» » » Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год


Авторские права

Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год

Здесь можно скачать бесплатно " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год
Рейтинг:
Название:
Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год"

Описание и краткое содержание "Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год" читать бесплатно онлайн.








«Марш и К°» составили заговор с целью изгнать с территории кунов «всех иностранцев» — а таковыми для кунов были в первую очередь панамцы — и «просить признания и зашиты новой республики».

21 февраля 1925 года куны подняли восстание. Больше недели они были полновластными хозяевами островов. Но восстание не имело ни малейших шансов на успех, и 4 март 1925 года на острове Порвени 13 вождей отдельных групп куно подписали с представителями правительства Панамы соглашение. В нем в частности, признавалось право кунов на административную автономию, право выработать собственную систему образования. Но лишь 1953 году правительство Панамы приняв «Хартию индейцев», окончательно признало автономию кунов.

...В дверь моей комнаты в гостинице «Посада Анаи» постучал Альберте Васкес. Спустя несколько минут мы мчались на катере к острову Налу-неге.

Хижины островного поселка вы тянулись двумя неровными рядами. Сделаны дома из «отате» — толстых стеблей бамбука, крыты на два скатах неизменными пальмовыми листьями.

— Обычно туристов мы водим по «смотровой тропе»,— говорит Васкес.— Вам, журналисту, я покажу другое.

Сворачиваем с главной улицы один из переулков. Улица и переулки, пространства вокруг хижин был чисто прибраны и подметены. Васке заходит в хижину, выглядывает из дверного проема и машет рукой: «Заходите».

Предметы домашнего обихода аккуратно расставлены на полу из толстого слоя морского песка в одно половине, кухонная утварь — в другой. Между столбами натянуты два гамака.

Возле двери на чурбаке сидит пожилая женщина. Она нашивает на кусок ткани узкие красные и белые полоски.

— А где хозяин? — обращаюсь к ней.

— На «твердой земле». Работает на участке, да и дров пора привезти. Сын на рыбалке. Сноха пошла на лодке за водой,— отвечает она на ломаном испанском, не поднимая головы.

— Чем занимаются у вас женщины? Какую работу вы считаете главной?

— Главное — дети. Это дело матери, бабушки, теток. Шьем «молых» как вот эта, готовим пищу, убираем хижины. И все остальное...

— Взрослые мужчины-куны спозаранку разъезжаются по делам. Островок остается на весь день в власти женщин, стариков и детей, — рассказывает Альберто Васкес, пока мы с ним ходим по поселку. —Куны строго придерживаются моногамии. Семейные, брачные узы сегодня чтутся превыше всего. Куны далеко ушли от матриархата, но отсутствие целыми днями мужчин придает общине его черты. Ведь основа экономики — натуральное хозяйство, и ведет его женщина.

Сохранение общинной организации кунов стало возможным в силу «двойной иерархии». С одной стороны — почти полное признание мужчинами главенствующей роли женщины в семье. С другой — подчинение племенным властям — знахарям-иннатуледи и поселковым старостам-сайда.

Сайла распределяет общинные работы в рыболовстве, сборе плодов, при сооружении жилищ, он следит за порядком в поселке, дает разрешение на поездку в столицу — без него куны не могут приобрести билет на самолет. Когда дело касается всего поселка, сайла и знахарь собирают в просторной общественной хижине сходку — кабильдо, чтобы обсудить, где лучше ловить рыбу или как выгоднее продать кокосовые орехи, решить споры между соседями, семейные ссоры. Следуя традиции, сайла нередко обращается к участникам кабильдо в форме... песни.

— Еще в 50-х годах куны старались не пускать на острова иностранцев, в том числе и самих панамцев,— рассказывал Васкес.— Но от жизни не спрячешься! Правительство убедило кунов открыть острова для туристов, а это повлекло за собой развитие ремесел. Я бы даже сказал, что родилась новая кустарная отрасль.

У одной из хижин стояла женщина. Васкес что-то сказал, и она скрылась в доме. А когда вышла снова, мы увидели у нее на груди большое треугольное ожерелье, которое переливалось и играло всеми цветами радуги.

— Это украшение из бисера — чакиры,— объяснял Васкес.— Мужчины привозят чакиру из Колумбии. Какой узор вышить — забота мастерицы. Это ожерелье — свидетельство высокого положения его обладательницы в общине кунов.

Между тем какой-то шустрый мальчонка ловко вскарабкался на пальму и сбросил вниз два кокоса. Женщина прижала орех босой ногой к песку и схватила его клещами с длинными ручками: один «зуб» клещей вонзился в то место, где была плодоножка, женщина сжала ручки и — отверстие готово.

