» » » » Лариса Головей - Психологическая служба в школе


Авторские права

Лариса Головей - Психологическая служба в школе

Здесь можно скачать бесплатно "Лариса Головей - Психологическая служба в школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Знание, год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Психологическая служба в школе
Издательство:
Знание
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическая служба в школе"

Описание и краткое содержание "Психологическая служба в школе" читать бесплатно онлайн.



В брошюре рассматриваются вопросы психологического обеспечения школьного обучения, воспитания, профориентации. Даются ориентировочные схемы, анализируются конкретные примеры, которые могут оказать помощь в организации индивидуальной работы с учащимися. Предназначается для лекторов, педагогов школ, ПТУ и широкого круга читателей.






Необходимость такой работы и важность функций школьной психологической службы осознаются и педагогами и администрацией школы. Опрос директоров школ показал, что они примерно одинаково оценивают значимость социально-психологических данных для анализа всех трех видов систем: ученик — ученик, учитель — ученик, учитель — учитель. В целом же специальные исследования[9] показали, что чем выше квалификация и подготовленности педагогов, тем острее осознают они необходимость психологической службы: за создание психологической службы высказались 98% директоров средних школ, 84% завучей, 79% организаторов воспитательной работы, 69% учителей.

Необходимо выделить еще одну функцию психологической службы в школе — просветительную. Если ее не будет, то все, что сможет дать психолог на консультации для родителей, учителей, останется лишь лоскутной информацией. Без специального курса лекций и семинаров, а также и активных форм обучения (различных тренингов) нельзя ожидать ни ориентации учителей и родителей в том, с каким вопросом они могут обратиться к психологу, ни возможности и умения претворить в жизнь рекомендации и программы воспитания, предложенные психологом. Необходимо также готовить учащихся к восприятию и выполнению рекомендаций психолога. Одной из форм такой подготовки может быть факультативный курс психологии.

Знания о закономерностях психической деятельности человека, основ культуры умственного труда, психогигиены, самовоспитания характера и личности необходимо рассматривать как важнейшее звено в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Вместе с тем современные программы школьного образования включают лишь биологию и физиологию человека, практически исключая знания о высшем уровне социального и личностного развития Этот пробел частично заполняется курсом «Этика и психология семейных отношений», однако чтение этого курса затрудняется из-за отсутствия у учащихся знания основных психологических понятий.

Таким образом, главными направлениями работы психолога в школе являются: профилактика отклонений в психическом развитии ребенка, своевременная диагностика и выявление нарушений в психическом развитии, разработка и осуществление мер по коррекции выявленных отклонений, изучение личностных особенностей учащихся и помощь педагогу в индивидуальном подходе к ребенку. Организация специальных мероприятий, направленных на коррекцию отклоняющегося поведения учащихся. Оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива, а также психологической помощи семье. Самостоятельной задачей школьного психолога является осуществление работы по профориентации и руководство выбором профессии на основе длительного наблюдения за ребенком, подростком и изучения его психологических особенностей в процессе школьного обучения.

Подготовка к труду и выбору профессии — важнейшая задача школы

Профориентация — сложная, комплексная проблема. По своему Содержанию она психолого-педагогическая, по сфере действия — социальная, а результаты ее сказываются на экономике общества. Отсюда повышенный интерес ко всем формам профориентационной работы с учащимися. Это находит отражение и в совершенствовании законодательства по вопросам профориентации. Профориентация и профотбор осуществляются на разных ступенях обучения и воспитания человека (школа — вуз — производство).

XXVII съезд КПСС указал на первостепенное значение воспитания нового человека, всестороннего гармоничного развития личности, подчеркнув особую роль и место человека труда в обществе. Программные документы партии указывают, что коммунистическое воспитание предполагает постоянное совершенствование системы народного образования и профессиональной подготовки. Это особенно важно сейчас, в условиях научно-технической революции. Она придает иной, чем прежде, характер труду, а стало быть, и подготовке человека к труду.

Вопрос о рациональном использовании трудовых ресурсов в сложившейся демографической ситуации стоит чрезвычайно остро. Проблема нехватки кадров осложняется проблемой текучести кадров.

Вместе с тем (по данным НИИ труда) правильно поставленная профориентация позволит в 2—3 раза сократить затраты на обучение, снизить текучесть кадров, ущерб от которой составляет около 1,5 млрд. рублей в год.

