» » » » Григорий Базлов - Русские гусли. История и мифология


Авторские права

Григорий Базлов - Русские гусли. История и мифология

Здесь можно скачать бесплатно "Григорий Базлов - Русские гусли. История и мифология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Тверской государственный университет, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Русские гусли. История и мифология
Издательство:
Тверской государственный университет
Год:
2012
ISBN:
978-5-7609-0729-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русские гусли. История и мифология"

Описание и краткое содержание "Русские гусли. История и мифология" читать бесплатно онлайн.



В новой книге «Русские гусли: история и мифология» кандидат исторических наук, этнолог, путешественник Григорий Николаевич Базлов прослеживает происхождение и распространение русских крыловидных гуслей, рассматривая инструмент не как устройство для звукоизвлечения, а как этнокультурный феномен очень древней натурфилософской традиции. Автор предлагает по-новому взглянуть на место гуслей в русской традиционной культуре. Впервые гусли исследуются как яркий мифо-поэтический архетип русского народа. Крыловидные гусли рассматриваются в качестве этнического маркера, помечающего расселение восточных славян по территории Евразии.

Книга адресована историкам, этнологам, фольклористам и всем читателям интересующимся историей и традицией русского народа.






Там же.

108

Нефедов Е. http://swinow.livejournal.com/1652.html

109

То есть «бурые», с бурым мехом, а не рыжие, как в средней полосе.

110

Текст публикуется по изданию: Сборник Кирши Данилова. Серия «Литературные памятники». М., 1977. № 1.

111

Соловей Будимирович // Былины: сборник. Л.: Сов. писатель, 1986. С. 226–232 (Б-ка поэта. Большая серия).

112

Вилинбахов В.Б., Энговатов Н.В. Где была Индия русских былин // Славянский фольклор и историческая действительность. М., 1965. С. 99–109.

113

Гильфердинг А.Ф. Когда Европа была нашей: история балтийских славян С. 187.

114

Там же. С. 188.

115

Вилинбахов В.Б. Былина о Соловье Будимировиче в свете географической терминологии.

116

Pòmòrzé — историческая область, выходящая на южное побережье Балтийского моря, примерно соответствующая нескольким северным воеводствам Польши — польск. Pomorze; и прибалтийским землям Германии — нем. и швед. Pommern, идентифицируемым на русском языке как Померания.

117

Соловей Будимирович. С. 226–232.

118

Там же.

119

Там же.

120

Рыбникова П.Н. М., 1862. Т. 1. С. 324.

121

Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. СПб., 1873. С. 370.

122

Поветкин В. И. Слово о музыкальной археологии России.

123

Рыбникова П.Н. С. 132.

124

Например, былины о Садке и о Дюке Степановиче.

125

Мехнецов А.М. Русские гусли и гусельная игра. СПб., 2006. С. 4.

126

Барды (от кельтского bardos, восходит к праиндоевропейскому *gwerh — провозглашать, петь) — певцы, музыканты и поэты у кельтских народов, одна из категорий друидов. Друи́ды (галльское druidae, древнеирландское druí, мн.ч. druid) — жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде обособленной карпорации.

Эриль — древние скандинавские поэты, владевшие искусством составления и применения рун и сакральных словоформ.

127

Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1910. Т. 3. С. 196.

128

Романов Е.Р. Белорусский сборник, 4:10. Киев; Витебск; Могилев; Вильна, 1886–1912. Вып. 1–9.

129

Базлов. Г.Н. Где лежит Голубиная книга. М., 2006. С. 49.

130

Иван Бездольный. Русская народная сказка.

131

Элементы литературного языка в «Слове…» соседствуют с народными чертами древнерусского языка. Из-за частой переписки «Слова…» в дошедшем до нас списке утрачены некоторые первоначальные черты. Произведение окрасилось особенностями новгородско-псковского говора (шизым, вечи, лучи, русици, дивицею и пр.). Тем не менее многие исследователи видят в особенностях языка «Слова…» его южно-русское происхождение, возможно даже киевское. Такие мнения возникли также из-за того, что автор восторженно относится к великому князю киевскому Святославу, из подчеркнутой любви к Киеву. Поэт также очень хорошо был знаком с природой южно-русских степей. Южно-русской версии происхождения «Слова…», в частности, придерживался академик Б.А. Рыбаков.

132

Народная традиционная культура Псковской области. СПб.; Псков, 2002. Т. 1. С. 638.

