Неизвестен Автор - Русский балет
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский балет"
Описание и краткое содержание "Русский балет" читать бесплатно онлайн.
Лен. пр., 1970), героико-трагедий-ного произв. о счастье борьбы за свободу. Отойдя от первоначального описательно-повествовательного сценария Н. Д. Волкова, Г. построил спектакль по собств. сценарию на основе крупных хореогр. сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия (напр., в 1-м акте: нашествие - страдания рабов - кровавые развлечения патрициев - порыв к восстанию), чередующихся с танц. монологами гл. действующих лиц. Совм. с комп. А. И. Хачатуряном Г. создал новую муз. редакцию этого балета. Основой хореогр. решения стал действенный клас-сич. танец, поднятый до уровня развитого симфонизма. В спектакле "Иван Грозный" на муз. С. С. Прокофьева в транскрипции М. И. Чулаки (1975, Большой т-р; 1976, парижская Опера) на основе тех же художеств, принципов раскрываются страницы рус. истории, создаётся психологически сложный образ выдающейся личности, проносящей свою идею через множество трудностей. Помимо массовых и сольных танц. сцен здесь используется в качестве своеобразного хореогр. лейтмотива танец бьющих в набат Звонарей, неоднократно трансформирующийся и отмечающий все поворотные моменты в историч. судьбе народа и гл. героя. "Ангара" А. Я. Эшпая (по пьесе "Иркутская история" А. Н. Арбузова, 1976, Большой т-р; Гос. пр. СССР, 1977) - спектакль о совр. молодёжи, поднимающий нравственные проблемы, раскрывающий становление личности, отношения индивида и коллектива. Классич. танец здесь обогащён элементами народного, бытового, свободной пластики и пантомимы, физкуль-турно-спортивных движений, сплавленными в единое хореогр. целое. Пластич. язык гл. действующих лиц индивидуально своеобразен и подчинён раскрытию их характеров. Хореогр. образ большой сибирской реки Ангары, создаваемый кордебалетом, в качестве лейтмотива проходит через весь спектакль, выступая то как могучая стихия, покоряемая трудом людей, то как "резонатор" чувств героев, то как воплощение их воспоминаний или мечты.
Большое место в творчестве Г. занимают постановки классич. балетов, в к-рых Г. бережно сохраняет старую хореографию и обновляет спектакль в соответствии с идейной трактовкой и требованиями современности. Все балеты П. И. Чайковского поставлены Г. не как детские сказки, а как философско-хореогр. поэмы с большим и серьёзным содержанием. В "Щелкунчике" (1966, Большой т-р) Г. создал целиком новую хореографию на основе полной, без к.-л. изменений партитуры Чайковского. В центре спектакля - светлые романтич. образы гл. героев, воплощённые в развитых танц. партиях. Детские сцены 1-го акта, в отличие от предшествующих постановок, поручены не ученикам хореогр. уч-ща, а артистам кордебалета, что позволило значительно усложнить их танц. язык. Действие сновидений Маши развёртывается как путешествие по ёлке к её увенчанной звездой вершине. Поэтому в нём участвуют ёлочные игрушки, составляющие "аккомпанемент" чувствам гл. героев и получающие "портретное" раскрытие в дивертисменте 2-го акта. Для спектакля характерны тенденция к единству действенно-симф. развития хореографии, укрупнению танц. сцен (напр., три последних муз. номера слиты в единую хореогр. сцену), а также конфликтное обострение борьбы добрых и злых сил (Дроссельмейер и Мышиный царь). В "Лебедином озере" (1969, Большой т-р) сохранена осн. хореография М. И. Петипа и Л. И. Иванова и в единстве с нею заново решён ряд эпизодов в 1-м, 3-м и 4-м актах. Значительно более танцевально развита, чем в предшеств. постановках, партия Зигфрида. Г. отказался от традиц. решения образа Ротбарта как хищной птицы, превратив его в демонич. образ, олицетворяющий злые силы и вступающий в психо-логич. единоборство с Зигфридом. "Спящая красавица" ставилась Г. в Большом т-ре в 1963 и 1973. В первом спектакле была сделана попытка решения образа феи Карабос на основе не пантомимы, а классич. танца, от чего Г. впоследствии отказался. Во втором спектакле сохранена вся хореография Петипа, к-рая дополнена новыми эпизодами (танец вязальщиц, царство Карабос). Значительно развита танц. партия Дезире. Образ Карабос решён на основе характерно-гротескового танца в сочетании с пантомимой. Укрупнён осн. конфликт, обострено столкновение добрых и злых сил, усилено философское звучание произведения. На основе эстетич. принципов, сложившихся в его творчестве, Г. осуществил в 1978 пост. "Ромео и Джульетты" (в 2 актах) в парижской Опере; новая версия (в 3 актах) Большой театр, 1979. В этот спектакль включён ряд не известных ранее муз. номеров, найденных Г. в архиве композитора. Здесь впервые без к.-л. купюр звучит вся музыка, написанная Прокофьевым для "Ромео и Джульетты". Спектакль решён как трагедия гибели возвышенных и прекрасных героев в жестоких условиях враждебного мира. В отличие от предшествующей постановки Большого т-ра, подчёркнуто не историко-бытовое, а философско-психологич. содержание. Широко применены многообразные формы действенного симф. танца. Более развёрнуты танц. образы всех гл. героев.
