» » » » Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.


Авторские права

Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство «Издательство Олега Абышко», год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.
Рейтинг:
Название:
Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.
Издательство:
«Издательство Олега Абышко»
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
ISBN 5–89740–107–4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."

Описание и краткое содержание "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." читать бесплатно онлайн.



Николай Афанасьевич Скабаланович (1848–1918) — профессор общей и церковной истории Санкт–Петербургской Духовной академии, доктор богословия, один из самых талантливых русских церковных историков. Его основополагающая работа «Византийское государство и Церковь…» — это настоящая энциклопедия по Византии, непревзойденный во многих отношениях даже по настоящее время научный труд, в том числе и по своим литературным достоинствам. В приложении даются статьи «Византийская наука и школы в XI в.», «О нравах византийского общества в Средние века», «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии» и другие, позволяющие с большей полнотой и вниманием остановиться на конкретных вопросах как внутренней истории Византийской империи в целом, так и истории Византийско–Вос–точной церкви в частности.

Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия.






Естественная группировка по родовым и общинным началам существовала как бытовой факт рядом с искусственным делением войска на отряды для целей военного управления и боевого строя. Почвой деления служили фемы, как военные округи. XI век представляет в этом отношении большую простоту и однообразие, сравнительно с предшествующим временем. Если не обращаться к памятникам военного устройства более древнего времени, ограничиться сочинениями Льва Мудрого и Константина Багрянородного, а также некоторыми новеллами X в., то и данных, в них заключающихся, достаточно, чтобы убедиться, что еще в X в. терминология, применявшаяся для обозначения военных отрядов и лиц, ими управлявших, свидетельствовала о двух порядках, параллельно существовавших и друг от друга отличавшихся. Были отряды войск, носившие название θέματα, и были отряды, называвшиеся τάγματα; одни с другими не смешивались.[2031] Фемы управлялись стратигами и подразделялись на турмы, управлявшиеся турмархами. Из тагм, иначе называвшихся еще бандами, составлялись друнги;[2032] тагмой или бандой управлял комит (сельский староста), а друнгой — друнгарий; комит может быть сопоставляем с турмархом, друнгарий — со стратигом. Для выяснения различия между делениями этих двух порядков, с одной стороны фемами и турмами, с другой друнгами и тагмами, можно обратиться к аналогии старого времени: фема выдержит сравнение с прежним legio, тагма с cohors,[2033] фемами обозначались отряды войск греческих, тагмами — варварских войск,[2034] Не без некоторого основания можно искать объяснения такому различию в истории славянских поселений и основания славянских общин, обязавшихся византийскому правительству военной службой; само название друнг (задруг, дружин) и банд можно производить от славянских корней. Славяне были для греков варвары, поставляемые ими отряды войск греки называли поэтому тагмами, в отличие от фем. Это были отряды селений, входивших в состав известной общины, выступавшие под предводительством сельских старост и в своей совокупности образовывавшие общинную дружину, предводительствуемую волостным старшиной. И подобно тому как фемы и турмы сообщили мало-помалу свое имя административным округам и их подразделениям, точно так же именем друнгов и банд обозначались славянские общины и входившие в состав общин селения.[2035] Но различие между терминами с течением времени сглаживалось, понятия смешивались: как некогда понятия legio и cohors смешались вследствие уравнения варваров в правах с римскими гражданами, точно так же смешение тагм с фемами произошло вследствие полной акклиматизации на византийской почве общинного устройства и того обстоятельства, что общинный строй постепенно начал растворяться в общегосударственном византийском строе. Самые термины удержались, но потеряли свою обособленность: название друнгариев сделалось равнозначным с названием стратигов, с той только особенностью, что оно стало прилагаться к стратигам морских фем; название тагмы, в применении к военному отряду, вытеснило название турмы и фемы. Уже в X в. обнаружились признаки этих перемен;[2036] в XI в. изменение частью является установившимся фактом, частью идет далее.

В XI в. войско набиралось в фемах,[2037] которые были сухопутными или морскими, давали конных и пеших стратиотов или гребцов и экипаж для флота, морских стратиотов, пловцов.

