Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 6
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Библия. Том 6"
Описание и краткое содержание "Толковая Библия. Том 6" читать бесплатно онлайн.
17
Минниф по Суд. XI:33 галаадский город, известный, кроме пшеницы (2 Пар. XXVII:5) и одним из перечисленных далее продуктов: бальзамом (Иер. VIII:2). По Евс и Иер. Μαανιθ находился "на четвертом камне" (на расст. 4-го брошенного камня) от Есевона по дороге в Филадельфию. LXX читают Миниф иначе: продаянием пшеницы; Вульг. свободно: frumento primo. О пшенице как природном богатстве Палестины говорят Быт. XLIX:20; 3 Цар. V:11; Деян. XII:20; los. Anliqu, XXIV, 10, 6; а также Иез. ХXVI:2. По Талмуду, лучшая пшеница в Израиле была Михмасская (Сменд). — "Сластями" — предположительный по сир. корню, Таргуму и древн. толк. (Исихий: τό εκ μέλιτος τρωγάλιον) перевод евр. άπ. λεγ. панаг, которое LXX считают благовониями: "и мров и ксии", Вульг. бальзамом, Тарг. и равв. сладкие, съедобные травы или мыло из пепла трав, Пешито — просо. — "Мед" разумеется главным образом диких пчел (Ис. VIII:22), так как пчеловодство было чуждо евреям (Nowack, Arch. Й, 86). — "Деревяным маслом". Оливковым деревом богата была не только Иудея, но и вся Палестина: _Втор XXXIII:24; XXXII:13; los. Вel. jud. II, 21, 2. Во время блаж. Иеронима оно вывозилось главным образом в Египет; теперь употребляется на мыловаренных фабриках — "Бальзамом". Едва ли смола настоящего бальзамового дерева, которое в Галааде, этом поставщике еврейского бальзама, не росло, а смола фисташкового дерева (Быт. XLIII:11) или теревинфа, служившая медицинским целям. Письму хорошо LXX: "ритина" ρητίνη и Вульг. resina (смола). Настоящий бальзам свойствен Аравии и только позднее стал культивироваться около Иерихона (Сменд).
18
"По причине большого торгового производства твоего" см. ст. 16. Нет у LXX. — "Вином Хелбонским". Хелбон, ассир. Хилбуну, должно быть теперешний Халбун в 2 милях к с-в. от Дамаска; славится вином и теперь; по Страбону (XV, 3, 22) персидские цари пили только это вино; вино этих мест хвалится и в Ос XIV:8; Песн. VIII:11. Несправедливо Хелбон, отождествляется с Алеппо, находящимся слишком далеко и слишком к с. от Дамаска (см. нач. стиха) Вульг. свободно (как и о пшенице 17 ст.): vino pingui, густое. — "Белою шерстью". Евр.. "шерсть цогар", слово употребляется только еще Суд. V:10, которому значение белый, блестящий усвояется предположительно; скорее собств. имя; может быть, Сихариа, ныне Набатея; LXX по догадке: "влну блещащуюся от Мелита", причем "блещащаяся" только в слав., дуплет; Вульг. опять свободно: lanis coloris optimi.
