» » » » Сергей ГОРООДНИКОВ - К СИБИРИ НА ВЫ


Авторские права

Сергей ГОРООДНИКОВ - К СИБИРИ НА ВЫ

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей ГОРООДНИКОВ - К СИБИРИ НА ВЫ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Национальная Республика, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей ГОРООДНИКОВ - К СИБИРИ НА ВЫ
Рейтинг:
Название:
К СИБИРИ НА ВЫ
Издательство:
Национальная Республика
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К СИБИРИ НА ВЫ"

Описание и краткое содержание "К СИБИРИ НА ВЫ" читать бесплатно онлайн.



Опубликованные и публикуемые впервые выводы о необходимости коренного изменения видения Сибири и подходов к её освоению в переживающей демократизацию России






VIII.

Есть кажущаяся загадка в том, что народная память утвердила статус Ермака неизмеримо выше, нежели предводителей Крестьянской войны, в том числе и ярчайшего из народных предводителей — Ивана Болотова. Этот статус Ермака в народной памяти ни в какое сравнение не идёт со статусом Степана Разина или Пугачёва. Ермак глубже, сложнее, возвышеннее, — недаром так болезненно русское общественное сознание в последнее столетие волнует нравственность этой исторической личности.

Ермак не потому стал глубоко народным героем, что открыл запертые до него Сибирским ханством просторы и богатства за Каменным Поясом. Но потому, что в глубинном народном подсознании, в коллективном бессознательном народа он стал символом начала величайшего потрясения из всех, какие только переживала Русь, — начала революционного преобразования разнообразной народной массы в собственно русский народ. Ермак как бы совершил толчок, вытолкнул народ на политическую арену дальнейшего государственного становления, в результате чего за три десятилетия русский народ в своём историческом развитии преодолел века, предстал истории в новом политическом качестве. От серой и почти безликой массы ещё в начале царствования Ивана Грозного он развился до влиятельнейшей силы, со своими собственными общенародными вождями из своей же среды, со своим собственным воздействием на судьбу государства, со своим собственным норовом и характером, с каким уже не мог не считаться правящий класс.

И только наша интеллектуальная расхлябанность, сложившийся косный догматизм образовательных традиций мешают увидеть в Великой Смуте — названии данном позже правящим классом и уже потому односторонне выражающим определённые интересы, глубоко неверном, по сути, — столь значительное событие в становлении нашей самобытной цивилизации, что невольно напрашивается сравнение этой Смуты с революцией в Нидерландах. Уже по тому размаху потрясений, по полному развалу старой государственной машины, по многолетней ожесточённости Крестьянской, — а по существу Гражданской, — войны, по тому, какими из её горнила вышли все общественные слои, по тем следствиям для всех сторон жизни, в том числе хозяйственным и торговым, этот период нашей истории в не меньшей мере заслуживает названия революционного, чем в истории Нидерландов их Гражданская война.

Другой вопрос, что, став следствием трагических последствий татаро–монгольского ига, общая низкая грамотность, отсутствие университетов, традиций серьёзной образованности, отсутствие широкого торгового обмена с западноевропейскими рынками не позволили сформироваться достаточной городской политической культуре самоорганизации у купеческого и городского мастерового люда. И купечество, поддержанное было в своём стремлении добиться политического влияния царём Иваном Грозным, в конечном итоге, не смогло стать самостоятельной силой, было задушено и политически истреблено Борисом Годуновым по требованию боярства, почему и не смогло воспользоваться Великой Смутой, как этого удалось добиться в Нидерландах их купечеству. Это другой вопрос. Но, вплоть до установления Петром Великим бюрократического абсолютизма, в России народное общественное самосознание развивалось стремительно, политическая значимость мнений купеческой и мещанской среды о государственной политике нарастала весь ХVII век.

И то, как быстро, дав единственный, уникальный пример в мировой истории, — что отметил ещё Ш. Монтескьё, — как быстро полностью сухопутное государство, с полностью сухопутным по умозрению населением, при жизни и деятельности одного только царя Петра I стало морской державой первой величины, уже это подтверждает внутреннюю готовность податного сословия, народных слоёв к быстрым переменам образа жизни, к конституционной монархии. Сам удивительный характер Петра Великого, чисто народный характер по страстям и порокам, по способностям к живому самовоспитанию и самообразованию, мог быть порождён только народным уровнем государственного сознания лучшей части правящего класса, каким тот сложился при первых царях династии Романовых под влиянием внутриполитических обстоятельств. Этот народный характер Петра Великого есть прямое подтверждение и следствие той великой народной революции, какую Северная Русь, Московия пережила после совершенного Ермаком покорения Западной Сибири.


IХ.

Нам сейчас просто необходим принципиально новый политический подход в понимании того, что произошло тогда в нашем историческом становлении, — конечно, если мы действительно намерены разбудить дух народа, вызвать к жизни деятельный динамизм и энергию миллионов русских людей. Надо народу вернуть веру в себя, пробудить в нём то, что дремлет в глубине его коллективного подсознания. Вернуть ему то, что он всегда чувствовал и выражал через собственные сказки, давшие жизнь сказкам Пушкина, Ершова, Аксакова, Л. Толстого и других талантливейших писателей, через взлёт изумительной народно–национальной культуры в эпоху после отмены крепостного права.

Заслуживающие доверия свидетели революционных потрясений 1905–го и 1917–го годов указывают, что накануне в народной среде часто слышалась песня, в которой вспоминался Ермак, сидевший на диком бреге Иртыша и объятый своей думой, — и пелась она с особой выразительностью. Можем ли мы сейчас, говоря о революционных преобразованиях, не считаться с этим? Можем ли мы не считаться с тем, что потрясения основ общественных отношений Московского государства, разразившиеся после завоевания Ермаком Западной Сибири, были нашим величайшим историческим событием, достойным гордости, были подлинной народной революцией, сыгравшей в нашем становлении неизмеримо большее значение, чем даже Преобразования Петра Великого. И сами Преобразования Петра Великого стали только следствием той великой народной революции.

