» » » » Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений


Авторские права

Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений

Здесь можно скачать бесплатно "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Описание и краткое содержание "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать бесплатно онлайн.








Был получен новый материал, имеющий огромное производственное значение, — сталь. Она открывала большие возможности для увеличения скорости, проч­ности и мощности машин, а потому стремительно вы­тесняла железо и дерево. Уже в 1870-х гг. выплавка стали являлась важнейшим показателем промышлен­ного потенциала страны.

Успехи в области химии сделали возможным быст­рое развитие химической промышленности, которая производила красители, искусственные удобрения, резко повышавшие урожайность, синтетические (кау­чук, искусственное волокно и др.) и взрывчатые веще­ства.

Уже в конце XIX в. появилась очень важная тен­денция, которая в XX столетии будет определять практически всю индустрию: от использования орга­нических веществ перешли к минералам, которые ста­ли основной базой для промышленного производства.

Научные открытия, большая часть которых прихо­дилась на последнюю треть XIX и начало XX в., из­менили облик цивилизации: электрическое освеще­ние, радио, телефон, телеграф, воздухоплавание, ки­нематограф, автомобиль — это еще далеко не полный перечень всех изобретений, которыми была так богата эпоха.

«Железный», машинный век преобразил облик го­родов, быт человека и его труд, изменил представле­ния людей о расстояниях благодаря транспорту и сис­темам связи, расширил поток информации.

Человечество, обладающее важнейшей способно­стью — изобретать, успешно справилось с очередным вызовом природы. Но все-таки это не означает, что проблемы, которые английские экономисты постави­ли почти два столетия назад, ушли в прошлое. Пусть их выводы спорны, но они уловили основную особен­ность индустриальной цивилизации — ее зависимость от энергетической базы, которая нуждается в постоян­ном обновлении.

В XIX в. появилась еще одна проблема, которая и в наши дни не потеряла своей остроты. Машины изме­нили характер труда, роль человека в производстве и отношение людей к своей деятельности. Безвоз­вратно миновало время средневековых мастеров, лю­бовно и неторопливо создававших вещи, на которых лежала печать индивидуальности. Новое производст­во, с одной стороны, требовало изобретений, мобили­зации всех творческих возможностей человека, его освобождения от цеховых и корпоративных связей. С другой стороны, поточное, массовое производство превращало работника в придаток машины. Это стало очевидным в самом начале промышленного переворо­та, а особенно ярко проявилось в начале XX в., когда Г. Форд ввел конвейер на своих автомобильных заво­дах в США (1912—1913). Уровень производительнос­ти труда резко вырос, но труд был до предела механи­зирован, обезличен.

Воздействуя на природу посредством машин… че­ловек не освобождается от необходимости трудить­ся… Он отдаляет свой труд от природы, не проти­востоит ей как живой живому… Труд становится все более безжизненным… сознание фабричного рабочего доводится до крайней степени тупости…

Г. Гегель

Индустриализация и монополистический капитализм

Большие изменения происходили и в организации производства. Сама природа производительных сил в ту эпоху требовала большой концентрации производ­ства и капиталов. В последней четверти XIX в. мелкие и средние предприятия стали поглощаться крупными компаниями. Зарождался монополистический капи­тализм. Формы слияния были различны: возникали картели, которые определяли цены и делили рынки сбыта; синдикаты — объединения, созданные для совместной продажи товаров; тресты, в которых про­исходило полное объединение собственности для сов­местного производства и сбыта; концерны — объеди­нения трестов или предприятий на основе финансо­вой зависимости от какой-либо монополистической группы.

Результаты этого процесса были очень неоднознач­ны. Монополии давали возможность осуществить централизованное управление множеством компаний

Монополияв буквальном переводе с греческого «про­даю один». Исключительное право производства или торговли, принадлежащее одному человеку, или группе лиц, или государству. Капиталистическими монопо­лиями называют объединения капиталистов, которые сосредоточивают в своих руках производство или про­дажу какого-либо товара для того, чтобы установить свое господство в той или иной отрасли экономики.

