» » » » Кло Андре - Харун Ар-Рашид


Авторские права

Кло Андре - Харун Ар-Рашид

Здесь можно скачать бесплатно "Кло Андре - Харун Ар-Рашид" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство СПб.: Евразия, 2012. — 384 с., год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Кло Андре - Харун Ар-Рашид
Рейтинг:
Название:
Харун Ар-Рашид
Автор:
Издательство:
СПб.: Евразия, 2012. — 384 с.
Год:
2012
ISBN:
978-5-91852-017-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Харун Ар-Рашид"

Описание и краткое содержание "Харун Ар-Рашид" читать бесплатно онлайн.



Благодаря сборнику арабских сказок «Тысяча и одна ночь» Харун ар-Рашид (763–809) стал едва ли не самым известным правителем мусульманского мира. Однако личность Харуна и реальные события, происходившие в его царствование, как правило, оставались в тени его сказочного прототипа. Книга французского востоковеда Андре Кло призвана показать читателям истинное лицо легендарного халифа. Если большинство читателей знает Харуна ар-Рашида как изнеженного и капризного государя, наслаждающегося жизнью в окружении наложниц и музыкантов в своем багдадском дворце, то реальность совсем иная: с самого детства Харун был вынужден бороться за жизнь и власть. Младший сын халифа Мутасима и йеменской рабыни, он с трудом уцелел в правление своего старшего брата. Став халифом, Харун столкнулся с множеством трудностей: в наследство от предков ему досталось неулаженные споры между потомками пророка Мухаммада, притязавшими на власть, религиозные распри между суннитами и шиитами. Огромную мусульманскую империю, населенную самыми разными народами, нелегко было удержать в повиновении. Но трудности лишь закалили характер Харуна: своим современникам он был известен прежде всего как удачливый военачальник, успешно воевавший с Византийской империей и железной рукой подавлявший внутренние мятежи. Халифу также пришлось лавировать среди хитросплетений дворцовых интриг: заподозрив в измене семейство Бармакидов, верой и правдой служившее ему с самого начала его правления, Харун без колебаний отправил его на эшафот. Впрочем, этот портрет был бы неполон, если бы автор биографии не вспомнил роль Харуна как покровителя искусства и науки. Именно этот халиф дал мощный толчок для культурного развития Багдада, который при нем стал самым густонаселенным городом мира. При Харуне столица халифата познала стремительный экономический рывок: купцы и мореходы посещали крупнейшие рынки Европы и Азии, превратив Багдад в экономический центр мира.








В это же время другие арабские подразделения вели наступление на Запад и Северную Африку. Основав Кайруан в 670 г., арабы достигли Тлемсена, а затем вышли к Атлантическому океану. В 710 г. они покорили племена Центрального и Западного Магриба. Византийская Африка прекратила свое существование, а между тем бербер по имени Тарик ибн Зийяд с 7000 воинов переправился через пролив, впоследствии получивший его имя — Джебель Тарик («гора Тарика», современный Гибралтар). Именно он начал сражение с королем вестготов Родерихом, определившее судьбу полуострова. Сначала пали Кордова и Толедо, затем другие города. В 720 г. почти вся Испания стала мусульманской.

Ислам распространился еще дальше — в Африку и Азию. Однако главные задачи его проповеди были решены меньше чем за век, и его прочные основы были заложены «праведными» халифами и Омейядами.

Революция возмездия

В истории ислама не было другого момента — не считая, разве что, той ночи, когда Мухаммед получил от Аллаха повеление проповедовать единого Бога, — столь чреватого последствиями, как день гибели Али в Куфе. Несколькими годами позже, 10 октября 680 г., в Кербеле, в Ираке, не менее трагически погиб его сын Хусейн, убитый омейядскими воинами. Будучи не слишком яркими личностями, они оба, отец и сын, пользовались уважением за свое благочестие и верность наследию Пророка, несмотря на заурядное политическое чутье, однако их трагическая смерть нанесла исламу рану, которая с тех пор так и не зарубцевалась. Злодеяние, совершенное в Куфе, и драма в Кербеле навсегда разобщили правоверных. Они тотчас же придали шиизму, партии Али, окраску мистического мессианства и пыл, который пережил века и не иссяк до сегодняшнего дня.

