Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Описание и краткое содержание "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." читать бесплатно онлайн.
Николай Афанасьевич Скабаланович (1848–1918) — профессор общей и церковной истории Санкт–Петербургской Духовной академии, доктор богословия, один из самых талантливых русских церковных историков. Его основополагающая работа «Византийское государство и Церковь…» — это настоящая энциклопедия по Византии, непревзойденный во многих отношениях даже по настоящее время научный труд, в том числе и по своим литературным достоинствам. В приложении даются статьи «Византийская наука и школы в XI в.», «О нравах византийского общества в Средние века», «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии» и другие, позволяющие с большей полнотой и вниманием остановиться на конкретных вопросах как внутренней истории Византийской империи в целом, так и истории Византийско–Вос–точной церкви в частности.
Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия.
Для обозначения лейб-гвардии в целом ее составе существовали два технических термина: οικείοι и έταίριαι. Первый термин составляет перевод на греческий язык прежнего латинского термина domestic] et protectores, которым обозначалась лейб-гвардия. Он несколько раз встречается у историков[2111] и употребляется как тождественный с этериями.[2112] Впрочем, последний термин (этерии) встречается чаще, чем первый.[2113] Этерий было несколько. Прежде всего была великая этерия, во главе которой стоял великий этериарх. Должность великого этериарха занимали: при Константине VIII евнух Евстафий;[2114] при Романе Аргире протоспафарий Феоктист;[2115] при Михаиле Пафлагоне Михаил Калафат;[2116] при Константине Мономахе евнух Константин, производивший свой род от сарацин и служивший Мономаху еще до воцарения, и Роман Бойла;[2117] при Михаиле Парапинаке Давид, наперсник Никифорицы;[2118] при Никифоре Вотаниате протопроедр Роман, иначе называемый Стравороманом.[2119] Кроме великой были еще другие этерии, имевшие во главе особых архонтов.[2120] Был архонт экскувитов, начальствовавший над отрядом телохранителей (τών έξκουβίτων), помещавшимся во дворце, в караульной, носившей их имя (τό έξκούβιτον, τά εξκούβιτα);[2121] при Романе Аргире должность архонта экскувитов занимал патриций Лев Хиросфакт.[2122] Был архонт, начальствовавший над тем отрядом, который обыкновенно сопровождал императора в торжественных выходах,[2123] и по свойству своей должности называвшийся аколуфом; при Константине Мономахе известен аколуф Михаил.[2124] Главный надзор за императорской охраной принадлежал друнгарию виглы (δρουγγάριος της βίγλης, т. е. vigiliarum), на ответственности которого лежала правильная смена караулов днем и ночью. Из друнгариев виглы известны: при Константине VIII евнух Симеон;[2125] при Константине Мономахе Константин Ксифилин;[2126] при Феодоре Мануил;[2127] при Исааке Комнине Махитарий;[2128] при Михаиле Парапинаке Константин Керулларий.[2129]
Различие между этериями обусловливалось различием их функций, а также происхождением лиц, вступавших в эти общества. По происхождению лица, принадлежавшие к этериям, распадались на две части: на ромеев (греков) и на чужеземцев. У византийских императоров было в обычае причислять детей благородных родителей, по достижении ими совершенного возраста, к своим этериям, открывавшим дорогу к достижению высших почестей в областном управлении и войске, — о братьях Комниных, Исааке и Иоанне, знаем, что получив надлежащее воспитание и образование, особенно в военном деле, они были переведены Василием II из Студийского монастыря во дворец и причислены к этериям.[2130] Из этих благородных ромеев был составлен отряд царских телохранителей, которые жили при дворе и несли охранную службу. Они дважды выступают на сцену: во время возмущения Феодосия Мономаха против Стратиотика они были собраны для того, чтобы дать отпор бунтовщику,[2131] и при Вотаниате, во время бунта дворцовой иноземной стражи, они были собраны для защиты императора.[2132] Оба случая замечательны еще тем, что по поводу их упоминается царская стража во всем ее составе, как ромеи по происхождению, так и иноземцы, и указывается технический термин, которым обозначалась иноземная стража, — лица, ее составлявшие, назывались варягами. Мы готовы допустить, что стража из ромеев, в противоположность варягам, называлась экскувитами, и тогда как варяги держали караул преимущественно днем, причем по необходимости участвовали и на церемониальных императорских выходах, экскувиты охраняли императорскую опочивальню ночью; с наступлением вечера варяги освобождались от работы и могли вволю предаваться любимому своему занятию — пьянству.[2133] Аколуф был начальником варягов, архонт экскувитов начальствовал над ромейской стражей; друнгарий виглы, имевший надзор за караулами, как дневными, так и ночными, стоял во главе, был выше аколуфа и архонта экскувитов. Что же касается великого этериарха, то он стоял ниже друнгария виглы,[2134] но выше архонта экскувитов и аколуфа; он, по-видимому, не имел никакого отношения к ромейской страже, а только к варяжской дружине, — аколуф находился в его ведении. Высшее положение этериарха, сравнительно с аколуфом, обусловливалось, впрочем, не тем, что ему подчинены были придворные варяги, состоявшие при особе императора, но тем, что под его надзором и на его попечении находились все вообще варяги, весь варяжский корпус, как жившие при дворе и управлявшиеся аколуфом, так и находившиеся вне столицы. Численность этого корпуса была настолько велика, что он по праву мог называться великой этерией, а его главный начальник — великим этериархом.
