» » » » Ефим Черняк - Химеры старого мира. Из истории психологической войны


Авторские права

Ефим Черняк - Химеры старого мира. Из истории психологической войны

Здесь можно скачать бесплатно "Ефим Черняк - Химеры старого мира. Из истории психологической войны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ВЛКСМ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», год 1970. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ефим Черняк - Химеры старого мира. Из истории психологической войны
Рейтинг:
Название:
Химеры старого мира. Из истории психологической войны
Автор:
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ВЛКСМ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
Жанр:
Год:
1970
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Химеры старого мира. Из истории психологической войны"

Описание и краткое содержание "Химеры старого мира. Из истории психологической войны" читать бесплатно онлайн.



Пропаганда — это распространение знаний и связанных с ними воззрений. Соответственно под политической пропагандой понимают распространение политических знаний. Марксистско-ленинская пропаганда — это разъяснение и распространение идей научного коммунизма (и следовательно, научных взглядов на общество и законы его развития), политики коммунистических партий. Буржуазная пропаганда — орудие идейного разоружения масс, направленная на то, чтобы любыми Средствами продлить существование исторически обреченного капиталистического строя. Основная функция реакционной пропаганды — внедрение в сознание широких слоев общества убеждения, будто буржуазный строй отвечает их интересам, иными словами, укоренение идей, на которых основывается система духовного принуждения в странах капитала. Психологическая война — разновидность реакционной пропаганды, систематически и планомерно проводимой империалистическими кругами с помощью всех средств массовой информации как в военное, так и в мирное время для достижения осознанных и установленных политических целей.






До эпохи империализма лишь в виде исключения психологическая война использовалась во время конфликтов между реакционными классами различных стран. В XX веке, в условиях невиданного прежде вовлечения масс в политическую жизнь и бурного развития средств массовой информации, империалисты неоднократно прибегали к психологической войне для борьбы против соперников, поскольку эти внутренние распри нельзя было разрешить, не привлекая народ. Однако главным по — прежнему оставалось обслуживание интервенционистской политики, направленной против социалистических стран и против международного рабочего и национально — освободительного движения, которая составляла суть всех усилий международной реакции. Не столько психологическая война вышла за рамки обоснования интервенционизма, сколько интервенционистский характер приобретали все сферы активности империалистической реакции и, в частности, ее колониальная политика, заостренная против освободительной борьбы порабощенных народов.

На содержание психологической войны влияют различные факторы. Во — первых, конечно, классовая природа ее организаторов, их идеология (например, то, включает ли она или исключает широкую трактовку социальных проблем). Во — вторых, против кого эта война ведется (против какой классовой или национальной группы).

Здесь надо особо учитывать существование сложных случаев, когда буржуазия одной страны развертывает психологическую войну против буржуазной революции в другой стране (Англия против якобинской Франции в 1793 году). В — третьих, конкретные условия и цели, преследующиеся этой войной, те действительные или мнимые уязвимые места страны, против которой развертываются пропагандистские атаки, и т. д. В — четвертых, большой отпечаток на содержание психологической войны накладывают характер эпохи и основные линии идеологической борьбы в это время.

Политические силы, ведущие психологическую войну, в ряде случаев являлись внутренне неоднородными из‑за разделявших их классовых, национальных и других противоречий и вследствие этого преследовавшие своей пропагандой различные цели. Однако далеко не всегда содержание самой пропаганды отражало эти противоречия, которые она, кроме всего прочего, имела задачей утаить от населения, являющегося объектом психологической войны (например, антантовская пропаганда против Германии в 1914–1918 годах.).

Не менее часто встречалась ситуация, когда силы, боровшиеся, по существу, за одинаковые цели, пытались скрыть это, изобретая или выпячивая разногласия. Так, контрреволюционная эмиграция порой считала выгодным словесно отмежевываться от открыто захватнических притязаний своих союзников и хозяев — иностранных интервентов, на удовлетворение которых она заранее дала согласие. Белогвардейцы, твердившие в годы гражданской войны о «единой и неделимой России», стали орудием Антанты, которая планировала расчленение нашей Родины. Иногда из тактических соображений внешняя реакция делает главным содержанием психологической войны ту пропагандистскую программу, которая выдвигает ее агентура — внутренняя контрреволюция.

Очень редко содержанием психологической войны является прямой призыв к реставрации дореволюционных порядков — это происходит, лишь, когда такие призывы бывали обращены к поколению, уже забывшему эти порядки, либо когда трудности становления нового строя (например, длительная гражданская война) делали отсталые, колеблющиеся слои народных масс податливыми к лозунгам восстановления «доброго, старого времени».

Чаще реакционная пропаганда призывала к сохранению части прежних институтов, которые были относительно менее дискредитированы в глазах народа (например, церкви и т. д.).