От коллизии к коллизии, от заговора к заговору ненависть к Омейядам, на которых возлагалась ответственность за мученическую смерть двух родственников Пророка, навечно избранных Богом имамов[3], привела к гибели династию, повинную, с точки зрения сторонников Али, в том, что ее представители не только обрекли на гибель двух наиболее почитаемых представителей семьи Пророка, но также подчинили религию своим политическим и личным целям.

Почти сразу же после Кербелы некоторые жители Куфы, охваченные угрызениями совести за то, что они не сумели предотвратить убийство Хусейна, объединились, чтобы отомстить виновникам этого преступления. С криком «Встанем, чтобы отомстить за кровь Хусейна!» около тысячи человек начали самоубийственную схватку с отрядами Омейядов. Они были разгромлены. Несколько месяцев спустя разразилось новое, более значительное и лучше подготовленное восстание под руководством загадочного персонажа по имени Мухтар. Его программа заключалась в том, чтобы отобрать власть у Омейядов и вернуть ее потомкам Пророка по линии Али. В 687 г. племенная аристократия, заподозрившая Мухтара в желании опереться на мавали, организовала его убийство.

Вскоре, как обычно, в Куфе, возник новый заговор, навеянный тем же самым духом мести, но только призванный защитить интересы потомков Аббаса, дяди Пророка[4], и на этот раз дело увенчалось успехом. События разворачивались в Иране, в Хорасане, куда переселилось 250 000 арабов иранского происхождения под командованием Абу Муслима. Этот человек, предположительно сын обращенного в ислам иранца, сильная личность и прирожденный заговорщик, подготовил и успешно осуществил настоящую революцию. Сначала горстка, а потом более 100 000 человек — арабов-мусульман, а также иранцев-зороастрийцев и маздаистов — быстро двигались за черным знаменем[5] эмира из рода Пророка. Огни, которые они зажигали, переходя из деревни в деревню, возвещали начало восстания. В 747 г. была взята столица Хорасана Мерв. За ней последовал Нишапур. Вскоре сторонники Абу Муслима разгромили одну из армий Омейядов, 2 сентября 749 г. завладели Куфой, а затем объявили Абу-л-Аббаса повелителем правоверных, амир ал-муминин, халифом ислама. Однако этот первый халиф династии Аббасидов, известный под именем ал-Саффаха[6], правил всего несколько лет.

Оставалось решить участь халифа Дамаска Мервана. Его армии терпели поражение одна за другой, но до сих пор он посылал в бой своих военачальников вместо себя. После разгрома своего сына при Малом Забе в Джазире он выступил в поход и дал бой Абдаллаху Али, дяде Саффаха, вблизи Большого Заба. Потерпев, в свою очередь, поражение, последний из сирийских Омейядов добрался до Дамаска, но жители города отказались его впустить. Погоня не отставала от беглеца до самого Египта, где он нашел свою смерть, попав в засаду.

Саффах стал владыкой Ближнего Востока. Желая устранить всякую опасность со стороны Омейядов, он принял меры, чтобы разыскать и истребить представителей опозоренного рода по всему халифату. Он даже приказал выкопать из земли тела омейядских халифов, сжечь их и развеять пепел по ветру. Историк Табари рассказывает, что, собрав последних уцелевших Омейядов, Саффах «приказал их перебить, а потом расстелить поверх их тел ковер, на котором приготовили трапезу для тех, кто присутствовали при этой сцене, а потом ели, пока жертвы хрипели и испускали дух» (Табари).

Единственным омейядским принцем, которому удалось избежать аббасидской бойни, стал Абд ар-Рахман ибн Муавия, внук халифа Хишама. После четырех лет скитаний по Палестине и Северной Африке, где он нашел приют благодаря своим берберским корням, он переправился через Гибралтарский пролив, чтобы присоединиться к группе омейядских мавали. Осенью 756 г. в большой кордовской мечети он был провозглашен эмиром Андалусии, амир ал-Андалус. Так началась история династии испанских Омейядов, которые оставались у власти почти триста лет.