Ромейская стража была не велика числом, составляла всего одну тагму, которая удобно находила себе помещение и занятие при дворе. Оттого мы не видим, чтобы экскувиты располагались когда-нибудь на постоянных квартирах вне стен столицы, за исключением тех случаев, когда сам император оставлял Византию, и телохранители должны были его сопровождать. Во время сирийского похода встречаем тагму экскувитов, которая посылается, вместе со своим архонтом, для разведки и бросается врассыпную при нападении арабов,[2135] — присутствие ее объясняется тем, что Роман Аргир находился в походе и шел охраняемый царскими этериями.[2136] Вообще тагма экскувитов редко оставляла столицу: когда император отправлялся в поход или путешествовал по стране[2137] или когда крайняя опасность со стороны неприятеля вынуждала наконец отправить против него дворцовую стражу,[2138] — в остальное время место ее было при дворе, при особе императора. Совсем другое дело варяги. Их было столько, что поместить их всех при дворе едва ли было возможно, а главное, в этом не было никакой надобности. Из всего варяжского корпуса отбиралась только малая часть (ολίγη μερ'ις ξενική), которая содержалась во дворце (τό παρατρεφόμενον έν τάϊς αύλαϊς ξενικόν) и несла личный караул (τήν φρουράν, τήν τοϋ σώματος φρουράν), служа телохранителями, почетной стражей (φύλακες, σωματοφύλακες, δορυφορία); эти отборные варяги с секирами на правом плече (πελέκεις άπό τοϋ δεξιοϋ ώμου) стояли у императорского трона и следовали за императором во время выходов.[2139] Они были дворцовыми варягами (οι έν τφ παλατίω Βάραγγοι). Но кроме них были еще внешние варяги (οί έκτος Βάραγγοι), единоплеменные с первыми (ομοεθνείς),[2140] составлявшие с ними одно целое, но отличавшиеся тем, что они имели свое местопребывание не во дворце и употреблялись не для дворцовой службы, но располагаемы были на квартирах в фемах и употреблялись для строевой службы, принимали участие в походах и сражениях. Первое упоминание о варягах встречается у историков в применении именно к этим внешним варягам, квартировавшим вне столицы. В 1034 г. один из варягов, зимовавших во Фракисийской феме, хотел изнасиловать женщину и был ею убит; варяги, узнав об этом, воздали честь этой женщине, отдали ей все имущество насильника, а самого его бросили без погребения, согласно с законом о самоубийцах.[2141] Затем внешние варяги не раз упоминаются: в 1041 г. они были отправлены с Воиоанном в Италию и сражались против норманнов;[2142] в 1047 г. опять прибыли в Италию с катепаном Рафаилом;[2143] в 1047-1048 гг. взяли города Стиру и Лечче;[2144] в 1046-1047 гг. три тысячи варягов принимали участие в столкновении Липарита с Багратом IV, царем Картлии и Абхазии, и для этого ходили в Грузию;[2145] в 1050 г., вместе с другими войсками, под главным начальством патриция Никифора Вриенния, были отправлены против печенегов;[2146] в 1053 г. стояли на квартирах в Халдии или Иверии и здесь собраны были аколуфом Михаилом для действий против турок-сельджуков;[2147] в 1055 г. находились в Отранто при захвате города норманнами;[2148] в 1066 г. Маврикий приплыл с варягами на хеландиях в город Бари;[2149] в 1068 г. варяги участвовали в походе Романа Диогена против турок;[2150] в 1077 г. многие варяги приняли сторону Никифора Вриенния, восставшего против Парапинака, между тем как другие остались верны Парапинаку и в 1078 г. участвовали в афирском деле против Иоанна Вриенния;[2151] при осаде Константинополя Алексеем Комнином, вероятно, внешние варяги участвовали в защите города и Борилл приготовил их, вместе с хоматинцами, для битвы.[2152] Упоминаются также неоднократно и дворцовые варяги; первый раз при Михаиле Стратиотике, по случаю возмущения Феодосия Мономаха;[2153] затем при Исааке Комнине, по поводу низложения патриарха Керуллария,[2154] при провозглашении Романа Диогена[2155] и при Вотаниате, когда один из дворцовых варягов убил из мести Иоанна Вриенния,[2156] а весь варяжский дворцовый отряд поднял бунт против царя.[2157] Внешние варяги, несмотря на то, что не состояли при особе императора и жили вне столицы, считались однако же принадлежащими к императорской лейбгвардии, к этериям. Поэтому для обозначения их безразлично употребляются оба названия: и варяги, и этерии — οικείοι. Сторону Вриенния против Парапинака приняли, между прочим, по ясному свидетельству историков, внешние варяги (οί έκτος Βάραγγοι). Потомок этого претендента, тщательно описывая в своей истории возмущение и битву с императорскими войсками, называет приверженцев своего предка не варягами, но принадлежащими к этериям.[2158] Вообще, если в какой-нибудь феме встречается войско, на зимних квартирах или в походе, и называется έτέρειαι или οικείοι, а между тем император остается в столице и не участвует в походе, то, без опасности впасть в ошибку, можно под этерией понимать внешних варягов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Книги похожие на "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Отзывы читателей о книге "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.", комментарии и мнения людей о произведении.