Александр Солдатенков - Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)"
Описание и краткое содержание "Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)" читать бесплатно онлайн.
Наверное, всем нам, военнослужащим в запасе или в отставке, решившимся запечатлеть свои воспоминания о пройденной службе, надо помнить, что никаких собственных средств нам не хватило бы для приобретения в личную собственность тех материальных ценностей, управление которыми нам доверялось в государственных интересах. И никогда впредь нам не удастся собрать вместе своих бывших сослуживцев. Всё это та основа, на которой базируются наши воспоминания. Да, мы были ограничены рамками уставов и ответственностью за людей и технику, но внутри этих рамок свободы реализации требований уставов было достаточно, ибо ход военной службы можно формализовать только внешне, а внутренне он у каждого был своим. Поэтому наши воспоминания о военной службе в разных родах войск и на разных должностях как неповторимы, так и субъективны. Нам, офицерам вооружённых сил семидесятых, восьмидесятых годов повезло — мы застали расцвет Армии, Авиации и Флота Советского Союза.
О поисках пьянствующих офицеров
С юношеских времён судьба наградила меня крупным носом со множеством капилляров (помню у деда по отцовской линии был такой же, у дяди такой же). Соответственно и цвет у него был красноватый. А так как встречают по одёжке…(в моём случае по внешности) то и встретили меня на Камчатке настороженно. А не сплавил ли Штаб Флота к ним, непогрешимым, пьянствующего командира корабля вместе с новейшим кораблём? Вопрос возник и требовал разрешения в возможно короткие сроки. Способы поиска ответа были весьма разнообразны. Так, например, все мичманы штаба дивизиона втихаря докладывали командиру дивизиона капитану второго ранга Лысину Л.А. всё, что удавалось выудить о командире, из разговоров с членами экипажа и из своих, не всегда объективных, наблюдений. Они могли в любое время заглянуть в каюту, с каким либо бестолковым вопросом, а то и откровенно предложить выпить в вечернее время. Сам командир дивизиона старался, как мог. Организация плановых и внезапных проверок наличия спирта, предназначенного для обслуживания технических средств, один из способов его стараний. На утренних докладах он под благовидными предлогами сажал меня за ближайший стол в классе тактической подготовки для оперативного анализа выдыхаемой воздушной смеси (обнюхивания). Например, он мог вызвать меня к себе между двумя и тремя часами ночи, якобы для инструктажа по вопросам старшинства в дивизионе перед своим выходом в море, на время его отсутствия на берегу. Ходя передо мной по помещению, где происходил «инструктаж», он проходил так близко, что мне волей неволей приходилось отклоняться в сторону во избежание задевания меня его плечом. А утром я узнавал, что эти обязанности возложены на другого командира. Из десяти командиров восемь были капитанами третьего ранга, и было бы не вполне вежливо оставлять старшим в дивизионе старшего лейтенанта. Кстати моё не высокое воинское звание в глазах командования косвенно подтверждало подозрения об алкогольном прошлом. Ведь задержали же присвоение очередного воинского звания капитан-лейтенант за что-то? Причина задержки была как банальна, так и печальна: к этому времени я уже три раза участвовал в приёмках новостроящихся кораблей, в разных должностях. А приёмка только одного корабля это два года вне поля зрения отдела кадров. В кадрах бушевало мнение: офицер ничего не просит, значит, ему ничего не надо и дожидались прибытия нового корабля в состав соединения — глядишь и причины для задержки присвоения звания, по итогам приёмки корабля, найдутся. Причин не находилось, а время ушло. А прощальную подлость мне устроил командир бригады ОВР с Русского острова. Представление на звание перед уходом на Камчатку было послано по требованию председателя приёмной комиссии от штаба моей будущей 114 бригады кораблей овр. Но его вернули из-за ошибок в оформлении (по вине офицера по кадрам штаба 47 бригады кораблей овр) и, вместо исправления, попросту уничтожили по приказанию комбрига (это мне рассказал мой одноклассник Петя Калашников, представление на которого посылали вместе с моим, его тоже вернули, исправили и послали снова). На Камчатке знали о посланном представлении (одним из замечаний комиссии по приёмке корабля в состав КВФ как раз и была беспричинная задержка очередного воинского звания командиру), ждали итога, но, на всякий случай, наказывали даже за повод к проступку. Прервалась вся эта бестолковщина хорошим штормом в прямом смысле слова. Как-то Лысин пошёл в море на моём корабле один без офицеров штаба дивизиона. Цель выхода — закрытие района стрельб для береговых ракетно-артиллерийских войск (БРАВ). Погода в морях, омывающих полуостров Камчатка, меняется в худшую сторону внезапно. Видимо оперативная служба Камчатской Военной Флотилии ухудшение погоды просто «проспала». Иногда это возможно при формировании циклонических явлений в средине Курильской гряды или в Охотском море. Командующий Флотилией дал на все корабли в море приказание: «Укрыться». Что случалось не часто. Я за всю свою службу таких штормов могу припомнить не больше четырёх-пяти, а такое приказание вообще только одно. Надо сказать, что Лысину в то время было сорок девять лет (!). По понятиям старшего лейтенанта — весьма серьёзный возраст. Шторм он переносил очень тяжело. Я даже дал команду корабельному фельдшеру мичману М.