Владислав Костюченко - Класическая веданта и неоведантизм

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Класическая веданта и неоведантизм"
Описание и краткое содержание "Класическая веданта и неоведантизм" читать бесплатно онлайн.
В книге анализируется история веданты — одной из древнейших философских школ Индии Автор показывает, как формировались идеи веданты в знаменитых памятниках древнеиндийской мысли («Упанишады», «Гита». «Брахма-сутра»), как происходило выделение трех главных направлений в рамках веданты и, наконец, как трансформировались эти направления в период Нового времени. Особое внимание уделяется видоизменению ведантистских идей в трудах таких выдаюшихся мыслителей Индии XIX–XX вв., как Вивекананда, Тагор, Гхош, Ганди, Радхакришнан.
Книга предназначена для преподавателей, аспирантов, студентов, а также для тех, кто интересуется историей индийской философии и в более широком плане — историей индийской культуры.
309
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 190.
310
См. Костюченко В. С. Вивекананда, гл II.
311
Swami Vivekananda. The complete works, vol. V. Vol I–VIII, Mayavati, 1947–1951, p. 29 (далее — VCW).
312
Об изменении реформаторской тенденции см. Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981.
313
См. Бродов В. В. Индийская философия Нового времени. М., 1967, с. 73–78, 94—107, Новая история Индии. М., 1961, гл. VIII, XI.
314
Srinivasachari S. С. Social and religious Movements in the Ninete enth Century. Bombay, 1947, p. 39.
315
См. Новая история Индии, с. 448–449.
316
Т.е. прежде всего (хотя и не исключительно) к самому раннему слою ведийского комплекса (мантры).
317
См., напр., EWR, vol. I, р. 23, 45.
318
Ibid., р. 4, 68.
319
Ibid., р. 35.
320
Ibid., р. 63–77.
321
Ср. авторитетное свидетельство Рабиндраната Тагора в его романе «Гора» (Тагор Р. Стихотворения. Рассказы. Гора. М., 1973).
322
Swami Dayananda. Op. cit., ch. III.
323
Ibid., p. 21–22.
324
Ibid., p. 14.
325
Даянанда, в сущности, проецирует идеи поздних упанишад на ранние гимны.
326
В действительности пураны отразили отнюдь не зарождение политеистического пантеона, а его преобразование и растующую антропоморфизацию. О выступлении Даянанды за «очищение» индуизма см., в особенности Swami Dayananda. Op. cit., ch. II.
327
Ibid., p. 447.
328
Ibid., p. 447–450.
329
Ibid., ch. II–III.
330
Ibid., p. 385.
331
Ibid., p. 64–65.
332
Jordens J. T. F. Dayananda Sarasvati. Delhi, 1978, p. 272.
333
Sri Aurobindo. Bankim-Tilak-Dayananda. Calcutta, 1947, p. 57.
334
Swami Dayananda. Op. cit., p. 178, 191.
335
Ibid., ch. VI.
336
См. Новая история Индии, с. 449.
337
Были, конечно, и различия. «Гита» имеет дело с внутрииндийскими религиозными течениями, Вивекананда — также и с главными мировыми религиями. В отличие от автора «Гиты» он опирается в своем «религиозном синтезе» (как мы увидим далее) на сложившуюся систему главных типов веданты.
338
VCW, vol. I, р. 23—117.
339
См., прим. 31 к гл. 6.
340
VCW, vol. I, р. 84.
341
Ibid., р. 68.
342
См. Костюченко В. С. Вивекананда, гл. III, § 2.
343
EWR, vol. I, р. 69, 183, 198. Это обстоятельство верно отмечают В. В. Бродов (Ук. соч., с. 80) и Дамодаран (Damodaran К. Indian thought. A critical survey. Bombay, 1967, p. 347).
344
Swami Dayananda. Op. cit., p. 267, 290 (см. также Upadhyaya G. P. Philosophy of Dayananda. Allahabad, 1955, ch. V).
345
VCW, vol. I, p. 419, II, p. 130.
346
EWR, vol. I, p. 473.
347
Споры представителей различных ведантистских течений Вивекананда иронически называет «боями быков в Бенаресе» (VCW, vol. III, р. 348).
348
The Gospel of Sri Ramakrishna. New Vork, 1942, p. 102, 268, 636, 169, 206, 583, 103, 148.
349
Ibid., p. 80, 217, 636.
350
Ibid., p. 238, 477–478.
351
Ibid., p. 325–326.
352
Ibid., p. 211, 477–478. Вспомним, что соотношение майи и лилы было принципиально иным у сторонников виварта- и паринама-вады.
353
Ibid., р. 328, 345, 417–418.