В 1982 Г. поставил в Большом т-ре "Золотой век" Д. Д. Шостаковича (создание и 1-я пост. 1930). Спектакль имеет целиком новый сценарий, в партитуру введены эпизоды из др. соч. Шостаковича (медленные части 1-го и 2-го фортепианных концертов, отд. номера из "Джаз-сюиты" и др.). В отличие от первоначального спектакля, где социальный конфликт имел плакат-но-схематич. характер, здесь он раскрывается через столкновение живых человеч. характеров. Наряду с сатирич. и драматич. большое значение приобрели лирич. сцены. Действие развёртывается в крупных танц.-симф. номерах, в основе которых лежит классич. танец, обогащённый элементами народного, бытового, характерно-гротескового, пантомимы, физкультурно-спортивных движений. Для характеристики
1920-х гг., когда происходит действие, использованы жанровые черты бальных танцев того времени (фокстрот, танго, чарльстон, ту-стэп).
В постановке "Раймонды" в Большом т-ре (1984) Г. сохранил хореографию Петипа и дополнявшие её эпизоды А. А. Горского и Ф. В. Лопухова, но развил её: Гран па не только в 3-м акте, но и в первых двух, более танцевальны главные мужские партии, усилена аккомпанирующая роль кордебалета. Подобные же принципы легли в основу постановки в Большом т-ре "Баядерки" (1991), где хореография Петипа органически дополнена развивающими её эпизодами, а пантомимные сцены заменены танцевальными. "Раймонду" Г. пост. также в Мариинском т-ре (1994, с использованием фрагментов хореографии Горского и Петипа).
Все спектакли поставлены Г. по его собств. сценариям (сцен. "Золотого века" совм. с И. Д. Глик-маном). Его мышление хореографа неотделимо от им же создаваемой драматургии. Хореогр. драматургия Г. опирается на музыку, давая её зримое воплощение в пластич. образах. Спектакли Г., построенные на сложившихся и утверждённых хореографом принципах эстетики балетного спектакля, ставших ведущими в сов. балете 1960-80-х гг., претворяют завоевания классич. наследия и открытия сов. хореографии 1920-40-х гг. Г. пост. также "Жи-зель" (Анкара, 1979), "Лебединое озеро" (Рим, 1980), "Дон Кихот" (Копенгаген, 1983); "Жизель" (1987, новая ред.), "Корсар" А. Адана - Ц. Пуни, "Дон Кихот" (оба 1994; все - Большой т-р). Постановки Г. оформлены худ. С. Б. Вирсаладзе, создавшим декорации и костюмы, органично слитые с хореографией. Балеты Г. экранизированы в кино ("Спартак", 1976), "Иван Грозный" (под назв. "Грозный век", 1977). Его творч. поев. док. фильмы "Балетмейстер Юрий Григорович" (1970), "Жизнь в танце" (1978), "Балет от первого лица" (1986).
В 1974-88 Г. проф. балетмейстерского отд. Ленингр. коне. В 1975-85 през. Комитета танца Междунар. ин-та т-ра. С 1988 зав. кафедрой хореографии Моск. хореогр. ин-та. С 1989 през. Ассоциации деятелей хореографии, с 1990 през. фонда "Русский балет". В 1991-94 худ. рук. хореогр. труппы "Юрий Григорович балет". Гос. пр. СССР (1985).
Соч.: Ф. Лопухов, "Т", 1968, № 7; Об авторе этой книги, в кн.: Слонимский Ю., Семь балетных историй. Л., 1967;
Традиции и новаторство, в сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 1, Л., 1974; Муза сов. балета, там же; В поисках гармонии, "Т",
1976, № 3; Театр Вирсаладзе, "СБ", 1982, № 4;
Слово о Ю. Слонимском, в кн.: Слонимский Ю., Чудесное было рядом с нами. Л., 1984.
Лит.: Чистякова В. В., В мире танца, Л.-М., 1964; Карп П., О балете, М.. 1967; его же. Балеты Григоровича, "Звезда", 1969, № 9; Красовская В. М., Статьи о балете, [Л.. 1967]; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; В а н с-лов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, История и современность в балете, в сб.:
Музыка и хореография современного балета, в. 2, Л., 1977; его же. Статьи о балете. Л., 1980; e г (I же. Хореография и образ, "СБ", 1983, № 1; e г о же. Верность традициям и новаторство, "СБ", 1984, № 6; e г о же. Возрождение шедевра, "Балет", 1992, № 2;
Львов-Анохин Б., Григорович, в кн.:
Мастера Большого балета, М., 1976; Демидов А., Лирика, театральность, героика, "Т", 1970, № 7; e г о же, Ю. Н. Григорович, в сб.: Мастера Большого т-ра, М., 1976; его же, Герои и героини, "Т", 1977, № 1; его же. Поэтика т-ра Григоровича, "СБ", 1984, № 3; e г о же, Ю. Григорович (фотоальбом), М., 1987. В. R. Ванслов.
ГРИГОРЬЕВ Сергей Леонидович
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский балет"
Книги похожие на "Русский балет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Русский балет"
Отзывы читателей о книге "Русский балет", комментарии и мнения людей о произведении.