» » » » В. Гартевельд - Песни каторги.


Авторские права

В. Гартевельд - Песни каторги.

Здесь можно скачать бесплатно "В. Гартевельд - Песни каторги." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Salamandra P.V.V., год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Гартевельд - Песни каторги.
Рейтинг:
Название:
Песни каторги.
Издательство:
Salamandra P.V.V.
Год:
2012
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Песни каторги."

Описание и краткое содержание "Песни каторги." читать бесплатно онлайн.



«Славное море, священный Байкал», «По диким степям Забайкалья» — сегодня музыкальная культура непредставима без этих песен. Известностью своей они обязаны выходцу из Швеции В. Н. Гартевельду; этот композитор, путешественник и этнограф в начале XX в. объехал всю Сибирь, записывая песни каторжан, бродяг и коренного сибирского населения. Концерты, на которых исполнялись обработанные Гартевельдом песни, впервые донесли до широкой публики сумрачную музыку каторжан, а его сборник «Песни каторги» (1912) стал одним из важнейших источников для изучения песенного фольклора сибирской каторги. В нашем издании полностью воспроизводится сборник В. Н. Гартевельда «Песни каторги» с приложением очерков о тюремных и каторжных песнях этнографа и писателя С. В. Максимова, литератора и ученого Н. М. Ядринцева — сибирского «сепаратиста» и острожника — а также «короля фельетона» В. М. Дорошевича, совершившего в 1897 г. поездку на сахалинскую каторгу.






46

Мы уверены, что чуткие к народной песне музыканты, как напр. г. Балакирев, нашли бы в такой песне глубокий музыкальный смысл.

47

Помещена в первый раз у г. Грицко в «Современнике», также у г. Максимова.

48

* Об этом событии на каринских промыслах, где в одно время было согнано множество каторжных и где они умирали от голода и тифа, говорится и у г. Максимова. См. «Сибирь и каторга», част. III «История каторги».

49

Бумажная материя.

50

Приманку, приворотное

51

отрава

52

будем свои

53

передник

54

нашел путь

55

обложена связками (обыкновенно коноплями)

56

пули. Стихи 6-11 разговор с девушкой; Кармелюк идет к куме, у которой были тайные свидания его с девушкой; ст. 14–21 — разговор с кумою; ст. 22–29 — разговор с девушкою в доме; ст. 30–33 — песня от лица Кармелюка, жившего, по народному преданию, в начале нынешнего столетия. По образцам прошлых веков и по обычаям времен колиевщины, песня эта также намекает на гайдамака-характерника, знавшегося с нечистою силою и умевшего зачаровывать направленные на него пули. Освящать пули в противодействие чарам было в обычае у казаков времен колиевщины.

57

В Москве урочище: место старых казней.

Комментарии

1

У песни вариант:
Били доброго молодца на правеже
На жемчужном перехрестычке [57]
Во морозы во хрещенские.
Во два прутика железные.
 Он стоит удаленький, не тряхнется,
 И русы кудри не шелохнутся,
 Только горючи слезы из глаз катятся.
 Наезжал к нему православный царь,
 Православный царь Петр Алексеевич.
 Не золотая трубынька вострубила,
 Не серебряна сыповочка возыграла,
 Тут возговорит царь Петр Алексеевич:
 «Вы за што добротнова казните?
 Бьете-казните казнью смертною?»
 Тут возговорят мужики приходские:
 «Уж ты гой-еси, православный царь,
 Царь Петр Алексеевич!
 Мы за то его бьем-казним:
 Он покрал у нас Миколу-то Можайскова
 И унес казны сорок тысячей».
 Тут возговорит добрый молодец:
 «Уж ты гой-еси, православный царь,
 Православный государь Петр Алексеевич,
 Не вели меня за слово казнить-вешати,
 Прикажи мне слово молвите,
 Мне себя, добра молодца, поправите,
 Не я покрал у них Миколу-то Можайскова,
 И не я унес у него золоту казну,
 А покрали его мужики-кашилы.
 Только случилося мне, доброму молодцу,
 Это дело самому видети.
 Гулял я, молодец, по бережку
 На желтом песку, при мелком леску,
 И увидел, что они делят казну,
 Не считаючи делят — отгребаючи.
 У меня, у молодца, сердце разгорелося,
 Молодецкая кровь раскипелася,
 Ломал я, молодчик, мостовиночку дубовую,
 Перебил я мужиков до полусмерти,
 Иных прочих чуть живых пустил
 И взял я у них золоту казну.
 Взявши казну, стал пересчитывать:
 Насчитал казны сорок тысячей».
 Тут не золота трубынька вострубила
 Не серебряна сыповочка возыграла,
 Как возговорит надежа — православный царь,
 Православный государь Петр Алексеевич:
 «Ты куда такову казну девал?»
 Тут возговорит добрый молодец:
 «Уж ты гой-еси, православный царь,
 Православный царь, Петр Алексеевич,
 Прогулял я во кружале
 Со голытьбою со кабацкою!»