Отряды сухопутных войск, выставляемых фемами, носили название тагм, с присоединением того прилагательного, которое отличало одну фему от другой. Таким образов получались: тагма колониатов,[2038] тагма халдиев,[2039] тагма армениаков,[2040] тагма харсианитов,[2041] тагмы анатоликов,[2042] тагма каппадокийцев,[2043] тагма опсикийская,[2044] тагма фракисийцев,[2045] тагмы фракомакедонян,[2046] тагма болгар[2047] и пр. Иногда тагма называется еще фалангой, например, фаланга харсианитов,[2048] но такое словоупотребление встречается очень редко, преимущественно у писателей, претендующих на изящество речи и подражающих классическим образцам.[2049] О численности тагмы можно судить по тому, что протоспафарий Катакалон Кекавмен, предводитель тагмы армениаков, защищавший Мессину в 1040 г., имел в своем распоряжении 300 человек конницы и 500 пехоты.[2050] Некоторые фемы выставляли одну такую тагму, следовательно, здесь тагма соответствовала прежней феме, как отряду войска; другие, более населенные и обширные фемы выставляли несколько тагм, например, Анатолик не менее двух,[2051] — в этом случае тагма соответствовала прежней турме, как военному отряду. В фему Анатолии входили, между прочим, две древние области: Писидия и Ликаония;[2052] стратиоты этих областей соединенными силами поставляли одну тагму, которая называлась поэтому тагмой фидератов,[2053] а также тагмой писидийцев и ликаонцев.[2054] Италийская фема выставляла, по-видимому, три тагмы: одна состояла из калабрийцев, другая из апулийцев, третья из жителей Капитанаты.[2055] Каждая тагма делилась на части (μέρος), которые могли получить разное назначение,[2056] так что присутствие тагмы в полном составе в одном месте не было необходимостью. Самый состав тагмы из всадников и пехотинцев неизбежно вел к выделению двух главных частей: пехоты и конницы. Кроме этих двух крупных частей, тагма дробилась на так называемые лохи. Лох обыкновенно состоял из 16 человек, но это число не было непременным условием и в случае нужды могло быть уменьшено: у Торника при осаде Византии в лохах было менее чем по 16 человек.' Особенно сокращалась численность, когда по каким-нибудь соображениям делались сокращения в стратиот — ских реестрах, как, например, при Константине Дуке. Когда Роман Диоген, по вступлении на престол, прибыл в фему Анатолик, и по его приказу собрались тагмы стратиотов с их предводителями, можно было видеть лохи, состоявшие лишь из нескольких человек.[2057] Деление на лохи, наряду с делением на тагмы, было существенной принадлежностью византийского военного строя,[2058] отличавшей его от строя наемников.[2059] Тагмами предводительствовали стратиги, лохами — лохаги.[2060] Именем стратигов назывались и командующие всеми тагмами, входившими в состав фемы, — обыкновенно это были правители фем, стратиги в собственном смысле,[2061] и командующие каждой отдельной тагмой — обыкновенно турмархи (если фема выставляла более одной тагмы),[2062] и командующие частями тагмы, всадниками или пехотинцами, иерархи.[2063] Таким образом все вообще предводители войска, снаряжавшегося в сухопутных фемах, были или стратиги, или лохаги, и Никита Стифат выражается совершенно правильно, когда, доказывая необходимость для ищущих отшельнического жития испробовать предварительно свои силы в общежитии, под руководством других, и заимствуя для этого сравнение из военного устройства, называет только стратигов и лохагов и говорит: разве может выйти на единоборство с мириадами врагов и совершить нечто доблестное тот, кто неопытен в войне и кто, сражаясь в царском строю под командой стратигов и лохагов, не в состоянии показать никакой доблести и молодечества и одолеть хотя бы одного врага?[2064]

К числу морских фем, обязанных снаряжать суда (хеландии, дромоны), ставить гребцов и экипаж, в XI в., как видно из прямых указаний, принадлежали: Кивирреот, Абид, Хиос, Самос и Никополь.[2065] Сверх того, снесение данных предшествующего времени может привести к заключению о принадлежности и других фем к разряду морских, если не в полном составе, то в частях. В новелле Константина Багрянородного о стратиотах к фемам, которые должны нести морскую службу, отнесены: Эгейское море, Самос и Кивирреот.[2066] Фема Эгейского моря к XI в. распалась на три частнейшие и о присутствии флота в двух из них (Абиде и Хиосе) есть свидетельства; что касается третьей, Эгеи, то хотя таких свидетельств не имеем, однако же и ее можем причислить к фемам морским, как выделившуюся из морской. Из двух отчетов, внесенных в сочинение Константина Багрянородного «О церемониях»: а) о снаряжении при Льве Мудром в 908 г. патриция Имерия против острова Крита, б) о снаряжении флота против того же острова при Константине Багрянородном в 949 г.,[2067] — можем сделать такой же вывод о феме Эллада-Пелопоннес, так как она приводится в отчетах наряду с другими, снаряжавшими суда для морских экспедиций. Косвенным подтверждением того, что Эллада-Пелопоннес принадлежала в XI в. к морским фемам, может служить еще отсутствие в памятниках упоминаний об участии ее сухопутного войска в каком-нибудь предприятии за пределами фемы. По свидетельству «Тактики» Льва Мудрого, флот каждой морской фемы находился под командой друнгария и на каждом корабле было известное число гребцов, исполнявших вместе с тем и обязанности воинов. Первый из названных отчетов показывает, что уже при Льве Мудром сделано было усовершенствование в этом отношении: обязанность сражаться снята с гребцов, и без того несших нелегкий труд, и возложена на особых воинов, которые, не истощая своих сил тяжелой работой, могли приносить больше пользы. По отчету, на каждом из снаряженных фемами дромоне было известное число гребцов (άνδρών κωπηλατών) и воинов (πολεμιστών). Этот порядок существовал и в XI в. Но XI в. представляет изменение терминологии, в смысле возврата к старому времени. Командующие флотом фем, называвшиеся в X в. друнгариями, стали опять (по примеру времени до Льва Мудрого) называться стратегами. Слово «друнгарий» еще более специализировалось, в сфере морского дела стало прилагаться к адмиралу, который сделался связующим звеном для морских фем и носил титул друнгария флотов (δρουγγάριος τών πλωΐμων), потому что в его руках находилось начальство над обоими флотами, областным (τό θεματικόν πλώϊμον) и императорским (τό βασιλικόν πλώϊμον).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."

Книги похожие на "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Скабаланович

Николай Скабаланович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."

Отзывы читателей о книге "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.