Генрик Панас - Евангелие от Иуды
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Евангелие от Иуды"
Описание и краткое содержание "Евангелие от Иуды" читать бесплатно онлайн.
Принеся в святилище обет, он, возможно, год, два или более провел на Иордане у кого-нибудь из благочестивых анахоретов, иначе, один в пустыне, он вряд ли выжил бы при своей неприспособленности. Позже, по истечении срока обета, прельщенный общинной библиотекой и возможностью занятий, и еще замешкался у сектантов. Однако весьма сомневаюсь, выдержал ли он весь двухгодичный срок: тяжелый физический труд, обязательный у назореев, суровая дисциплина иерархического послушания едва ли пришлись ему по нраву.
29. Подобные догадки - особо оговариваю, все сие одни только догадки навели меня на мысль, может, там-то Иисус и познакомился с Иоанном или случайно услышал о новом пророке, который, по всей видимости, в начале своей пророческой карьеры отличался либеральной снисходительностью, снискал, особенно среди простого люда, немалую славу, иначе отколе бы взялись толпы заступников его. Тяжко, однако, питаясь кореньями и акридами, изнемогая от зноя и коченея холодными ночами, долго поддерживать спокойствие духа, буде к тому же спокойствия нету в характере. Оттого, верно, Иоанн, ума язвительного и негибкого, не терпел среди своих близких никакой оппозиции. У меня имелись основания полагать, что тут-то и сидела заноза разногласий между ним и Иисусом.
Вспоминая порой о сем коршуне пустыни, Иисус скупился на добрые слова, чаще отмалчивался, а если что и говорил, то весьма саркастически. Воспротивился он и крещению учеников своих, принятому и ессеями и Иоанном, хотя приверженцы Иоанновы, приведенные к нам Андреем, усиленно домогались оного.
30. В родное местечко вернулся Иисус после десятилетнего отсутствия. Приняли его поначалу доброжелательно, как мужа в некоем смысле святого, пока не начал он пророчествовать и проповедовать, будто по меньшей мере взысканный самим Илией. За работу он снова не взялся, а время убивал, по разумению людей деловых, на пустые тары-бары и снова оказался в разладе с Иудой. К тому же хазан и старейшины синагоги завели интриги и попросту ославили Иисуса маньяком. Об этом люди говорили со мной неохотно, намеками, будто о чем постыдном, посему не стану приводить доводов ни за, ни против: одно важно - Иисус быстро покинул родное селение и вконец разошелся с земляками.
31. Ты верно, мой друг, заметил - до сих пор не коснулся я ни царской, ни божественной генеалогии Иисуса, о чем трактуется подробно в сочинениях, почитаемых Иисусовой сектой, дабы утвердить повсеместно его культ; однако в ту пору, о коей речь, ни мне, ни кому другому и на ум не всходило, что через два-три десятка лет доведется читать подобные бредни.
Ты любопытствуешь узнать сколь можно более - я привожу единственно мои тогдашние мотивы розысков и их плоды. Я четко отделил весьма основательные домыслы от собранных фактов; говоря языком юристов, их можно поставить под сомнение как улики косвенные, но, с другой стороны, улики эти отнюдь не высосаны из пальца.
В моей библиотеке собрано почти все, что до сей поры понаписали об Иисусе. Это не литература в полном смысле слова, по моему заключению, списки служат лишь на потребу разным общинам Иисусовой секты, а иные из них просто тайные писания, со тщанием укрываемые от непосвященных; однако все идет к тому, что вскорости какой-нибудь историк нового культа вслед за Плутархом из Херонеи, одарившим нас в "Сравнительных жизнеописаниях" мифической историей достославных мужей, попытает свои силы в столь же фантастичной биографии учителя. Я вознамерился разделаться со всем этим вздором и анекдотами в свое время, да, может, и к лучшему именно сейчас просветить тебя насчет темных писаний, собранных в библиотеке и у тебя и у меня.
32. Начать, пожалуй, следует с того, что вся сия так называемая литература буйно расцвела в спорах между правоверными иудеями и отщепенцами на тему, был ли Иисус истинным мессией.
В те далекие времена мессия нес повинность всемерно споспешествовать возрождению славы Израиля. И любого к сему причастного признали бы мессией, хоть ошибись все древние пророки, вместе взятые. Ведь девяносто pro centum пророчеств - энигматические головоломки, в них так ли, иначе ли нашли отзвук устремления подневольного народа, и понять несусветную мешанину разных чаяний разве только в ту пору и удалось бы, ныне же потому и спорят все вкривь и вкось. К вопросу вернусь в надлежащее время.