133

Там же. С. 457

134

Цит. по варианту из сборника П.В. Киреевского.

135

Былина Садко. Русь — земля богатырей. М.: «НОВЬ», 1998. С.75.

136

Стих о Голубиной книге. Из сборника А.В. Оксенова.

137

Песня записана в станице Берёзовской Волгоградской области.

138

Патриа́рх (от греч. Πατριάρχης; образовано от πατήρ — отец и ἀρχή — господство, начало, власть) Мужчина, глава семьи, властительный предок, прародитель, а также член правящего класса или правительства в обществе, контролируемом мужчинами почтенного возраста.

139

Песня с запада Тверской области. Имеет множество вариантов.

140

Фамицын А.С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889. С. 55.

141

Там же. С. 57.

142

Данилов К. Древ. Росс. Стих 85. Рыбников. Песни. II, 101, 111.

143

Василий Буслаев и мужики новгородские. Былины. Сокровища русского фольклора. М.: «СОВРЕМЕННИК», 1991. С. 530–531.

144

Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А.В. Марковым, А.Л. Масловым и Б.А. Богословским. // Труды Музыкально-этнографичесской комиссии, состоящей при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии). М., 1905. Т. 1; 1911. Т. 2, № 11.

145

Трофи́м Григо́рьевич Ряби́нин (Трофи́м Григо́рьевич Ря́бов) (1791–1885) — сказитель былин, крестьянин деревни Середки Петрозаводского уезда. Родоначальник целой династии былинных сказителей Рябининых.

146

Налучье — элемент вооружения рус. воина до 18 в., футляр из кожи или бархата для ношения лука, пристегивалось с лев. стороны к сабельному поясу.

147

Былины. Сокровища русского фольклора. С. 500

148

Дхарма — санскр., dharma IAST, «закон», «правило», «правда» — индийский философский термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия.

149

Безклубый Л.П. Носитель традиции украинской борьбы Спас, автор статьи о Спасе под псевдонимом — Без Л.П. Интерес моей мысли // Техника молодёжи. 1989. № 2.

150

Серяков М.Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. С. 85.

151

«Поучение Зарубчего чернеца Георгия». (Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках И.И. Срезневского. СПб., 1866–1881. Т. I–VII. С. 56–57 (Вып. 1); Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 188.)

152

Синайская псалтырь — глаголическая старославянская рукопись. Датируется XI веком, является древнейшим славянским списком Псалтыри. Содержит 209 листов пергамена: 177 из них были обнаружены в монастыре св. Екатерины на горе Синай архимандритом Порфирием (Успенским), там же и хранятся поныне (шифр MS 38); в 1975 году в том же монастыре при ремонте было найдено еще 32 листа (хранятся под шифром MS 2/N).

153

Средзневский И.М. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т.1,ч.1. С. 610.

154

Музыкальная эстетика России XI–XVIII вв. М., 1973. С. 71.

155

Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставления безмолвствующим, в сотне глав.

156

Виса. Рёгнвальд Кали, или Кали сын Коля (сер. XII в.) — ярл Оркнейских островов. Перевод С.В. Петрова.

157

В древнюю эпоху термин *a/ārịa — (арий/арья) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык — родной язык индоиранцев.

158

Терпандр — греческий поэт и музыкант 7 в. до н. э. Происхождением из Антиссы (остров Лесбос). Глава школы кифаредов, мастер торжественной и хоровой музыки. Особенно славился песнями в честь богов, исполняемых под аккомпанемент кифары. Жил в Спарте где одержал победу на общественных играх 676–673 до н. э.

159

Серяков М.Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. С. 85

160

Вопреки принятой сейчас в науке традиции употреблять в таких случаях термин «индоевропейцы», термин «арии» или «арийцы» всё же корректнее с научной точки зрения. Арии — это самоназвание племён подаривших миру индоевропейские языки. В принятом сейчас в науке словосочетании совершенно не понятно, кто такие «европейцы» (албанцы, турки, финны?), и кто такие «индо» (дравидийские народы Индостана?). Условное обозначение «индоевропейцы» нелепо, подобно тому, как если бы древних англо-саксов, исходя из позднего распространения по планете английского языка стали бы называть, например: «американо-австралийцами».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русские гусли. История и мифология"

Книги похожие на "Русские гусли. История и мифология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Григорий Базлов

Григорий Базлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Григорий Базлов - Русские гусли. История и мифология"

Отзывы читателей о книге "Русские гусли. История и мифология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.