2

В Холмогорах (Арх. г.) мне удалось записать еще вариант этой песни древнейшего происхождения:

 Мой сизой голубчик,
 Ты зачем, для чего
 В садик не летаешь?
 Буйным ветром
 Сизого относит,
 Частым дождем
 Крылья-перья мочит.
 Мой миленькой,
 Мой милой дружочек!
 Ты пошто, для чего
 Редко в гости ходишь:
Твой отец да мать
 Тебя не спускают,
 Род они, племя
 Тебе запрещают?
 Сидел-посидел
 Удалой молодчик
 В темной темнице.
 У той у темной, у темной темницы
 Ни дверей нету, нету ни окошек,
 Еще в ней нету ни красна крылечка,
 Только есть одна труба дымовая,
 Из той трубы дым-от повевает,
 Меня молоду горе разбирает.
 Пойду я, млада, с горя в зелен садик,
 Пойду-возьму я ключи золотые;
 Отопру я сундуки-ларцы кованы,
 Возьму денег ровно сорок тысяч,
 Стану дружка-дружка выкупати.
 Из неволюшки его выручати,
 Грозен судья, судья-воевода,
 Моей казны-казны не примает,
 Меня молоду горе разбирает!
 Пойду молода я с горя в чисто поле,
 Пойду, нарву я лютого коренья,
 Буду, стану я судью опоити.

3

Вот в каком виде являются эти три песни в Сибири на каторге:

I.

 По горам, горам
 По высокиим,
 Млад сизой орел
 Высоко летал,
 Высоко летал,
 Жалобно кричал.
 Во строю солдат
 Тяжело вздыхал:
 «Мне не жаль, не жаль
 Самого себя,
 Только жалко мне
 Зелена сада.
 Во зеленом саду
 Есть три деревца:
Первое деревцо —
 Кипарисово,
 Другое деревцо —
 Сладка яблонька,
 Третье деревцо —
 Зелена груша.
 Кипарис древо —
 Родной батюшка;
 Сладка яблонька —
 Родна матушка.
 Зелена груша —
 Молода жена.

II.

 Как по морю-моречку по Хвалынскому
 Плывут, восплывают тридцать кораблей:
 Один-от кораблик поперед бежит,
 Он бежит-бежит, соколом летит.
 На том ли на кораблике Рыжков атаман.
 «Гребите вы, молодцы, подгребайте,
 Своих белых рученек не жалейте!
 Как за нами, за молодцами, три погони:
 Первая погонюшка — то солдаты,
 Вторая погонюшка — то гусары,
 Третья погонюшка — донски казаки.
 Первой погонюшки не боюся,
 Второй-то погонюшки не страшуся,
 Третьей же погонюшки я боюся».
 То не пулечка свинцовая пролетает,
 Не калено ядрышко прилетает.
 Атамана Рыжкова убивает.

III.

 Не шуми-ка ты, не греми,
 Мать зелена дубравушка!
 Не мешай-ка ты, не мешай
 Мне, молодцу, думу думати!
 Ах, приходит же на дубравушку,
 Приходит невзгода.
 Вот невзгодушка да на дубравушку —
 Зимонька холодна.
 Исповысушит, исповыкрутит
 Все листья-коренья
 Как на крутеньком и на прекрасненьком
 Был я на ярочке,
 Как на желтеньком на рассыпчатом
 На мелком песочке.
 Что не черные-то в поле
 Вороны слетались, —
 Слеталися-собиралися
 Молодцы ребятушки.
 Вы солдатушки, вы молоденьки,
 Вы новобраны!
 Получили ли вы, ребятушки,
 Царские присяги?
 Что ж ты, реченька, что ж ты, быстрая,
 Долго не проходишь?
 Ледок тоненький, ледок осенненький
 Долго не проносишь?
 Наших милых голубушек
 Долго не провозишь?
 Наши милые голубушки
 Сами переедут.

Известная былина-песня «Соезжает князь Михайло со широкого подворья… рассказывающая об убийстве свекровью невестки, в сибирских тюрьмах известна до мельчайших подробностей и даже представляет лучший, полнейший вариант. В Сибири одно убийство служит поводом к двум новым убийствам:

 Вынимает князь Михайло
 Из ножон булатный ножик:
 Он пронзает свое сердце,
 Он пронзает ретивое.
 Как возговорит его матушка родима:
«Ахти, злодейка я, согрешила,
Три души я погубила:
Се-де сына, се невестку,
Се младенца во утробе!»

4

Отрывки эти, оставшиеся в сибирских тюрьмах, принадлежат песне, сохранившейся в целом виде на Волыни и записанной там Н. И. Костомаровым:

Повернулся я з Сибиру,
Не ма мине доли,
А здаеться, не в кайданах (в кандалах),
Еднак же в неволе.
Следят мене в день и в ночи,
На всяку годину:
Негде мене, подетися,
Я от журбы гину.
Маю жинку, маю дети,
Хочь я их не бачу,
Як згадаю про их муку,
То гирько заплачу.
Зибрав себе жвавых (т. е. резвых) хлопцив,
И що ж мине з того?
Заседаю при дорозе,
Жду подорожного?
Чи хто иде, чи хто еде —
Часто дурно ждати:
А так треба в лесе жити,
Бо не маю хаты.
Часом возьму з богатого —
Убогому даю.
А так гроши поделивши,
Я греха не маю.
Зовут меня разбойником
Кажут — разбиваю.
Я ж никого не забив,
Бо сам душу маю.
Асессоры, справники
Все меня гоняют,
Билып вони людей забили,
Ниж я грошей маю.
Пишов бы я в место, в село:
Всюду меня знают —
А бы б только показався,
То зараз поймают.
А так треба стерегтися, —
Треба в лесе жити, Х
очь здается свет великий —
Негде ся подити.

5


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Песни каторги."

Книги похожие на "Песни каторги." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Гартевельд

В. Гартевельд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Гартевельд - Песни каторги."

Отзывы читателей о книге "Песни каторги.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.