19
"Дан". В евр. ведан, где ве не может быть союзом "и", потому что все стихи начинаются без союза. Следовательно, Ведан здесь собственное имя (а не Дан). В древней Аравии был город Ваддан между Меккой и Мединой (Сменд). Мог так называться и Аден. В ст. 18-22 речь именно все об Аравии. Слав. "Ведан", греч. опускает. — "Иаван" — тоже, что в ст. 13, но, как показывает дальнейшее обстоятельство места, разумеются ионяне из Аравии, т. е. греческие (Вульг. и здесь: Graecia) колонии там. LXX читали яин : "вино Деданово" и видели здесь продолжение речи о Дамасской торговле; слав. дуплет: "и Ионаново". — "Из Узала". Так называлась в древности нынешняя Сана, главный город Иемена, получившая последнее имя после V в. по Р. Х. В одной клинописи Изал упоминается как известная страна вина (Кречм.). LXX и Вульг. сливают предлог мин "из" с словом: слав. "меозелево", Mosel, — третий вид вина Дамасского ввоза в Тир; в слав. и дуплет: "от Ассиила". — "Выделанным железом". Первое — перевод по LXX, Пешито и Вульг. (fabricatum) темнаго евр. слова ашот, которое очевидно все они читали асот; другие: "полированное": Тарг. "проволока". Если первый перевод верен, то разумеются, вероятно, сабельные клинки. Рядом с йеменскими мечами у арабов были в славе индийские мечи; первые, может быть, были только подражанием последних (Сменд). — "Кассия". Евр.. кидда так переводят Онкелос, Пешито, Вульгата (последняя в других местах), а здесь stacte, вообще благовонная смола. Род душистой корицы, laurus cassius s. cinnamonum aromaticum, входившей в состав и свящ. мира (Исх. XXX:24). Росла в Индии и, по-видимому, также в Аравии (Herod. III, 110 и др.) LXX опускают, в других местах ι̃ρις. — "Благовонная трость". Евр.. кане просто трость. Входила в состав священного мира (Исх. 20:X:25) и употреблялась для курения (Иер. VI:20 и др.). Греки и римляне знали тростник, имевший медицинское применение (Diod. I, 17), входивший в состав благовоний и употреблявшийся для курения (Plin. XIII, 2; XV, 7). То был, должно быть, асоrus (аир) calamus Линнея. Он и теперь массами привозится на Дамасский рынок из Индии, его отечества, но не чужд Аравии и даже Ливану. LXX: "колеса", что более идет к предшествующему железу; в других местах LXX кане переводят, κάλαμος и κυνάμωνον; Вульг. calamus.
20
Дедан — торговый арабский народ, упоминаемый неоднократно в Ветхом Завете (Быт. X:7; Иез. XXV:13) и живший в с.-в. Аравии около нынешних развалин Дедан (на з. от Темы) и к ю. — "Драгоценными попонами" — наиболее вероятный перевод евр. бигдей — хофеш. "одежды, покровы для постилания"; может быть, седла. Вульг. tapetibus ad sedendum (ковры для сидения на корточках). LXX: "скоты избрнными в колесницы" — упряжные животные: лошади, мулы.
21
"Аравия" евр. арав — название, впервые встречающееся у Исаии (III:2; XIII:20): означало не только полуостров, но, как показывает корень его, кочевые племена номадов Сиро-аравийской пустыни, доходивших, как и теперь, в поисках за пастбищами до Вавилона; в кн. Паралипоменов (2 Пар. ХХI:16; XXII:1 и др.) слово означает, по-видимому, уже только полуостров. — "Кидарские". Измаильское (Быт. XXV:13) номадическое племя Сиро-аравийской пустыни, потерпевшее от Навуходоносора (Иер. XLIX:28), ассир. Кидру, у Плиния (V, 12) Cedrei; славились стадами и как стрелки из лука (Ис. XL:7; XXI:16 и д.). — "Производили мену с тобою" слав. точнее: "купцы руки твоея", т. е. подчиненные тебе, посредники торговли, агенты, какими только и могли быть бедуины. — "Ягнят". LХХ — "велблюды", прочитав кар — "баран" с предлогом бе как бекер по Ис. XL:6 "молодой верблюд". — "Козлы". LXX "агнцы", евр. гаттуд соб. передовой, как и ул — баран.
