» » » Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год


Авторские права

Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год

Здесь можно скачать бесплатно " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год
Рейтинг:
Название:
Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год"

Описание и краткое содержание "Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год" читать бесплатно онлайн.








У рубахи ворот сзади высокий, доходит чуть ли не до затылка, а спереди, с правой стороны, — глубокий застегивающийся вырез. Грузинский ученый-оружейник К. К. Чолокашвили утверждает, что такая застежка связана с «обычаем ношения под рубашкой с левой стороны тайного нагрудного щита (убис пари)». Есть у хевсурской рубахи еще одна интересная особенность — рукава под мышками не сшиты. Руки легко поднимаются. В Грузии такой покрой распространялся и на кольчуги. Одна из легенд рассказывает, что враги царя Вахтанга Горгасали использовали эту особенность покроя грузинской одежды и послали отравленную стрелу в его правую подмышку.

— На хевсурской рубашке есть крест, — говорит Габриэль. — Обязательно!

Этого нельзя не заметить. Я говорю теперь уже не о технике вышивки, а об орнаменте, традиционном орнаменте, появившемся здесь еще на заре христианства. Вся хевсурская одежда расшита крестами. Кресты на груди, на рукавах, на спине. По ним легко было отличить хевсура.

— Когда хевсурские ребята поехали в Тбилиси поступать в институт, они надевали эти рубашки. Я сам надевал такую рубашку, и меня принимали в сельхозинститут. Только теперь уже не принимают, — и Габриэль обнажает ровные белые зубы. — Самый хороший одежда!

Одежда действительно хороша. Проста, легка, тепла, гигиенична. Легко стирается в холодной воде и долго живет.

Женская садиацо шьется до пят, но поясом поднимается до икр. Воротник рубахи у девушек и молодых женщин до рождения ребенка застегивается наглухо. Своеобразная эмблема чести. Поверх надевается летний кафтан — кокло или папанаки. Они тоже темно-синие и тоже с крестами. На ногах у хевсурок высокие носки, на голове синий платок — мандили. Ну и, конечно, у всех женщин одежда украшена монетами, дополнена серебряными ожерельями, браслетами и кольцами.

Пари, хмали

— Об оружии все знает гуданский хевис-бери Гадуа Чинчараули, — сказал Габриэль.

— А где он?

— В Гудани.

Поехали в Гудани. Хевис-бери — это человек, который в старые времена управлял праздниками и обрядами, происходившими в священных местах — хати. Хотя Хевсуретия входила номинально в состав Кахетинского моуравства, фактически она не была никогда в феодальной зависимости, ею управляли свои выборные хевис-бери согласно общинным обычаям. Хевсуры считались христианами, но на самом деле они были скорее язычниками. Не испытывая гнета крепостничества и церкви, страна была крепко связана суевериями и предрассудками, находилась в рабском подчинении у хати и управляющих ими хевис-бери.

Последний хевис-бери Гадуа Чинчараули оказался древним, но весьма бодрым стариком. Одет он был в старый милицейский мундир, синий, с красным кантом, в солдатские галифе с хевсурскими ноговицами (подобие краг из сукна), а на ногах — джаги, туфли из мягкой кожи с плетенной из ремня подошвой. Мундир был перетянут тонким ремешком, и на нем болтался ножик с яркой, из разноцветного плексигласа ручкой. Такой нож называется «урса», он служит своеобразным показателем возраста, зрелости, мудрости: когда хевсуру исполнялось пятьдесят, он менял кинжал и меч на урсу... Вскоре внешний облик Гадуа дополнили очки в изящной «золотой» оправе. Принадлежавшие моей жене, очки оказались ему впору, и нельзя было их не подарить.

— Хевсурские щиты делает теперь только Павелико Арабули, он живет в Цинхаду, — рассказывал Гадуа. — Он может сделать не только щит, но и выковать любой клинок... А еще есть Бердиа Чинчараули. Он сделает из железа все, что хочешь.

Значит, мы можем увидеть, как выковывают пари — настоящие хевсурские щиты? Надо спешить.

Удивительная вещь — хевсурский щит. Он описан еще древними греками и дожил до наших дней в неизменном виде. Менялись размеры и формы других щитов, возникали новые формы холодного оружия, такие, как сабля и шпага, другие исчезали навсегда, а вот хевсурский щит остался, каким он был две тысячи лет назад.

Прежде всего он круглый и маленький — в диаметре около тридцати сантиметров. Он удобен тем, что всегда может быть под рукой. На хевсурских щитах нет никаких надписей или украшений. Он плоский и выкован из нескольких слоев листового железа.

