Никита [ИАКИНФ] Бичурин - ВЗГЛЯД НА ПРОСВЕЩЕНИЕ В КИТАЕ (1838)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ВЗГЛЯД НА ПРОСВЕЩЕНИЕ В КИТАЕ (1838)"
Описание и краткое содержание "ВЗГЛЯД НА ПРОСВЕЩЕНИЕ В КИТАЕ (1838)" читать бесплатно онлайн.
Текст воспроизведен по изданию: Взгляд на просвещение в Китае // Журнал министерства народного просвещения, № 5. 1838
«1) Студенты, имея благоразумных родителей, должны повиноваться их наставлениям; имея родителей грубых и худого поведения, должны в благоразумных представлениях умолять их о перемене поступков, дабы сим образом предохранить их от несчастия и погибели.
«2) Студенты должны учиться быть верными подданными, праводушными Чиновниками; приводить из Истории примеры верности и праводушия и особенно должны обращать внимание на деяния полезные для Государства, благодетельные для народа.
«3) Студенты должны вести себя благонравно во всех отношениях: под сим только условием могут получить действительную пользу от своего учения. Определившись к должности, они будут благонравными чиновниками. Но если заразятся превратными правилами, то не могут приобрести успехов в учении, a сделавшись Чиновниками, неприминут навлечь несчастие на себя.
«4) Студентам предосудительно искать в высших и входить в связи с сильными, предполагая чрез сие скорее возвыситься. Кто имеет доброе сердце и совершенные добродетели, Верховное Небо знает сие, и без сомнения сугубо его благословит счастием.
«5) Студенты должны быть осторожны и иметь терпение, не обдумавши не должны входить в Судебные Места. Если случатся какие-нибудь, касающиеся до них дела, то должны поручить исправление оных родственникам; равно запрещается им входит в [343] тяжбы посторонних, a сим не дозволяется приводить Студентов в свидетели.
«6) Учащиеся должны иметь почтение и уважение к Учителям, и преподаваемое ими принимать с искренним сердцем. Если не понимают чего нибудь, то спокойно спросить, не заводя пустых прений. Учители также обязаны со всею тщательностию обучать, не предаваясь лености и нерадению.
«7) Воспрещается Студентам сочинять для военных и простолюдинов представления Государю. Но если кто напишет хотя одно представление, то как нарушитель закона исключается из сего звания и предается суду.
«8) Не дозволяется Студентам составлять тайные общества, и обязываться взаимною клятвою между собою. Сверх сего запрещается самовольно печатать свои сочинения. Приставу предоставляется судить нарушающих сие положение..
Кроме вышеизложенных правил находятся: Наставления учащимся, сочиненные Государем Жень-ди, Шестнадцать статей Царских поучений, Пространные поучения Государя Сянь-ди, состоящие из 10,000 букв, Рассуждение о скопах, сочиненное сим же Государем, Наставления учащимся, изданные Государем Шунь-ди. Все сии сочинения напечатаны и разосланы во все Училищные Библиотеки. Ежемесячно, в 1 и 15 числа, также при вступлении новых Начальников Губерний к должностям, и по прибытии Попечителя Училищ в Храм Древнего учителя, учащие должны собирать Студентов в главный зал и, обратясь к Дворцу, совершить три коленопреклонения с девятью земными поклонами. После сего учащий читает вышеупомянутые наставления, приказав Студентам слушать со вниманием. Не явившиеся без достаточной причины, подвергаются наказанию, a живущие в отдаленности [344] обязаны по очереди являться в город для слушания наставлений. Сварливых Студентов, в наказание, должно заставлять слушать, стоя на коленях. В приезд Попечителя Училищ для испытания, учители и Пристав обязаны тайно донести ему о поведении хороших и дурных Студентов; a Попечитель, разведав о том обстоятельно, после испытания должен донести Палате. Не переменяющие дурного поведения, исключаются из звания Ученых.
Студенты не должны принимать на себя ни должности письмоводителей, ни военной службы, ни торговлею заниматься. О бедных учители обязаны доносить Попечителю училищ, который при испытании, лично может оказать им пособие. Не дозволяется Местным Начальникам против воли избирать Студентов в Деревенские Старшины, словом: Студенты освобождаются от всех общественных служб и повинностей. Напротив и сами Студенты обязаны воздерживаться от всех неприличных их званию поступков.
В Китае Гражданский Чиновник вместе с должностию принимает на себя обязанность Жреца: посему все почти Студенты обучаются Музыке и Пантомимике. На сей конец при каждом училище есть штат музыкантов и пантомимистов. Как скоро откроется вакантное место, то Правители Округов и Уездов, по испытании назначают лучших Студентов и представляют Попечителю Училищ на утверждение по его усмотрению. В Губернии Чжи-ли при каждом Областном, Окружном и уездном храме Ученых (При каждом Училище находится храм ученых, в котором Кхун-цзы занимает первое место) положено 56 музыкантов и 36 пантомимистов и еще по четыре человека для замены больных и отлучившихся. [345]
Сверх сего в каждой Губернии находятся храмы, посвященные древним славным мудрецам. Студенты из их потомков, в той же Губернии живущих, определяются при сих храмах, под названием Жрецов-Студентов, коих обязанность состоит в приношении жертв покойным предкам их. Сии Студенты избираются Начальниками Губерний обще с Попечителями Училищ и списки об них представляются в Палату на утверждение. В каждой Губернии они находятся в известном числе.