369

и предприятий, усовершенствовать техническую базу, снизить затраты по производству и обуздать стихию рыночной конкуренции. Вместе с тем в образовании монополий таились и свои угрозы, в том числе полити­ческого характера. В руках небольшой кучки людей, владельцев гигантских промышленных империй, кон­центрировалась финансовая власть, которой могли бы позавидовать короли. Монополистическая олигархия могла влиять на внешнюю и внутреннюю политику страны. И не случайно уже в 1870—1880-е гг. в США, где процесс монополизации шел очень быстро, в этом увидели угрозу демократии.

В конце 1880-х гг. президент Кливленд заявил, что корпорации, которые должны находиться «в строгих рамках закона и служить интересам народа, вместо этого быстро превращаются в средство владычества над ним». Обуздание монополий, превратившихся в огромную экономическую и политическую силу, стало одной из важнейших проблем, не потерявшей акту­альности и в наши дни.

Итак, уже вXIXв. достаточно резко обозначи­лась грань между двумя большими цивилизацион-ными периодами в истории человечества — доинду-стриальным и индустриальным. Вслед за изобрете­нием машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Эти изме­нения принесли и положительные, и отрицательные результаты, но главное — поставили перед человече­ством новые проблемы, неизвестные прошлым поко­лениям.

Вопросы и задания

1. Что отличает индустриальную цивилизацию от традици­онной? Попытайтесь дать определение индустриальной цивили­зации.

2. В чем выражается зависимость человека от природы на этапе индустриальной цивилизации? Как эту проблему воспри­нимали в XIX в ? Как она решалась в теории Т. Мальтуса? Кажет­ся ли вам эта теория правильной? Поясните свой ответ

3. Какую роль в индустриальной цивилизации играет наука? Назовите важнейшие изобретения, сделанные в XIX и начале XX в. Какие изменения в жизнь человека принесла индустриаль­ная цивилизация? Прочитайте высказывание Гегеля о механизи­рованном труде Согласны ли вы с мнением немецкого филосо­фа?

4. Объясните, что такое монополистический этап в развитии капитализма. Какими причинами он вызван? В чем состоят пре­имущества и недостатки монополий?

§2

СТРАНЫ «СТАРОГО КАПИТАЛИЗМА»

Развитие капитализма в XIX в., как и прежде, шло неравномерно, несинхронно в разных регионах Запа­да. В конкурентной борьбе крупных держав постоянно менялась расстановка сил. На мировую арену вышло «второе поколение» капиталистических стран, оттес­нявших на задний план державы, где капитализм и промышленный переворот начались гораздо раньше: Россия, Германия и США.

Сложные экономические процессы, определявшие место той или иной страны в мире, были неразрывно связаны с политической жизнью. В большинстве госу­дарств Европы модернизация еще не была завершена, и ликвидация остатков феодализма или самой фе­одальной системы оставалась неотложной задачей.

Европейская «периферия» и модернизация

Вы уже знаете, какое большое значение для разви­тия модернизации имеют преобразования в политиче­ской жизни.

XIXвек был бурной эпохой революций', они пре­вратились как бы в норму западноевропейской жизни.

Пожалуй, именно в XIX в. стало очевидным, что рево­люции далеко не всегда решают все проблемы сразу, а потому могут повторяться, производя все новые и но­вые корректировки социально-политических и эконо­мических структур. Франция после Великой буржуаз­ной революции 1789г. пережила еще три — в 1830, 1848 и 1871 гг. Причем только последняя революция положила конец монархическому строю.

В 1820—1821 и 1848гг. революции произошли в Италии. Целая серия революционных взрывов вплоть до 1870-х гг. сотрясала Испанию, однако страна по-прежнему оставалась полуфеодальной. В 1848 г. началась революция в Германии, но и она не решила всех проблем: наследие феодализма продолжало ска­зываться в самых разных областях жизни.

В ту эпоху проявилась и еще одна любопытная чер­та революций — их синхронность. Роль лидера рево­люций играла Франция.В 1830 г. почти одновременно с французской вспыхнула и бельгийская революция, начались восстания в русской Польше, Италии и неко­торых государствах Германии. Революция 1848г. вслед за Францией охватила Германию и Италию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Книги похожие на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерия Хачатурян

Валерия Хачатурян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Отзывы читателей о книге "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.