22
"Сава" — богатый, торговый народ (Иез. XXXVIII:13), по Быт. X:7 кушитского (хамитского) происхождения, в южной, счастливой Аравии (Иемене), владений восточной торговлей, как Дедан западной, часто упоминаемый древними писателями; Страбон (XVI, 768; ср. Plin VI, 28) помещает их у Красного моря; о их богатстве говорят как классики (Plin. XII, 7; Diod. III, 46), так и арабские саги (Коран XXVII, 20 и д.). Главным городом у них был Мариаба (Str. XVI, 768 и др.), ныне развалины Мариб в 6 днях пути на в. от Сана. Торговля их не ограничивалась арабскими произведениями, но простиралась на индийские, эфиопские; они торговали с Сирией, Месопотамией и Египтом. Кроме торговых сношений, они имели немало завоеваний и колоний не только в Аравии, но в Сирии и Месопотамии (Иов I:15. Plin. XII, 35). — Раема. слав. Рамма, по Быт. X:7 кушит, отец Дедана и Шевы. Местоположение неопределенно. Скорее всего тожественны с Ραμμανι̃ται Cтрабона (XVI, 4, 24), в ю. Аравии; упоминаются в Савейских надписях (Берт.); другие отожествляют Ρη̃γμα Птолемея (VI, 7, 14), жившими у Персидского залива. — "Лучшими благовониями", букв. "головой благовоний". В савейской части Аравии росли, по описанию древних бальзам (и теперь), кассия, ладан, мирта, пальмы, аир, корица, лариммон. LXX: "первыми сладостми" ηδισμάτων, должно быть, пряности. О савейских богатствах и торговле кореньями и благовониями говорят 3 Цар. X:2, 10; Ис. LX:6; Ис. LXXI:10. — "Всякими дорогими камнями". Оникс, рубин, агат, сердолик находятся и теперь в горах Адраманта; в Иемене есть хрусталь, яспис и много рубинов (Niebur Descript. р. 125). Ср. 3 Цар. X:10. — Золото добывалось в Аравии гораздо севернее (Str. 778. Diod III, 45) но главным образом получалось там, как и драгоценные камни, из Индии (Сменд), Теперь не добывается. О торговли и богатстве Савы золотом 3 Цар. X:2, 10; Иер. VI:20; Ис. IX:6.
23
Исчисление из Аравии переходит в Месопотамию и близ лежащие страны. Харран — известный город в с-в. Месопотамии (Быт. XI:31 и др.) ассир. Харрану, греч. Καρραι. Древний не только культурный пункт и центр сабеизма, но и торговый пункт (тогда часто святые места служили и торговыми пунктами, а торговые караваны были вместе и паломническими). — Хане. слав. Ханаа. Должно быть Куллани клинообразных надписей в сев. Сирии, сокращение Халне Быт. X:10; Ам VI:2; Ис. X:9. Ранее отожествляли с Ктезифоном на основании свидетельства Плиния (VI, 26), что Ктезифон находился в Халонитиде; но Ктезифон — греческого происхождения. У классиков упоминается Kainai на Тигре. — Еден, слав. и некоторые греч. код. Дедан, должно быть неверно, по ст. 20, в Ват. и др. нет. От местности рая отличается в евр. первым "е": первая пишется через долгое цере, настоящее имя через короткое сэголь. Должно быть, тождествен с упоминаемым подле Харрана Еденом Ам I:5; 4 Цар. XIX:12 и Бит-Адини клинообразных надписей областью на обоих берегах среднего Евфрата. У классиков, напр., Стефана Византийца упоминается в тех же местах Άδανα и Έδδανα. Таргум: Адиабена. "Купцы Савейские" — упоминаются здесь опять (ср. ст. 22), только как посредники исчисляем их в этом стихе стран с Тиром. О таком посредничестве их выразительно свидетельствует Юба у Плиния (XII, 17), что савеяне, обитавшие в стране пряностей, приходили с последними и др. товарами (особенно благовониями) в Харран, где была ежегодная ярмарка; оттуда они шли в Габалу (в Финикии), Палестину, из которой выводили стираксу, и даже в Парено. — "Ассур", конечно, Ассирия, а не неупоминаемая нигде в Библии Супа или Ессурий, порт на правом берегу Евфрата (Моv. по Трошону). Дань от Ассирии (хотя бы дань — в смысле коммерческой прибыли) — знак особенной силы и блеска Тира. — "Хилман" — άπ. λεγ. Чтение LXX "Харман" позволяет сопоставить с Χρμάνδη Ксенофонта (Аnab. I, 5, 10) у границы Евфрата на границе Вавилонии и известной Карманией. Вблизи Багдада была известна Калвада (Menarit. Babylon et la Chaldee, 107–111.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Библия. Том 6"
Книги похожие на "Толковая Библия. Том 6" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лопухин - Толковая Библия. Том 6"
Отзывы читателей о книге "Толковая Библия. Том 6", комментарии и мнения людей о произведении.