Сан-Блас — главный поставщик кокосовых орехов на всю Панаму. С прошлого века кокос — предмет торговли и товарообмена, в некоторых лавках он и сегодня заменяет деньги. Если орехи продают с общинной плантации,— а на крупных островах еще сохраняются общинные земли наряду с индивидуальными участками,— часть выручки делят между теми, кто работал на плантации, а часть поступает в общинную казну. В прошлом торговля велась преимущественно контрабандно, и кокос, случалось, становился причиной политических конфликтов между Панамой и Колумбией.

Другая важная сфера хозяйственной деятельности кунов — рыболовство. У берега на рыбу охотятся с помощью длинного и тонкого копья, лука со стрелами либо деревянного трезубца. В заливе и в океане рыбу ловят на крючок или ставят сети. Куны умело управляют узкими пирогами-долбленками. На них плавают по рекам перешейка, а колумбийские куны даже преодолевают весьма приличное расстояние, добираясь до архипелага Сан-Блас.

Лодки выдалбливают из стволов деревьев-гигантов. Как мне рассказали, дерево валят по указанию знающего человека, который определяет момент рубки в зависимости от фазы Луны — иначе, мол, в древесине заведутся жучки, гниль. И я вновь удивился сходству — по таким же правилам действуют индейцы, живущие за тысячи километров от Сан-Бласа — в Амазонии!..

«Великие нэле» — родоначальники племени — завещали кунам соблюдать обряды и племенные обычаи. Пожалуй, нагляднее всего они проявляются в облике и одежде женщин — главных хранительниц традиций.

В книге журналиста С. Сычева «Страна меж двух океанов» я прочел легенду. «Предводитель индейцев Тамир Сон Пон, вернувшись из дальних странствий, однажды увидел, что его молодая жена поцеловала индейца, отличившегося в этом походе и завоевавшего уважение своих соплеменников. Предводитель рассердился и велел проколоть ей перегородку носа и повесить кольцо такого размера, чтобы оно мешало раздавать поцелуи. Он распорядился провести подобную процедуру со всеми женщинами племени».

И поныне девочкам прокалывают нос и уши в раннем возрасте — уже с 4—5 лет они носят кольцо и серьги. Девочки подрастают, и кольцо меняют на более крупное. Серьги у взрослых женщин-куна огромные — десять-пятнадцать сантиметров в диаметре. Они такие тяжелые, что мочка уха их не выдерживает, и приходится — чтобы выглядеть красивой! — поддерживать их тонким шнурком. Любимы у кунов и ожерелья из старинных золотых и серебряных монет (я видел одно из 400 штук!), браслеты из бисера носят и на запястьях, и на лодыжках.

Некоторые ученые считают, что одежда и украшения, а еще больше прикладное искусство кунов — мола, кустарные изделия из ткани и скульптурки в виде небольших деревянных фигурок — могли бы послужить ключом к разгадке происхождения кунов.

Мола — это многослойная аппликация на ткани, когда полоски нашиваются так, что видны предыдущие цветные кусочки. Иногда аппликация дополняется вышивкой.

Узоры эти на самые разнообразные темы: животный мир и флора, люди и празднества, религиозные и мифологические сюжеты, абстрактные фигуры. Старинные молы, однако, не повторяются, и поэтому коллекционеры ищут их с особым рвением. Ни в одной другой стране Латинской Америки, где мне приходилось бывать, я не встречал рукоделий, подобных молам кунов.

Менее известна другая символика кунов — учу, фигурки из твердого дерева. В прошлом их использовали знахари-лекари при изгнании злых духов. Большие учу из белого дерева — бальсы, пускали в ход при заклинании стихийных бедствий вроде наводнений. Если учу не помогало, то немедленно утрачивало и значение, и назначение. Когда же учу доказывало свою «силу», его хранили в общественной хижине.

Когда возвращались с Налунеги, я попросил Васкеса сказать что-нибудь на родном языке.

— Ики пе нуга,— был ответ.— Как вас зовут?

— А как спросить: «Как называется этот остров?»

— Ики ити тупу нуга?

— Можно ли изобразить это на бумаге?

Васкес покачал головой:

— Письменность кунов — пиктограммы, рисунки-знаки. Они изображали различные сцены из жизни, легенды. Но это было давно. Хотя наш архипелаг и называют «оазисом древности», не думаю, чтобы на островах нашелся сайла, который смог бы прочитать послание предков. Вот, посмотрите.

Васкес вытащил из бумажника сложенный вчетверо листок бумаги и развернул его. На листке были изображены ряды человеческих фигурок: некоторые — вниз головой, некоторые окружены овалом, около иных в несколько рядов выстроились какие-то жуки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год"

Книги похожие на "Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вокруг Света

Вокруг Света - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год"

Отзывы читателей о книге "Журнал «Вокруг Света» №12 за 1987 год", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.