Общественное воспитание оканчивается в Уездных училищах. Студенты, в следующий год по получении сей степени, препровождаются в главный город Губернии для испытания на степень Кандидата Цзюй-жинь, что значит представляемый. Сие испытание производится чрез два года в третий. Сверх сего, по случаю милостивого Манифеста, бывает особливое испытание, под названием Энь-кхо, что значит испытание по милостивому Манифесту. Число получающих на Губернском испытании степень Кандидата ограничено положением, как-то:
В Губернии Чжи-ли — 147 (В сем числе 41 из военного состояния Осьми Знамен) 8850 (Число допускаемых на испытание)
— —— Шань-дун — 69 4140
— —— Сань-си — 60 3600
— —— Хэ-нань — 11 4260
— —— Цзян-су — 69 5520
— —— Ань-хой — 45 3600
— —— Чже-цзян — 94 7520
— —— Цзян-си — 94 7520
— —— Фу-цзянь — 85 6800
— —— Ху-бэй — 47 3760 [346]
— —— В Губернии Ху-нань — 46 3680
— —— Шань-си — 61 3660
— —— Сы-чуань — 60 3600
— —— Гуан-дун — 71 4260
— —— Гуан-си — 45 1800
— —— Юнь-нань — 54 2160
— —— Гуй-чжеу — 40 1600
В сем числе дети Гражданских Чиновников от 1 до 6, a Военных Чиновников от 1 до 4 класса считаются Благородными Студентами. Число Кандидатов, избираемых из Благородных Студентов, простирается в больших Губерниях до 31, в средних до 25, в малых до 16 человек.
Сверх штатного числа Кандидатов в то же время еще избирают Сверхштатных Кандидатов, коих объявляют в одно время с Штатными. На пять Штатных Кандидатов избирается один Сверхштатный, что составляет:
В Губернии Чжи-ли — 29.— —— Шань-дун } по — 13.
— —— Хэ-нань
— —— Сань-си } по — 12
— —— Шань-си
— —— Сы-чуань — 3
— —— Цзян-су — 15
— —— Ань-хой — 9
— —— Чже-цзянь } по — 18
— —— Цзян-си
— —— Фу-цзянь — 17
— —— Ху-бэй } по — 9
— —— Ху-нань
— —— Гуан-си
— —— Гуан-дун — 14 [347]
В Губернии Юнь-нань — 10
— —— Гуй-чжеу — 8
.Такое же число Кандидатов избирается на испытании по милостивому Манифесту.
В следующий год после Губернского испытания, вое Кандидаты препровождаются в Столицу, где по испытанию должны получить степень Гун-ши, что значит: Ученый, представляемый Двору, а сии в след за столичным испытанием еще проходят Дворцевое испытание в Тронной Бао-хо-дянь, по которому получают степень Магистра, под общим названием Цзинь-ши, что значит: поступающий в службу. Сим образом каждое из трех испытаний на ученые степени производится чрез два года в третий, на степень Студента в Областном или Окружном, на степень Кандидата в Губернском городе, на степень Магистра в Столице.
Попечители Училищ заведывают испытанием Воспитанников одних Народных и Уездных Училищ. Экзаминаторы, для произведения Губернских испытаний, присылаются из Столицы. Пред отправлением в Губернии Экзаминаторов и Помощников их для испытания Студентов, Обрядовая Палата (Это и есть Министерство Просвещения в Китае) сообщает в разные Присутственные Места о доставлении ей сведений о Чиновниках от 3 до 6 класса, вышедших из Магистратов 2 разряда, a потом сообщает Палате, чтоб избрать из них Экзаминаторов для представления Государю. В каждую Губернию назначается один Экзаминатор и один Помощник, с устранением от родины (Никто не может быть Экзаминатором в той Губернии, в которой он родился). В каждой [348] Губернии придают им от 8 до 18 сотрудников в испытании, смотря по населенности Губернии. Сии сотрудники избираются Начальниками Губерний из Окружных и уездных Чиновников, вышедших из Магистров и Кандидатов.
Особливые Экзаминаторы назначаются для произведения Столичного испытания. Сих Экзаминаторов избирает Государь из Министров, Президентов Палат и других высших Чиновников, вышедших из Магистров, a сотрудниками их назначаются Чиновники, посыланные в минувшем году Экзаминаторами на Губернские испытания. Для просмотра задач Столичного испытания и для чтения задач Дворцевого испытания равным образом назначаются первые Государственные Чиновники, вышедшие из Магистров.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ВЗГЛЯД НА ПРОСВЕЩЕНИЕ В КИТАЕ (1838)"
Книги похожие на "ВЗГЛЯД НА ПРОСВЕЩЕНИЕ В КИТАЕ (1838)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита [ИАКИНФ] Бичурин - ВЗГЛЯД НА ПРОСВЕЩЕНИЕ В КИТАЕ (1838)"
Отзывы читателей о книге "ВЗГЛЯД НА ПРОСВЕЩЕНИЕ В КИТАЕ (1838)", комментарии и мнения людей о произведении.