Драгун (фамилия такая) быть готовым к оказанию медицинской помощи, но обошлось. Корабль, не имевший ограничений по штормовой мореходности, был герметизирован, выход на верхнюю палубу запрещён, средства борьбы за живучесть в готовности к применению. Главные машины работали надёжно, навигационные приборы тоже. Одна боевая смена переносила штормовую качку удовлетворительно, пища разносилась по боевым постам, можно заниматься поисками укрытия от шторма. У восточных берегов Камчатки укрытий практически нет. Пришлось прятаться от ветра и волны за малюсеньким островом Уташуд. Вокруг него мы ходили почти двое суток до улучшения погоды. Наконец более-менее стихло, и даже появилась возможность стать на якорь. Так как во время качки комдив почти ничего не ел, то я приказал коку пожарить картошки с мясом (на кораблях ВМФ это всегда деликатес), лично заварил крепкого и вкусного чая и предложил Лысину покушать. Он охотно согласился. И вот когда он собирался перейти к чаю, я спросил, нет ли у него каких либо желаний. То ли в шутку то ли в серьёз он сказал, что было бы не плохо выпить стакан коньяка. Я открыл свой сейф и достал оттуда бутылку армянского коньяка трёхлетней выдержки, упакованную в футляр из пенополиуретана, чтобы не бренчала при качке, и налил стакан, как он просил. Комдив выпил стакан и стал разглядывать бутылку. На бутылочной этикетке отчётливо читался штамп фиолетовой штемпельной краской: «Ресторан “Камчатка”» — ресторана, который уже больше года был закрыт на ремонт. Комдив это знал, потому что около года была в отъезде его неподражаемая супруга Роза, и он иногда посещал подобные заведения. Он был удивлён наличием бутылки коньяка, нетронутой столь долгое время. По логике алкоголиков сначала выпиваются пищевые алкогольные напитки, а уж потом всё что есть. В общем, бутылка коньяка в штормовом море была той каплей дополнительной информации о не верности подозрений в мой адрес, которой оказалось достаточно для полного их снятия. Каким то образом Лысину удалось довести свои выводы до командира бригады, которого до этого факта он же убеждал в обратном. С меня в недельный срок поснимали все ранее выдуманные взыскания и присвоили очередное воинское звание капитан-лейтенант (первое истинно морское, как мы шутили). На этом поиск зелёных чертенят в моей компании был прекращён. А бутылку коньяка я стал держать в сейфе постоянно — мало ли что?
Следует упомянуть о ценном опыте штормовок на Камчатке. В штабе 114 брк ОВР бережно хранились ленты барографа с записями наиболее выдающихся циклонов за несколько десятков лет. В определённый момент они были проанализированы одним очень толковым офицером штаба. Даже не флагманским штурманом, а заместителем начальника штаба по мобилизационной подготовке. Результатом анализа стало распоряжение командира бригады капитана второго ранга Головко Леонида Ивановича. Комбриг распорядился на все корабли получить по дополнительному барографу с местом расположения в каютах командиров кораблей. На стёклах барографов в штурманской рубке и в каюте командира корабля с внутренней стороны стеклографом нанести линию осреднённого наклона от самых мощных циклонов. Это около 45º. И разрешил командирам кораблей начинать приготовление корабля к съёмке для перехода в свою точку штормовки внутри Авачинской губы, как только график падения давления на ленте барографа будет стремиться к параллели с контрольной линией на стекле барографа, не дожидаясь команд от оперативного дежурного бригады. Разрешалось уведомить оперативного дежурного о том, что съёмка с якоря и швартовных уже началась, исключительно для обеспечения навигационной безопасности в горле Авачинской губы. Точки штормовки за кораблями были закреплены на постоянной основе, то есть в эту точку не мог попасть никакой другой корабль или гражданское судно. Сразу прекратились случаи повреждения корпусов кораблей из-за плохих условий стоянки у причала при штормовой погоде. В других местах базирования таких полномочий командирам никто не предоставлял, а жаль, что хороший опыт остался на Камчатке невыездным.