Хевсурский меч — хмали, собственно, никакой не меч, а просто палаш — прямая сабля. Реже встречаются и слегка изогнутые клинки. Все они с широкой рукоятью, на конце которой закругленное яблоко, и с крестовиной, крыжем,

Большинство клинков, которые мне удалось увидеть в Хевсуретии, имели итальянские клейма или клеймо знаменитой гурды (1 Гурда — широкий, мало искривленный клинок, высоко ценившийся на Кавказе.). Известно, что в XIV—XVII веках из Генуи и Феррары сабельные клинки ввозились на Кавказ через Феодосию. Клинки с клеймами «Давид Феррара» или «Андреа Феррара» высоко ценились на Кавказе. Сабли с клеймом «Ik Cenoa» стоили 25 коров, в то время как русский клинок — две коровы. Что касается сабли с клеймом гурда, то лучшего клинка, по представлениям кавказцев, не могло и быть. Помните у Лермонтова в рассказе «Кавказец»: «...Он легонько маракует по-татарски; у него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал — старый базалай, пистолет закубанской отделки, отличная крымская винтовка, которую он сам смазывает, лошадь — чистый шаллох и весь костюм черкесский, который надевается только в важных случаях и сшит ему в подарок какой-нибудь дикой княгиней». Клеймо гурды очень простое — две вогнутые друг к другу дужки и несколько точек вокруг. Такое обилие итальянских клинков и гурды несколько удивило меня; странным показалось и то, что все они были новенькими, блестящими.

Когда я поделился своими сомнениями с работником Государственного Исторического музея Эммой Григорьевной Асцватурьянц, она весело рассмеялась.

— Это немцы, — сказала она.

— Как немцы? — не понял я. — Клейма-то итальянские и гурда!

— Ну и что же? Это все Золинген. Немцы делали в канун века любые клинки для Востока, на все вкусы. Гурда так гурда, волчок так волчок. Хевсурам нравились клинки Генуи и Феррары, и немцы ставили на них старинные клейма. Ставили без всякого стеснения.

Парикаоба

В незнакомой нам гортанной речи жителей Барисахо, особенно в разговорах детей, мы все чаще слышали слово «парикаоба». И наконец мы ее дождались.

В большом доме школы-интерната школьники, одетые в испещренные крестами домотканые рубахи и вооруженные палашами и щитами, пара за парой вступали в лихие поединки. Что это? Игра, спорт, танец? Не будем торопиться... Двое ребят были в кольчугах, у многих на головах шлемы-мисюрки, и все с мечами, кинжалами и со щитами. Зрителей — не пробиться. Их подзадоривающие крики перекрывают звуки баяна и бубна. Да и сами сражающиеся что-то весело выкрикивают. Ритмы музыки живые, быстрые, подчас бешеные. И сквозь этот шум пробивается лязг скрещивающихся мечей.

Бой напряженный, противники агрессивны, ловки и подвижны, хотя все это и происходит на небольшом пятачке. Отступать назад в поединке нельзя — это позор, трусость. Поэтому, держа кисти рук вместе (в правой клинок, в левой щит), они идут по кругу, исполняя обманные выпады или всерьез нанося удары по щиту и шлему противника. Парировав удар щитом, противник тут же отвечает ударом палаша. Пожалуй, на танец или театральное фехтование это мало похоже. Но это и не спортивное состязание, ибо нет ни секундантов, ни судей. Скорее всего это игра в войну.

«Ничего себе игрушечки для детей», — скажет читатель. Однако могу заверить, что несчастных случаев на парикаобе никогда не бывает. Объясняется это хорошей физической подготовкой, упражнениями в фехтовании с самого раннего детства. В шесть лет дети уже сражаются деревянным оружием. Игрушечные палаши, кинжалы и щиты делают для них дедушки, а сражаются ребятишки на плоских крышах домов, где отступать некуда. Если юноша в достаточной степени преуспел в фехтовании, он, становясь взрослым, получает настоящее оружие.

Бой кровников — тав-матавеоба, дуэльные поединки — чроба или чрачрилоба, поединок печнаоба, слава богу, канули в вечность. Дожила до нас только одна парикаоба, поединок дружеский и бескровный, зрелище, восхищающее любого зрителя своей красочностью и благородством.

Обратно мы уезжали на автобусе, битком набитом детьми из школы-интерната Барисахо. Ребятишки ехали на экскурсию в Исторический музей Грузии.

Александр Кузнецов, фото автора

Такен Алимкулов. Черногривая волчица

Эти древние горы тянутся с востока на запад на сотни километров, надвое рассекая необъятную степь. На всем протяжении они меняют свои очертания: то походят на всадника с копьем, то на длинную цепь каравана, то на лежащего верблюда... И названия этих гор отражают их облик.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год"

Книги похожие на "Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вокруг Света

Вокруг Света - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год"

Отзывы читателей о книге "Журнал «Вокруг Света» №01 за 1975 год", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.