Григорий Базлов - Русские гусли. История и мифология
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русские гусли. История и мифология"
Описание и краткое содержание "Русские гусли. История и мифология" читать бесплатно онлайн.
В новой книге «Русские гусли: история и мифология» кандидат исторических наук, этнолог, путешественник Григорий Николаевич Базлов прослеживает происхождение и распространение русских крыловидных гуслей, рассматривая инструмент не как устройство для звукоизвлечения, а как этнокультурный феномен очень древней натурфилософской традиции. Автор предлагает по-новому взглянуть на место гуслей в русской традиционной культуре. Впервые гусли исследуются как яркий мифо-поэтический архетип русского народа. Крыловидные гусли рассматриваются в качестве этнического маркера, помечающего расселение восточных славян по территории Евразии.
Книга адресована историкам, этнологам, фольклористам и всем читателям интересующимся историей и традицией русского народа.
— Это лашааадка!
А когда на улице, на какой-нибудь ярманке играешь на тех гуслях, с конём которые, всегда найдётся какой-нить паря, который подойдёт, стоит, слушает, а потом и спросит: А ты про коня знаешь? (имеется ввиду песня группы «Любэ»).
Да, коню (гуслям этим) «башню» сносило не раз. Пока всю Россию с ним объездил. Раза три или четыре он с третьей полки вагона падал и башку ломал. Потом приходилось назад приделывать.
Раз он на клею был долго, всё сох, перебинтованный ходил. Все его жалели.
А делали их Роберт, дядя Ваня, Кайманаков и Лёха Иванов помогал. Они их не вместе делали, просто каждый что-то приложил к ним. Как кот Матроскин с Шариком письмо дописывали дяди Фёдора. Так и эти.
В общем, этих историй я тебе нанизать, как бусинок, много могу.
Сходство искусства гусляров с русским рукопашным боем и практикой бойцов-рукопашников
Дмитрий Парамонов, снимая фильм про русский рукопашный бой — бузу, обратил внимание, что основополагающее движение — «покач», на которое нанизываются все остальные «второстепенные» и «третьестепенные» движения в Бузе, очень похоже по форме и назначению на работу левой руки гусляра при смене аккордов.
Среди рукопашников-бузников широко распространён интерес к игре на гуслях, поэтому хочется продолжить ряд параллелей между гусельным искусством и рукопашным боем. Бойцы, играющие на гуслях, непременно согласятся с отмеченным сходством. Интересно, что работа правой руки при игре на гуслях — «набивание» схожа с нанесением ударов во время рукопашного боя, причём, точно так же их приходится согласовывать с основным движением — «покачем». Прием игры — «выбор» очень похож на проведение захватов противника и бросков. Сочетание этих основных техник позволяет формировать как рисунок музыкальной игры, так и «мелодию» боевого движения. Приём «бряцание» может делаться как по всем струнам сразу, так и по нескольким отдельным, что соотносимо с применением ударов в рукопашном бое. Смена верхних и нижних струн при «набивании» в гусельной игре очень похожа на тактическое применение ударов в Бузе, когда последовательно атакуются то верхние, то нижние цели на корпусе противника. Сходство удара по струнам с боем-охотой отчётливо выражено в «Слове о полку Игореве», где сказитель сравнивает бьющие по струнам пальцы со стаей соколов, атакующих «стадо лебедей».
Положения сидящего гусляра графически образует кириллическую букву «Д». Неслучайно в древнерусских книжных инициалах рисунок играющего гусляра был распространенным для изображения заглавной буквы «Д».
В системе описания защиты в русском рукопашном бое — «Буза», знаком буквы «Д» или, как его ещё называют — «домик», передаётся идея закрытого, защищенного от соперника пространства. И это очевидно не просто совпадение. Тем же термином «домик» в детском игровом фольклоре обозначается особая ритуальная поза, принимаемая во время игры, в которой игрок считается защищёнными от водящего. Успел убегающий, играющий в салочки ребёнок крикнуть «Чур, я в домике!» и принять Д-образное положение, скрестив на груди руки, и его нельзя «салить», он защищён. Положение гусляра, «находящегося в домике», отображает сходную идею защищённости и закрытости от окружающего мира. Положение, в котором творится свой музыкально-поэтический мир. Мир музыки и мифа.