По всей видимости, Саффах не был слишком выдающейся личностью. Однако слова, произнесенные им в день восшествия на трон, не оставляют сомнения в решимости этого халифа и, в целом, Аббасидов сохранить класть, которую им удалось завоевать. «Примите с благодарностью то, что вы получили», сказал он жителям Куфы. «Подчиняйтесь нам и не заблуждайтесь относительно положения, которое вам отныне уготовано, ибо это теперь наша забота» (Масуди, Les Prairies d’or.). Его мысль предельно ясна: владычество сирийцев закончилось навсегда, Омейядам пути назад нет, и законность права на власть Аббасидов несомненна: «Для истории ислама это была революция и переворот, не менее радикальный, чем впоследствии французская и русская революции для истории Запада»[7].

Для начала Аббасиды прочно обосновались в Ираке, отказавшись от Сирии, оскверненной присутствием Омейядов. Они покинули Дамаск, традиционный центр государств Ближнего Востока, и закрепились в Нижней Месопотамии, первое время в окрестностях Куфы, а чуть позже — севернее, в Анбаре, который оставался столицей империи в течение десяти лет, вплоть до основания Багдада.

Это отступление на юг имело несколько последствий. Новая династия не отвернулась от Средиземноморья, но впоследствии все больше и больше устремляла свои взгляды на Восток — в сторону Персии, Индии и даже еще дальше. В дальнейшем влияние византийцев ослабнет, и государство халифов превратится в подлинно ближневосточную империю.

Будучи арабской по происхождению, династия Аббасидов опиралась на арабов; ее язык и цивилизация были арабскими, и высшие государственные посты в ее государстве, в большинстве своем, занимали арабы.

В распоряжении Аббасидов находилось две силы, чья верность не вызывала сомнений: армия Хорасана и семья потомков Аббаса. Хорасанское войско состояло из верных, отважных, неподкупных и послушных людей, которые привели Аббасидов к власти и защищали их в любых сложных ситуациях. Армия была организована на племенной основе и размещалась в особенно неспокойных областях (Сирия, Северная Африка). Пользуясь благосклонностью режима, они получили земельные участки в пределах Багдада и оставались «ударной силой» халифата в течение ста лет, пока им на смену не пришли турки.

Клан потомков Аббаса также обеспечил первым халифам, особенно Харуну ар-Рашиду, поддержку, которая позволила ему провести империю через годы испытаний. Семья, сплоченная и объединенная вокруг своего главы, пользовалась небывалой властью, поскольку брала начало от самого Пророка. Будучи достаточно многочисленной, она заняла все важнейшие посты. Так, должности наместников западных провинций империи достались семи дядям Саффаха.

Однако Аббасиды понимали, что пока Восток им не подвластен. Абу Муслим стал единоличным владыкой Хорасана и начал править там в качестве «вице-короля», потому что они сами предоставили ему власть. Эта мысль была невыносимой для Саффаха и, еще в большей степени, для его брата Джафара, который сказал ему: «Это исполин из исполинов, и ты не сможешь наслаждаться жизнью, пока он жив».

В 754 г. Саффах умер, и ему унаследовал его брат Джафар, принявший имя Мансур. Наместник Сирии Абдаллах Али восстал против нового халифа под тем предлогом, что, будучи дядей Саффаха, именно он должен был стать его преемником. Абу Муслим нанес ему поражение, оказав тем самым последнюю услугу Аббасидам. Мансур больше не нуждался в «делателе королей». Заманив Абу Муслима в свой лагерь, он обезглавил его, предварительно подвергнув пыткам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Харун Ар-Рашид"

Книги похожие на "Харун Ар-Рашид" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Кло Андре

Кло Андре - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Кло Андре - Харун Ар-Рашид"

Отзывы читателей о книге "Харун Ар-Рашид", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.