Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"
Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.
В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.
На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]
Таким же образом изменился и весь уклад жизни. Традиционная буржуазная семья перестала быть для молодых людей единственным идеалом. Число бракосочетаний на 1000 жителей упало с 8,5 в 1961 г. до 5,1 в 1997 г., одновременно ощутимо понизился процент рождаемости – с 18,6 до 9,8 %. К этому с конца шестидесятых годов добавились другие формы совместной жизни (предпочтение жить в одиночку, коммуны, однополые «браки»), к которым общество стало относиться более или менее терпимо. Процесс получения молодежью образования делается все более продолжительным, в частности благодаря большей его доступности (бесплатная система среднего и университетского образования, стипендии, пособия на детей и т. д.), хотя отдельные слои населения все еще неравномерно представлены в учебных заведениях. Развитие университетской системы происходило как по- /421/ средством основания новых университетов, например, в Клагенфурте, так и путем расширения существовавших ранее, как в Линце и Зальцбурге. Качество исследований в отдельных областях науки весьма разнится, число лауреатов Нобелевской премии после 1945 г. невелико (что само по себе, конечно, не является единственным критерием качества). Наряду с некоторыми бывшими австрийскими гражданами (химик Макс Перуц и экономист Фридрих Август Хайек), эту награду получили зоологи Карл Фриш, исследователь языка пчел, и основатель этологии Конрад Лоренц.
Несмотря на реформы в области образования, проводившиеся с семидесятых годов, целью которых было создать ориентированное на практику и не столь длительное обучение (введение порядка подготовки дипломированных специалистов), оно все еще остается продолжительным, и многие выпускники имеют все меньше шансов на рынке труда. Безработица среди молодых людей, в особенности с университетским образованием (нередко говорят о «поколении без будущего»), чревата помимо прочего конфликтами между поколениями.
Рост благосостояния заметен почти во всех сферах, число построенных квартир и домов огромно, потребность отдельного человека в жилой площади значительно возросла. Улучшение инфраструктуры: дорожное строительство, развитие аэропортов, строительство метро в Вене, реконструкция городов и деревень, а также прогресс в области энергоснабжения, достигаемый посредством строительства новых электростанций, – все это в пятидесятых и шестидесятых годах не вызывало протеста населения. С осознанием в конце семидесятых необходимости беречь окружающую среду многие из этих проектов стали подвергаться жесткой критике.
Область культурного строительства характеризуется грандиозным подъемом, в годы Второй республики было построено много новых школ и значительно выросло число других культурных учреждений, например, библиотек, земельных и городских музеев.{66} Появились центры для проведения различных мероприятий, такие как венский Штадтхалле в 1958 г. или Большой дворец фестивалей в Зальцбурге в 1960-м. После переноса в 1986 г. столицы Нижней Австрии из Вены в Санкт-Пёльтен там также возник новый административно-культурный квартал.
Нельзя представить себе образ жизни людей второй половины XX в. без новых технологий. Стиральная машина и пылесос, авто- /422/ мобиль и самолет, телефон и компьютер, а в последнее время мобильный телефон и Интернет, как никогда прежде на протяжении жизни одного или двух поколений, изменили среду обитания людей. Многие из этих явлений отражают интернационализацию, зачастую американизацию, жизни австрийцев: джинсы и дискотеки, американские комедийные сериалы, поп-музыка и видеоклипы, Макдоналдс и кока-кола сочетаются с местными традициями, а то и вытесняют их. В большинстве своем, однако, эти феномены сосуществуют: посещение дискотек – и игра в местном духовом оркестре, ношение джинсов в городе – и фрака на балу в Опере, венский шницель – и биг-мак. Большинство людей, по крайней мере, молодое поколение, вовлечено в этот процесс интеграции культур, что отразилось на их манере поведения – в сочетании традиций «австрийской культуры и австрийского стиля жизни» (как это любят называть) и феномена «глобализации». Гораздо более разносторонним, чем в предыдущую эпоху, стало и развитие высокой культуры. Ни в одном из видов искусств, границы которых и без того все более размываются, во второй половине XX в. нельзя усмотреть единого стиля. Любая характеристика той или иной тенденции, любое упоминание имени обусловлены личным и потому случайным выбором, хотя нужно понимать, что подобная проблема возникает во все времена.