Усложнение современного производства предъявляет все более высокие требования к психофизиологическим особенностям человека. Специальные исследования показывают, что около 80% вновь пришедших на производство подростков и взрослых не могут овладеть профессией шлифовщика-полировщика сложнофасонных и многопрофильных деталей, 15—23% — профессией аппаратчика различных производств и всеми профессиями, связанными с необходимостью принимать срочные решения в сложных ситуациях. Неправильный выбор профессии отрицательно сказывается и на производственной деятельности рабочих, приводит к снижению производительности труда, качества продукции, увеличивает число случаев профессиональных заболеваний и травматизма.

Отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться еще в период обучения в профессиональных учебных заведениях. По данным ВНИИ профтехобразования, около 40% учащихся I курса ПТУ не удовлетворены выбранной профессией и хотели бы изменить ее. Эти учащиеся представляют собой потенциальную армию «летунов» либо пассивных, не заинтересованных в своем деле работников. Огромный материальный ущерб дополняется моральным, который наносится личности неправильным выбором профессии.

Выбор профессии можно сравнить с ходом решения творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов. Школьнику, выбирающему профессию, нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые они предъявляют к человеку; он должен реально оценивать свои возможности, способности, интересы. Как показывают специальные исследования, подростки в возрасте 14—15 лет (а именно в этом возрасте около половины учащихся должны осуществлять выбор) не в состоянии самостоятельно и безошибочно выбрать профессию, так как при выборе они ориентируются только на один какой-либо признак и не могут всесторонне проанализировать ситуацию. Свободное, сознательное и обоснованное решение можно принять лишь на основе знаний о своих способностях и требованиях к данной профессии.

Опрос 2000 восьмиклассников показал, что их представления о профессиях довольно ограниченны: школьники называют в своих ответах всего около 20 профессий, в то время как их насчитывается около 40 тысяч. Какие же это профессии? 30% девочек хотят быть педагогами, 15% — торговыми работниками, 18% — медиками; мальчики отдают предпочтение водительским профессиям (33%), хотят стать моряками (14%), инженерно-техническими работниками (11%). Ясно, что такая структура профессиональных планов не отражает потребностей народного хозяйства в кадрах.

Что же формирует такую профессиональную направленность, каковы мотивы выбора профессии? Оказалось, что здесь существенную роль играет совет более опытных людей: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% —по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации (радио, телевидение, печать), 9% руководствуются в выборе профессии случайными факторами: близкое расположение учебного заведения от дома («шел мимо и зашел») и т. п. Например, одна десятиклассница, мечтающая о биологии, поступать тем не менее собирается в Горный институт, так как он ближе к ее дому. Только 40% ребят выбирают профессию, руководствуясь интересом к ее содержанию. Многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главная причина выбора (или, как говорят, центр мотивационной системы) самоопределяющегося человека заключается в содержании предстоящей деятельности.

Могут ли родители помочь ребенку в выборе профессии? Родители знают своего ребенка довольно хорошо и, если сын иди дочь следует их совету, то такой выбор оказывается довольно устойчивым. Однако зачастую родители совершают при этом ошибки. Во-первых, не всегда учитываются здоровье и медицинские противопоказания, которые впоследствии на этапе поступления оказываются препятствием.

Пример. Игорь Н. с четвертого класса мечтал быть моряком. Родители всячески поддерживали его мечту, подбирали книги, рассказывающие о романтике морских профессий, приобщали к спорту, но не учитывали, что у мальчика дефект зрения, из-за которого медицинская комиссия морского учебного заведения не допустит его даже к вступительным экзаменам. В выпускном классе у юноши сформировалась устойчивая профессиональная направленность, высокая мотивация к овладению профессией, и на этом этапе Игорь узнал о невозможности реализовать свой давно задуманный план. Это было крушение мечты, которое вызвало у юноши очень тяжелое эмоциональное состояние: он не хотел ни учиться, ни выбирать себе какую-либо другую профессию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическая служба в школе"

Книги похожие на "Психологическая служба в школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лариса Головей

Лариса Головей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лариса Головей - Психологическая служба в школе"

Отзывы читателей о книге "Психологическая служба в школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.