354
Jordens J. T. F. Op. cit., р. 107–109.
355
См. Костюченко В. С. Вивекананда, с. 112–113.
356
На это справедливо обращают внимание В. В. Бродов (Ук. соч., с. 80, 110, 139), а также Р. Б. Рыбаков (Ук. соч., с. 133).
357
Swami Dayananda. Op. cit., p. 274–275. Cp. критику майя вады у Рамануджи (гл. 7).
358
The problems of two truths in buddhism and vedanta. Dordrecht, 1973, p. 100.
359
См. его знаменитое письмо к лорду Амхерсту о реформе образования (EWR, vol. I, р. 471–474).
360
См. БС I 3, 26–33, а также гл. 6.
361
EWR, vol. I, p. 4; VCW, vol. I, p. 13.
362
См. Костюченко В. С. Вивекананда, гл. 11, § 2.
363
364
EWR, vol. I, р. 4.
365
См. Костюченко В. С. Вивекананда гл. II, § 3.
366
Nivedita. The Master as I saw him. London, 1910, p. 304.
367
VCW, vol. V, p. 64, vol. VI, p. 88. Критику концепции Вивекананды об иерархии религий см.: Костюченко В. С. Вивекананда, гл. II, § 2.
368
VCW, vol. III, р. 427.
369
Цит. по: Роллан Р. Вселенское евангелие Вивекананды — Собр. соч., т. 20. М., 1936, с. 26.
370
VCW, vol. V, р. 13.
371
VCW, vol. I, р. 422.
372
VCW, vol. II, р. 297, vol. III, р. 189.
373
У Вивекананды они порою истолковываются в духе утопического социализма (см. Комаров Э. Н. Зарождение критики буржуазного общества в Индии конца XIX в — Идеологические течения современной Индии. М., 1965).
374
VCW, vol. VIII, р. 184.
375
Vivekananda in Indian newspapers, 1893–1909. Calcutta, 1969, p. 137.
376
VCW, vol. III, p. 152. Ряд интересных соображений по данному вопросу см. также: Рыбаков Р. Б. Интерпретация понятия кармы в религиозно-философских трудах Свами Вивекананды — Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. М., 1970.
377
VCW, vol. V, р. 295. О коллективном освобождении см. также статью «Мокша» в «Философской энциклопедии» (т. 3, М., 1964, с. 485).
378
VCW, vol. I, р. 76–77.
379
См., напр., VCW, vol. III, р. 269.
380
Sri Aurobindo birth centenary library, vol. I, Pondicherry. 1972, p. 122 (далее — SABCL).
381
Vivekananda in Indian newspapers, 1893–1902, p. 384.
382
Цит по Литман А. Д. Отражение религии в мировоззрении общественных деятелей и философских учениях современной Индии — Религии и атеизм в современной Индии. М., 1973, с. 88.
383
VCW, vol. VIII, р. 122–141.
384
См. Костюченко В. С. Вивекананда, с. 141–146.
385
Datta В. Swami Vivekananda. Patriot-prophet. A study. Calcutta, 1954, p. 335.
386
Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 17, с. 179.
387
Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955, с. 111.
388
«Гита Рахасья» (букв «тайна Гиты») была написана Тилаком в заключении (1910–1911 гг.). Ссылки даны по изданию Tilak G. В. Srimad Bhagavadgita Rahasya. Poona, 1935–1936, vol. I–II (далее — SBR).
389
Характерна перекличка с «Гитой» уже в заглавиях этих изданий!
390
Мы не исследуем здесь специально «Очерков о Гите» Ауробиндо (Essays on the Gita, vol. I–II Calcutta, 1926–1928), на содержании которых отразился его уход с политической арены. Об этом см.: Костю¬ченко В. С. Интегральная веданта. М., 1970, с. 153–163.
391
VCW, vol. I, р. 23—117.
392
SBR, ch. I.
393
Ibid., p. 16.
394
Ibid., p. 17.
395
Ibid., p. XLI.
396
См. гл. 3.
397
SBR, 132–134.
398
Cp. Платон. Государство, 584a — 585e (Платон. Соч. в 3- x томах, т. 3, ч. 1, М., 1971. с. 408–411).
399
SBR, р. 135–150.
400
Ср. знаменитое определение «Гиты» «Йога — искусность в действиях» (БГ II, 50).
401
См. гл. 6, прим. 31.
402
SBR, р. 22–23.
403
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Класическая веданта и неоведантизм"
Книги похожие на "Класическая веданта и неоведантизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владислав Костюченко - Класическая веданта и неоведантизм"
Отзывы читателей о книге "Класическая веданта и неоведантизм", комментарии и мнения людей о произведении.