена такими писателями, как Петер Альтенберг, Эгон Фридель и «богемец» Йозеф Рот.

Критиком фельетонной литературы с присущим ей небрежным языком выступил Карл Краус, основавший «Факел» – важ- /329/ ный орган не только литературной, но и политической критики. Центральными фигурами в области культуры стали литературы Адальберт Штифтер, Артур Шницлер, Гуго фон Гофмансталь, Стефан Цвейг, Георг Тракль и Райнер Мария Рильке.

Людям, в своем большинстве не получавшим музыкального образования, которое давало бы возможность понимать становившуюся все более сложной технику композиции, хотелось просто слушать музыку и отдыхать под нее. Ценились выразительность и мелодичность, особенно значимой для музыки сделалась «атмосфера». При этом все более важную роль играло настроение слушателей. Поскольку музыка усложнялась, становилось необходимым ее объяснение; требовала разъяснений и ставшая чрезвычайно виртуозной техника исполнения – и поэтому программы составлялись даже там, где они не были предусмотрены композитором. Принципиальный спор между «формальной эстетикой», утверждающей, что музыка имеет собственный язык, и «эстетикой содержания», рассматривающей ее как нейтральное средство передачи смыслов, для полного понимания которых необходимо словесное изложение, ведет свое начало с тех пор и продолжается до нашего времени

Уже с XIX в. следует различать серьезную и легкую музыку, с начала XX столетия эта разница становится все более четкой. Габсбургская монархия дожила до высшего расцвета и той и другой. Классической музыкой немецкоязычного региона стали произведения Густава Малера,{50} Иоганнеса Брамса, Гуго Вольфа и Рихарда Штрауса. Самобытные национальные направления существовали и в других землях монархии – в Богемии его представляют /330/ Бедржих Сметана и Антонин Дворжак, а в Венгрии – Франц Лист и Бела Барток. С именами Йозефа Матиаса Хауэра, Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона фон Веберна связана додекафоническая музыка, являвшая собой радикальный разрыв с традиционными принципами композиции.

С сороковых годов XIX в. развивается такой самобытный музыкальный жанр, как вальс, ставший символом австрийской музыкальной культуры и остающийся таковым по сей день. Основателями этого направления выступили Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-отец, а своего высшего расцвета оно достигло в творчестве Иоганна Штрауса-сына.{51}

Как подражание «комической опере» Жака Оффенбаха возникла венская оперетта, ее шедевр, «Летучая мышь» И. Штрауса-сына, был впервые поставлен в 1874 г. Оперетта давала не только зеркальное отражение буржуазного общества, но и критический взгляд на него. Наряду со Штраусом, в этом жанре прославился Франц Легар. В изобразительном искусстве первоначально господствовал стиль эпохи грюндерства, иначе называемый историзмом или /331/ эклектизмом. Его наиболее яркое проявление – застройка Ринга, парадной улицы вокруг внутреннего города в Вене (и вполне сопоставимых комплексов в Будапеште и других центрах отдельных земель). Ринг был построен по решению императора Франца /332/ Иосифа от 20 декабря 1857 г. на месте старых валов, траншей и оборонительных укреплений. Эта улица длиной 6,5 км и шириной 57 м, открытая 1 мая 1865 г., была застроена по планам Людвига Фёрстера, Августа Зиккарда фон Зиккардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля. Между 1869 и 1888 гг. были возведены монументальные сооружения, стиль которых, вернее, как считали и считают критики, его отсутствие, мы называем «стилем Ринга», который копирует и эклектически соединяет все уже существовавшие тогда архитектурные формы. Это стало воплощением идеи, согласно которой каждая постройка должна была быть выполнена в стиле той эпохи, когда функции подобных зданий были выражены с наибольшей полнотой, поэтому парламент был выполнен в греческом стиле, университет – в стиле раннего римского барокко, а ратуша стилизована под позднюю готику эпохи расцвета фландрских городов. Архитекторами выступали Зиккард фон Зиккардсбург и Эдуард ван Нюлль (Опера), Готфрид Земпер и Карл Хазенауэр (Бургтеатр, Художественно-исторический музей и Музей естественной истории), Генрих Фёрстель (Университет, Вотивкирхе, Академия прикладного искусства), Теофиль Ханзен (Биржа, Парламент, Академия изобразительных искусств, Хайнрихсхоф) и Фридрих фон Шмидт (Ратуша). Строения перемежались обширными скверами и парадными площадями (Городской парк, Замковый сад площади Героев, Народный сад, парк у Ратуши).{52} /333/


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"

Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Карл ВОЦЕЛКА

Карл ВОЦЕЛКА - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"

Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.