Когда сектанты все смелее оглашали Иисуса тем самым предреченным мессией (кстати, их доводы - плод весьма буйного воображения), все соферим, прежде мимо ушей пускавшие мессианские идеи, а после трагедии Иудейской войны и вовсе отложившие все надежды ad calendas graecas {До греческих календ (лат.) - то есть на неопределенный срок.}, понуждаемые на этот раз нелепостью писаний и распространением Иисусова культа, обрушили великий гнев сразу на два фронта. Сперва тщательно собрали они все истинные и мнимые пророчества касательно мессии; из оных два наиболее существенных - о родословной из колена Давидова и возрождении Израиля (многое, и весьма важное, за недостатком места оставляю в стороне). Далее, соферим взялись осмеивать Иисуса, происходившего из амхаарцев, то есть из простонародья; галилеяне а priori простолюдины, и потому Иисус не принимался серьезным кандидатом в мессии, напротив, заслуживал всяческой хулы.
В подобных спорах не сыщешь сильнейшего оружия, нежели высмеять либо очернить противника. Уже двадцать лет я наблюдаю этот поединок, и ведется он с яростию, равной наивности, если не глупости, обеих сторон. Справедливо судят: nomina stultorum scribuntur ubique locorum {Имена глупцов написаны повсюду (лат.).}.
У соферим не нашлось почитателей Иисуса, его культ взрастал среди бедняков и нищих, имевших весьма туманное представление об эсхатологии ессеев. И только после Иудейской войны, когда перебили ессейских старейшин и разрушили убежище сынов света на Мертвом море, рассеянные по всем землям приверженцы обеих сект, уразумев идейную близость, обрели наконец общий язык, а пастыри под давлением раввинских школ заинтересовались пророчествами. Но ни они, ни противники их не ведали и самой малости о жизни Иисуса - о его служении и бунтарстве. Величайшее злодеяние - Иудейская война предала огню и мечу цветущий край, обратила в прах грады и веси, а людей свободных - в рабов, все живое разметала по свету. Малочисленные очевидцы жизни и учения Иисуса, уцелевшие в военных потрясениях, все, что ведали, подчинили своеволию культа, ежели были сторонниками, противники же служили его врагам худым словом, пагубными толками, злоречием, поношением.
33. Подробности поусердствую сообщить тебе в самом конце, коль успею, пока же размыслим, когда могла явиться легенда о рождении и юности учителя.
Так вот, после смерти Иисуса, еще до войны, его учение робко принялось в местечках и селеньицах на Генисаретском озере, в общинах, им основанных наподобие ессейских. Пока Иисуса помнили, особой надобности в историографии не замечалось - и так повсеместно веровали и посейчас верят в скорое его пришествие.
Ученики и последователи весьма прилежали заветам учителя, а по существу - собранию благородных речений стародавнего Закона. Из Иисусовых сентенций охотнее вспоминали нравоучения и единственное гласимое им пророчество: о грядущем дне господнем, о близости царствия божия...
Царствие божие естественно мыслилось этакой универсальной монархией под эгидой Израиля (Imperium Judaicum), раскинувшейся по всему orbis terrarum {Круг земли (лат.) - то есть весь земной мир.}, где кесарем явится сам Яхве. Иисус в таковом миропорядке, вне всяких сомнений, себя не видел, положил себе скромную роль мессии и ни о чем ином не помышлял.
Сорок лет спустя после военной катастрофы, когда свидетелей и участников событий все менее и менее оставалось в живых, пробился первый неуверенный миф о мессии. Изустно передаваемые вести утеряли понемногу всякое правдоподобие, ибо наперед всего касались более важных дел неземных.
Тогда-то и явились первые записи Иисусова учения, о главной же тайне в них покамест и намекать не отваживались.
В моих собраниях такие записи испещрены чудовищными ошибками, так что с первого взгляда легко угадать их создателей или переписчиков. Ни в одном свитке ничего не сыщешь о жизни Иисуса, отринуто все, кроме нравоучений, добрую половину из них я вовсе не слыхивал, хотя возможно, Иисус и сказывал нечто подобное.
Когда тайна разнеслась далеко окрест (невозможно удержать в узком кругу столь захватывающую весть), тот же час ей воспротивились соферим - тогда-то и сподобился Иисус биографии. Наивные историотворцы, имевшие в своем распоряжении не слишком-то обильные сведения, прибегли к гениально простому приему: ничтоже сумняшеся приладили факты к пророчествам либо стихам из Писания.
Один из этих дилетантов подчистил для наипервейших нужд - и без всяких скрупулов - предания о древних народных героях, а понеже недостало ему знания ни истории, ни Писания, нагромоздил таких нелепостей, что даже его последователи и доброжелатели Иисусовы не рискнули повторить сии благоглупости, предпочитая свои собственные измышления, едва ли более достоверные.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Евангелие от Иуды"
Книги похожие на "Евангелие от Иуды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Генрик Панас - Евангелие от Иуды"
Отзывы читателей о книге "Евангелие от Иуды", комментарии и мнения людей о произведении.


















