» » » » Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939


Авторские права

Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Харвест, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939
Рейтинг:
Название:
Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939
Издательство:
Харвест
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
985-13-1622-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.

Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.

Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.

Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.






США: 39 (13) линкоров, 0 (6) линейных крейсеров, 32 (10) броненосных и легких крейсеров, 229 (127) эсминцев и миноносцев, 80 (89) подводных лодок, общим водоизмещением 1.073.250 тонн;

Франция: 26 (5) линкоров, 27 броненосных и легких крейсеров, 273 эсминца и миноносца, 61 (11) подводная лодка общим водоизмещением 745.000 тонн;

Япония: 17 (4) линкоров, 4 (4) линейных крейсера, 26 (7) броненосных и легких крейсеров, 127 (15) эсминцев и миноносцев, 16 (33) подводных лодок общим водоизмещением 655.000 тонн;

Италия: 15 (1) линкоров, 15 броненосных и легких крейсеров, 152 (30) эсминца и миноносца, 70 (15) подводных лодок общим водоизмещением 390.000 тонн.



Британский линейный крейсер «Repulsе» (вступил в строй 18 августа 1916 года)

Правда, многие из этих кораблей были устаревшей конструкции и в ближайшем будущем подлежали списанию, либо уже давно стояли на приколе (линкоры-додредноуты, броненосные и бронепалубные крейсеры постройки 1890―1905 гг. и другие).

В ходе войны произошла фундаментальная смена ролей сил флота вследствие новых способов ведения боевых действий (широкомасштабное использование подводных лодок, мин заграждения, авиации, торпедных катеров), а также переход флотов от генеральных морских сражений и набеговых операций к повседневным боевым действиям (дозорная и патрульная служба, разведка, конвоирование, охота за подводными лодками, минные постановки, траление, обеспечение связи, охрана баз и побережья и т. д.).

Однако на эту революцию обратили серьезное внимание лишь немногочисленные энтузиасты новых видов оружия, в основном, представители авиации[9]. Адмиралы европейских держав в своем большинстве сохранили старые представления о якобы «решающей» роли линейных кораблей. Соответственно, они по-прежнему считали, что главную силу любого флота составляют линейные корабли и линейные крейсеры. Именно такие корабли рассматривались как наиболее ценные в боевом отношении, что вполне отвечало популярной во время войны концепции «fleet in being»[10].

Тот факт, что во время войны в Великобритании, Франции, Италии, Германии, России, Австро-Венгрии строительство линкоров и линейных крейсеров прервалось, был обусловлен исключительно экономическими причинами. Из-за огромных военных расходов бюджеты великих держав находились в плачевном состоянии.

Лишь в Японии и США, слабо участвовавших в европейской войне, дело обстояло иначе. Однако главную роль в этом играло возрастающее соперничество обоих государств в тихоокеанском регионе. Именно соперничество между ними стало основной причиной продолжения гонки вооружений после окончания мировой войны. Эта гонка оказывала также давление на Великобританию, которая, хотя и ослабла во время войны, из соображений престижа не желала уступать свое традиционное место «владычицы морей».



Эсминцы флота США, построенные в годы войны, в камуфляжной окраске

Остальные три государства Антанты не могли считаться конкурентами. В России шла гражданская война, ее экономика развалилась, тяжелая промышленность фактически перестала существовать. Экономика Франции и Италии была серьезно подорвана, а их флоты структурно и качественно устарели. Они не могли соперничать со своими союзниками. На какое-то время им пришлось ограничиться тем, что в качестве трофеев они получили современные корабли германского и австро-венгерского флотов.

***

Конгресс США принял 29 августа 1916 года план морских вооружений. Вместе с более поздними дополнениями, он предусматривал построить в течение 1916―1926 гг. 10 линкоров, 6 линейных и 10 легких крейсеров, 270 эсминцев и 84 подводные лодки.

Япония ответила на этот план так называемой «программой 8―8». Согласно ей, в 1916―1928 годы планировалось строительство 8-и линкоров, 8 линейных и 34 легких крейсеров, 77 эсминцев и 30 океанских подводных лодок[11].

Для достижения не только количественного, но и качественного превосходства над американским флотом, японцы использовали то обстоятельство, что их военно-морские базы находятся гораздо ближе к тем районам, куда были устремлены их политические и экономические интересы (Китай, юго-восточная Азия), чем базы ВМФ США. Поэтому они меньше внимания уделяли дальности плавания своих кораблей, зато старались всемерно усилить их бронирование и вооружение.