Казус безопасности артиллерийских стрельб
Выражение важное во все времена и на всех флотах: «Две шапки пороха, прицел вчерашний, дай бог не по своим — выстрел событие, попадание случайность», теперь никак не проходило. Правила артиллерийских стрельб (ПАС) были написаны кровью мирного времени. Поэтому были предусмотрены специальные команды, прекращающие стрельбу в случае малейшей опасности для её участников и обеспечивающих средств. Учтено было всё, кроме неуклонно возрастающей скорострельности артиллерийских систем. Таким образом, если исполнять требования ПАСов буквально и пытаться прекратить стрельбу голосовыми командами, то за время произнесения команды, её восприятия и исполнения личным составом, весь практический боезапас уйдёт в ту сторону, где принесёт непоправимый вред участникам обеспечения стрельбы. Но и не выполнять требований ПАС нельзя. На кораблях проекта 1124 не всё было так плохо. Корабли были оснащены системой групповых атак «Гранат» Р-770. Суть системы в том, что если хотя бы один корабль противолодочной ударной группы имел гидроакустический контакт с подводной лодкой, то все корабли КПУГ могли по его наведению, с помощью этой системы, применять против ПЛ противолодочное оружие. А для того чтобы системы приборов управления противолодочным оружием (СПУС ПЛО) кораблей могли выработать собственные данные для стрельбы, кроме информации, получаемой от наводящего, им нужны были два очень важных параметра, а именно: пеленг на наводящий корабль и дистанция до него. Эти параметры корабли получали от своих радиолокационных стрельбовых систем — ракетной или артиллерийской. Местонахождение наводящего корабля знали только на ГКП и чтобы сократить время наведения антенн стрельбовых РЛС на него, по наводящему кораблю попросту выдавалось электронное целеуказание с экрана МИЦ-224 (морского информатора о целях). Но, чтобы в пылу боя, корабль своей же тактической группы, не был обстрелян по ошибке, в МИЦ был предусмотрен режим «ЦУ по наводящему». При использовании, которого одновременно размыкалась цепь стрельбы той системы, которая использовалась в интересах Р-770. Вот именно это свойство системы групповых атак и было использовано для обеспечения безопасности артиллерийских стрельб. Командир корабля наблюдал на экране МИЦ-224 всю картину стрельбы и в случае малейшей опасности нажимал на МИЦ-224 одну из кнопок выдачи «ЦУ по наводящему», а лучше сразу обе. Срабатывали реле разрыва цепей стрельбы. И вспыхивали сигнальные транспоранты на информационном приборе командира ИПК-В: «Цепь стрельбы (ЗРК или ЗАК) разорвана». Всё это происходило очень быстро и молча без команд, положенных по ПАС. Правда, истины ради, надо сказать, что в центральных постах (ЦРП и ЦАП) были тумблеры снятия блокировки цепей стрельбы. Поэтому они были опломбированы в положении, при котором управление блокировкой происходило с ГКП. И возле каждого тумблера были установлены предупреждающие надписи: «Снятие блокировки только по приказанию с ГКП». Но при наличии на борту корабля старших начальников специально для них разыгрывался спектакль по исполнению команд из ПАС. Однажды первый зам. командующего флотилии обратил внимание на неторопливое и очень чёткое произношение команд и возмутился: «Да вы уже давно попали в буксировщик вместо мишени с такой неторопливостью». Командир, молча его выслушал, глядя на два светящихся табло на информационном приборе командира ИПК-В: «Цепи стрельбы ЗАК разорваны». Объяснять что-либо было бесполезно, так как темп стрельбы на эсминце, которым когда-то командовал адмирал, был пять выстрелов в минуту, а не 4000 как у артустановки АК-630!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)"
Книги похожие на "Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Солдатенков - Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)"
Отзывы читателей о книге "Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны)", комментарии и мнения людей о произведении.