«Преемственность», «новизна» – вот термины, применимые к культурным достижениям Второй республики. Точно так же, как и после потрясений 1918 и 1945 гг., делается акцент на традициях, «ве- ликом наследии», что возобладало во многих новых фестивалях (от Брегенцского до Мёрбишского). Некоторые из этих фестивалей, впрочем, пропагандируют современное искусство, например, «Штирийская осень» в Граце или Ars electronica в Линце.
В отдельных областях искусства также можно увидеть это колебание между новизной и преемственностью. Остается немало писателей, которые, несмотря на осторожные «чистки» после 1945 г., продолжают традицию литературы «крови и почвы». Лишь для немногих из тех, на ком лежала вина за деяния Третьего рейха, поражение Германии имело серьезные последствия (например, талантливый лирик Йозеф Вайнхебер покончил с собой). Другие, как Гертруда Фуссенеггер или Карл Генрих Ваггерль, продолжали занимать видное место в отечественной поэзии и так же, как до тридцать восьмого года, удостаивались государственных премий и почестей. Другие опирались на австрийский модерн или языковой /423/ скептицизм Венского кружка (например, Ильзе Айхингер, Томас Бернхард). В творчестве многих нашли отражение ужасы недавнего прошлого, например, у поэтов Пауля Целана и Эриха Фрида, чьими ведущими мотивами стали утрата родины и отчужденность от мира. Некоторые из этих людей, вписавших свои имена в историю австрийской литературы, провели в Австрии лишь немногие годы жизни.
Выдающейся фигурой литературы послевоенного времени был, вне сомнений, Хаймито фон Додерер, который в написанных в весьма традиционной манере произведениях отразил и проблемы новейшей истории, прежде всего, период Первой республики. Представители «Венской группы» во главе с Х. К. Артманом, создававшим стихи на диалекте, Герхардом Рюмом с его «конкретной поэзией» и великим экспериментатором Освальдом Винером, как и прежде, были приверженцами новых явлений в литературе. Основной тренд усиливали молодой бунтарь Петер Хандке, откровенно провоцировавший публику, и драматург Вольфганг Бауэр. Поколение шестьдесят восьмого года избрало главным художественным средством бесцеремонность в отноше- /424/ нии человека. Венский «акционизм» шестидесятых годов (Гюнтер Брус, Герман Нич, Отто Мюль) получал все большее признание и рассматривался почти как «официальное искусство». В то же время со всей очевидностью проявлялось изменение вкусов публики и ее безразличие к вызовам современного искусства. Завоевали популярность и вызвали оживленные споры телевизионные фильмы Петера Туррини «Альпийская сага» и «Рабочая сага» с их мотивами социальной критики. Прибегала к провокации и женская литература, развивавшаяся в тесной связи с движением за эмансипацию (Эльфриде Елинек). Непреходящим вкладом в австрийскую литературу своей эпохи будут, по всей вероятности, считаться романы Герхарда Рота, подвергшего критическому переосмыслению прошлое, произведения Гернота Вольфгрубера, направленные против такого жанра литературного кича, как «роман о родине» (Heimatroman), а также сочинения Кристофа Рансмайра.
В изобразительном искусстве, важнейшие представители которого преобладали в прогрессивном Арт-клубе, объединявшем также писателей и музыкантов, связь с художественными традициями Третьего рейха была ничтожной. Однако преследование «дегенеративного искусства» при национал-социализме еще долго сказывалось на вкусах публики. Неприятие современного искусства и умаление его достижений еще и сегодня распространены довольно широко. Существенную роль в развитии искусств после 1945 г. сыграл фантастический реализм, близкий к сюрреализму. Ведущими фигурами этого направления наряду с Альбертом Парисом Гютерсло были Эрнст Фукс, Рудольф Хауснер, Вольфганг Хуттер, Антон Лемден и Арик Брауэр. Некоторые художники как старшего, так и младшего поколения, например. Оскар Кокошка, Ганс Фрониус и близкий к абстракционизму Герберт Бёкль, использовали экспрессионистские формы выражения. Специфический декоративно-абстрактный стиль создал Фриденсрайх Хундертвассер, прославившийся своими архитектурными работами. Многие другие художники, следуя за ним, с большим или меньшим мастерством пробовали себя в архитектуре и даже составили конкуренцию всемирно признанным австрийским архитекторам (Ханс Холлейн, Густав Пайхль, Гюнтер Домениг). В скульптуре самыми значительными произведениями этого времени, несомненно, являются работы Фрица Вотрубы и Альфреда Грдлички. /425/
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"
Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"
Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.