Как правило, в случаях, когда психологическая война преследует контрреволюционные цели, ее содержание в какой‑то (обычно значительно) искаженной форме отражает основной антагонизм эпохи. Однако соотношение этого содержания пропаганды с основами идеологии главного реакционного класса оказывается более сложным. Дело в том, что чем более приближается такой класс к концу своего исторического пути, чем более он дискредитирован в глазах широких масс, тем более увеличивается у него склонность маскировать свою подлинную идеологию, облекая ее в фальшивые наряды. Типичным становится использование в фальсифицированном виде отдельных, вырванных из контекста элементов передового мировоззрения для попыток его «опровержения» и придания благовидной внешности реакционной идеологии.

Одна из наиболее характерных черт психологической войны, вытекающая из самой ее сущности, — попытка подменить суть происходящего социального и политического конфликта, сместить ядро идеологического спора, выявление которого противоречит интересам реакции (например, попытка представить борьбу между капиталистической и социалистической системой как столкновение абстрактных «свободы» и «диктатуры» и т. п.).

В психологической войне редко обходится без широкого использования религии и реакционного национализма. Исключения не столь уж часты. В XVI веке католическая контрреформация, спекулируя на национальных противоречиях, вместе с тем утверждала главенство интересов религии над национальными интересами. В эпоху подъема национальных движений в Европе в XIX веке реакционная пропаганда избегала оперировать национальными лозунгами, пытаясь, напротив, их дискредитировать. Однако в другие эпохи организаторы психологической войны пытались спекулировать и на национальных стремлениях народов и (чаще) разжигать реакционный шовинизм даже в тех случаях, когда ставили целью расчленение страны, являвшейся жертвой массированного пропагандистского воздействия.

Традиционным приемом организаторов психологической войны является также попытка столкнуть патриотические чувства народов с интересами общественного прогресса (представить, например, строительство социализма в содружестве с другими братскими странами, противоречащим национальным интересам, государственному суверенитету и т. п.).

Вся система буржуазного идеологического принуждения направлена на раскол пролетариата и сохранение этого раскола.

Психологическая война ставит целью заставить значительную часть различных отрядов рабочего движения в решающие, переломные моменты выступить против его коренных интернациональных интересов и подлинных национальных интересов рабочего класса отдельных стран. Аналогичные цели преследует психологическая война и против национально — освободительного движения, направленная особенно на то, чтобы воспрепятствовать союзу порабощенных империализмом народов с решающими силами современности — содружеством социалистических стран и международным рабочим движением.

Очень распространенным приемом психологической войны против социалистических стран в современную эпоху является совмещение прежних лобовых атак против социализма и внешнего отказа от таких нападений, доказавших свою тщетность, с имитацией критики «изнутри», под видом заботы об улучшении нового строя. Этот фарс с переодеваниями включает, в частности, и лицемерные сожаления по поводу мнимого отказа от «социалистических идеалов», их «нарушения» или, напротив, уверения, что эти идеалы были пригодны лишь для прошлого и теперь устарели.

Хорошо известно, что буржуазия, преследуя великих революционеров при жизни, после смерти стремилась превратить их образы в безвредные иконы. В наши дни это сопровождается попытками столкнуть идеи революционных деятелей прошлого с мыслями и действиями их преемников. В психологическую войну против социализма ныне входят попытки представить в виде такого «отречения» творческое развитие КПСС и другими партиями теории марксизма — ленинизма и, наоборот, изображать в виде такого развития различные антиленинские теории, возводить «левый» ревизионизм в ранг «революционного коммунизма» и т. д.

Во всех крупных общественных и политических конфликтах прошлого, как отмечал В. И. Ленин, часть эксплуатируемых вопреки своим классовым интересам шла на поводу у эксплуататоров, оказывалась орудием в руках реакции[352].

Это часто зависело от многих объективных причин — степени обострения социальных антагонизмов, политики класса — гегемона в революции по отношению к его союзникам, от меры зрелости различных общественных сил, составлявших революционный лагерь, от того, насколько им удалось освободиться от пут идеологического принуждения со стороны старого господствующего класса и т. д. Однако важным фактором неоднократно становилась психологическая война, не раз она превращалась в одну из главных причин, почему революционная ситуация не перерастала в революцию и почему, несмотря на созревшие объективные условия для социального переворота, класс, призванной произвести этот переворот, оказывался неподготовленным к осуществлению своей исторической миссии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Химеры старого мира. Из истории психологической войны"

Книги похожие на "Химеры старого мира. Из истории психологической войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ефим Черняк

Ефим Черняк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ефим Черняк - Химеры старого мира. Из истории психологической войны"

Отзывы читателей о книге "Химеры старого мира. Из истории психологической войны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.