Игра на гуслях создаёт у гусляра особое состояние сознания. Поток мыслей останавливается и приходит «недумание». Именно это состояние ума и считается идеальным для ведения рукопашного боя. В нём все получается, и всё успеваешь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочу поблагодарить моего терпеливого читателя, что он добрался до конца книги! Очень хочется, чтоб она послужила возвращению гусельной традиции в наши дома и на наши праздники. Напоследок, хочу пожелать всем читателям сделать или купить себе русские крыловидные гусли, и научиться на них играть по-русски. Уверяю вас, это не особенно трудно. И если кому из читателей это удастся, то он об этом ни когда не пожалеет! А я буду уверен, что два года отведённые на написание этой книги не были потрачены напрасно.
С уважением, Базлов Григорий.
Тверь, 2011 год, 11 декабря.
Технический редактор А.В. Жильцов
Подписано в печать 27.03.2012. Формат 60x84 1/16.
Усл. печ. л. 12,5. Тираж 30 экз. Заказ №148.
Тверской государственный университет
Редакционно-издательское управление
Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33.
Тел. РИУ: (4822) 35-60-63
Примечания
1
Материалы первой всероссийской конференции ведической культуры арьев-индославов. Петербург. 2009.
2
Махабхарата. Адипарва. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Кн. 1. С. 5.
3
Ригведа. Книга Х. гимн 7. М.: Худ. литература, 1984. С. 187–188.
4
«Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского «гYctu» («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.
5
Иван Бездольный. Русская народная сказка.
6
Гусли-самогуды: сказка № 238 // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М.: Наука, 1984–1985 (Лит. памятники). Т. 2. С. 205–207.
7
Поморская сказка. Троеструнные гусли.
8
Рыбникова П.Н. т. I. М., 1862, С. 324.
9
Тураев Б. Бог Тор. Лейпциг, 1898. С.159
10
Гильфердинг. Онежские былины. С. 250
11
Рыбников. Песни. I, 136, 144, II, 31. Гильфердинг. Онежские былины 45, 214, 356, 498, 1058, 1096 и др.
12
Материалы первой всероссийской конференции ведической культуры арьев-индославов. Петербург. 2009.
13
Песня записана фольклористами у казаков Станицы Берёзовской Волгоградской области.
14
Фамицын А. С. Гусли. СПб.,1890. С.65.
15
Мехнецов А.М. Русские гусли и гусельная игра. СПб., 2006. Анатолий Михайлович Мехнецов (1936–2008) — выдающийся русский этномузыколог, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов, кандидат искусствоведения, профессор и заведующий кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, президент организации «Российский фольклорный союз», действительный член Петровской академии наук и искусств, член Всемирного президиума Международной организации по народному творчеству (IOFA) при ЮНЕСКО.
16
Одонтология (от др. — греч. odus, родительный падеж odontos — зуб и …логия) — наука, изучающая строение, вариации и эволюцию зубочелюстной системы.
17
Ларионов В.Е. Скифская Русь. Таинственные истоки славянской расы. М.: Эксмо: Яуза, 2011. С. 305.
18
Там же. С. 305.
19
Väinämöinen — Главный герой Калевалы. Демиург, певец, игрок на кантеле.
20
Элиас Лённрот. Калевала. Петрозаводск. «КАРЕЛИЯ». 2001. С.575.
21
Venäjä — эпический топоним, соотносимый со славянскими соседями прибалто-финнов. Происходит, как считают исследователи от названия славянского племени венеды.
22
Финское — «Venäläinen» (русский), «Veneman», «Venäjä» (Русь); эстонское — «Venelane» (русский), «Venemaa», «Vene» (Русь); карельское — «Veneä» (Русь).
23
Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, восходит к концу I–II в. н. э. и принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом (оксывская культура), куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Этот ареал в I–II в. н. э. занимали зарубинецкая и пшеворская культуры.
24
Евсеев В.Я. Эпоним венедов в карело-финских рунах // Ученые записки ЛГУ (Серия востоковедческих наук). 1947. Вып. 2, № 105. С. 178.
25
Происхождение скандинавов и их богов — асов с побережья Каспийского моря пытался доказать тур Хейердал и довольно успешно. Исследования были прерваны смертью учёного.
26
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русские гусли. История и мифология"
Книги похожие на "Русские гусли. История и мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Базлов - Русские гусли. История и мифология"
Отзывы читателей о книге "Русские гусли. История и мифология", комментарии и мнения людей о произведении.