Чтобы сохранить за собой перевес в силах на Тихом океане, американцам надо было ежегодно вводить в строй по 2 линкора или линейных крейсера, одновременно расширяя и обновляя свои крейсеры, которых у них имелось сравнительно немного, причем в основном устаревших. Расчеты показывали, что к 1927 году перевес США над Японией в Тихом океане по количеству боевых кораблей первой группы уже исчез бы. Чтобы избежать этого, командование ВМФ США в 1918 году потребовало в дополнение к программе 1916 года построить еще 12 линкоров и 16 крейсеров. Однако конгресс ответил отказом и не выделил средств.

По сравнению с грандиозными планами США и Японии, намерения Великобритании выглядели более скромно. Как уже отмечалось выше, Англия вышла из войны должником США. Это существенно сказалось на ее военных расходах. Если в 1914–1919 гг. они соотносились с аналогичными расходами США в пропорции 7:6, то уже в 1921 году снизились до пропорции 1:8. Поэтому англичане прежде всего занялись реорганизацией своего огромного флота. В период 1919―21 гг. они отправили в резерв (т. е. поставили на прикол) или перевели в разряд учебных более 900 боевых кораблей и вспомогательных судов.

Тем не менее, Великобритания намеревалась построить 4 линейных крейсера (проект 1921 года, 53.000 тонн, 32 узла, 9 орудий калибра 406 мм), затем 4 линкора (тоже 53.000 тонн, 29 узлов, 9 орудий 457 мм), а после них еще 2 линейных крейсера, вооруженных шестью 508-мм орудиями. Остальные средства военно-морского бюджета планировалось использовать для окончания строительства наиболее ценных легких боевых кораблей из числа тех, что были заложены до декабря 1918 года.

Более того, поначалу англичане еще надеялись сохранить за своим флотом не просто первое место в мире, а первенство на основе старого принципа «two power standard» (он означал, что британский флот должен был обладать совокупной мощью двух сильнейших флотов после него). Ради этой голубой мечты» британское правительство попыталось получить финансовую помощь от своих доминионов, но безуспешно. В итоге на имперской конференции 1921 года в Лондоне ему пришлось согласиться с идеей паритета с флотом Соединенных Штатов (one power standard). Так что эпоха господства Королевского флота в Мировом океане стала приближаться к концу.

Но, к счастью для Англии, ее соперники не вынесли взятого ими темпа и тяжести гонки вооружений. Правительство США достаточно быстро поняло, что такая гонка неизбежно приведет к финансовому краху. Даже американская экономика, сильно обогатившаяся на военных поставках, не могла выдержать ее в течение долгого времени. Именно поэтому Конгресс не утвердил дополнительные кредиты на морские вооружения (по британским данным — 37 миллионов фунтов стерлингов ежегодно) и потребовал от нового президента Уоррена Хардинга (Warren Harding) серьезного ограничения военных расходов.

Япония тоже вряд ли смогла бы выдержать такое финансовое бремя. Экономике этой страны было весьма далеко до США, создание мощных вооруженных сил доставалось ей ценой тяжких лишений всей нации (по британским данным, бюджет японского флота в 1921―1922 гг. составлял 75 миллионов фунтов стерлингов).

Иначе говоря, к 1921 году великие морские державы оказались перед лицом серьезных экономических и финансовых проблем. В сложившейся ситуации им не оставалось ничего другого, кроме как найти взаимоприемлемый компромисс.

ЧАСТЬ II

ПОПЫТКИ ОГРАНИЧЕНИЯ МОРСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

Глава 4. ВАШИНГТОНСКАЯ МОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В 1921―1922 гг

10 июля 1921 года государственный секретарь США (т. е. министр иностранных дел) Чарльз Эванс Хьюз (Charles Evans Hughes) предложил созвать конференцию девяти государств. Во-первых, в ней должны были участвовать страны, имеющие выход к Тихому океану — США, Япония и Китай. Во-вторых, страны, обладавшие колониями в данном регионе — Великобритания, Франция, Нидерланды, Португалия (плюс США и Япония). В-третьих, страны, имевшие концессии в Китае — Бельгия и Италия (плюс США, Великобритания, Япония, Франция).

Советская Россия не получила приглашение на том основании, что она утратила выход к Тихому океану в связи с образованием так называемой Дальневосточной республики — ДВР. Однако представителей ДВР, прибывших в Вашингтон, к участию в работе конференции тоже не допустили в связи с тем, что правительство ДВР — это марионетка, всецело зависящая от Москвы. В ответ правительство РСФСР заявило протест США, Великобритании, Японии, Франции и Китаю, подчеркнув, что оно не будет считать обязательным для себя ни одно принятое на конференции решение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.