Выдающиеся народные писатели, художники и композиторы, так или иначе, не могли не ощущать своей творческой интуицией, что в официозной историографии не всё в порядке, когда речь заходит о том времени. И как только пробуждались народные движения в общественной жизни, так сразу же возбуждались страсти вокруг личности царя Петра I, вокруг его реформ, отнявших у народа политические возможности влиять на развитие собственного самосознания, но неизмеримо укрепивших государственно–бюрократическую абсолютистскую машину управления страной, создавших собственно аппарат самодержавия, возможно даже против желаний и намерений Петра Первого. Как только набирали влияние идеи народности в среде творческих деятелей культуры, так сразу же проявлялась тенденция художественных поисков в допетровских истоках, народно самобытных и по формам и по содержанию, что отразилось уже в творениях А. Пушкина.

То есть сама художественная интуиция и порождаемая ею мысль, при углублении политического воздействия народного духа на общественное сознание и на государство, оказывались волей–неволей вынуждены признать противонародность той имперской государственности, которую породил на нашей почве Пётр Великий, взрастили его Преобразования. В художественной форме эта интуиция подчёркивала, что официозная историография тенденциозна и во многом антинародна, антидемократична, антибуржуазна.

Уже в слове Смута, со всеми производными из него: смутьян, бунтовщик, — звучит явный классовый подход с очевидным желанием замолчать, а если не удастся замолчать, то очернить, переписать историю в явно одностороннем подходе, начать её Петром Первым со всеми его несомненно выдающимися победами в деле создания мощной государственной машины Российской империи. Вольно или нет, но в этом вопросе наши учебники истории, наша литература, наша современная культура прочно стоят на воззрениях отжившего феодального и полуфеодального правящего класса.

Однако историю остановить нельзя. И ближайшие десятилетия станут подъёмом духа народной самостоятельности в условиях городского образа жизни подавляющего большинства русских. Они приведут к осознанию, что мы есть совершенно особая, зарождающаяся цивилизация, которая опирается на свой богатейший историзм развития и богатейший опыт борьбы социальных политических сил, отражённый в поразительной культуре, глубокий демократизм которой уходит в глубь веков, являясь прямым отражением отнюдь не недавних политических завоеваний народа.


январь 1986 г.






Время не терпит



1.

Трудно найти русского, который бы не знал высказывания М. Ломоносова, чтоудно найти русского, который бы не знал высказывания М. Ломоносова, что "могущество России прирастать будет Сибирью". Но ведь могущество имеет не только материальное измерение. Огромные запасы сырья, водные ресурсы, энергетический потенциал, крупные предприятия — всё это, несомненно, важно, первостепенно важно. Однако проблемы раскрепощения "человеческого фактора" требуют обратить внимание на то, что Сибирь населена людьми с особым видением географического, межгосударственного экономического положения земли, на которой они живут, а потому имеющими некий собственный политический взгляд на взаимоотношения с европейской частью страны. И нужно, чтобы этот взгляд усиливал Россию, а не приводил к тому, чтобы сибиряки замыкались в своём мировосприятии. могущество России прирастать будет Сибирью". Но ведь могущество имеет не только материальное измерение. Огромные запасы сырья, водные ресурсы, энергетический потенциал, крупные предприятия — всё это, несомненно, важно, первостепенно важно. Однако проблемы раскрепощенияудно найти русского, который бы не знал высказывания М. Ломоносова, чтоудно найти русского, который бы не знал высказывания М. Ломоносова, что "могущество России прирастать будет Сибирью". Но ведь могущество имеет не только материальное измерение. Огромные запасы сырья, водные ресурсы, энергетический потенциал, крупные предприятия — всё это, несомненно, важно, первостепенно важно. Однако проблемы раскрепощения "человеческого фактора" требуют обратить внимание на то, что Сибирь населена людьми с особым видением географического, межгосударственного экономического положения земли, на которой они живут, а потому имеющими некий собственный политический взгляд на взаимоотношения с европейской частью страны. И нужно, чтобы этот взгляд усиливал Россию, а не приводил к тому, чтобы сибиряки замыкались в своём мировосприятии. могущество России прирастать будет Сибирью". Но ведь могущество имеет не только материальное измерение. Огромные запасы сырья, водные ресурсы, энергетический потенциал, крупные предприятия — всё это, несомненно, важно, первостепенно важно. Однако проблемы раскрепощения "человеческого фактора" требуют обратить внимание на то, что Сибирь населена людьми с особым видением географического, межгосударственного экономического положения земли, на которой они живут, а потому имеющими некий собственный политический взгляд на взаимоотношения с европейской частью страны. И нужно, чтобы этот взгляд усиливал Россию, а не приводил к тому, чтобы сибиряки замыкались в своём мировосприятии. человеческого фактора"требуют обратить внимание на то, что Сибирь населена людьми с особым видением географического, межгосударственного экономического положения земли, на которой они живут, а потому имеющими некий собственный политический взгляд на взаимоотношения с европейской частью страны. И нужно, чтобы этот взгляд усиливал Россию, а не приводил к тому, чтобы сибиряки замыкались в своём мировосприятии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К СИБИРИ НА ВЫ"

Книги похожие на "К СИБИРИ НА ВЫ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей ГОРООДНИКОВ

Сергей ГОРООДНИКОВ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей ГОРООДНИКОВ - К СИБИРИ НА ВЫ"

Отзывы читателей о книге "К СИБИРИ НА ВЫ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.