Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
ШАХМУРАДЯН, Арменак Саркисович (1878- 14.IX.1939) - арм. артист оперы (тенор). Учился в Эчмиадзинской духовной семинарии у Комитаса. Окончил парижскую Консерваторию (1910), брал уроки пения у П. Виардо-Гарсиа. Дебютировал в Париже в партии Фауста (1910) в т-ре "Гранд-Опера", где пел в течение двух лет. В дальнейшем выступал как концертный певец, исполняя с большим успехом арии из опер, песни (особенно арм. народные) и романсы. С 1914 жил в США.
Ш.- один из выдающихся представителей школы Комитаса, к-рая соединяет европ. вок. технику с традициями нар.-несенного арм. иск-ва. М. Мур.
ШАХНАЗАРЯН, Тамара Константиновна [р.4(17).!. 1901 J - арм. сов. артистка оперы (меццо-сопрано), педагог. Засл. арт. Арм. ССР (1939) и засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1931 окончила вок. ф-т Ереванской консерватории (класс Е. А. К агаровой). В 1932-48 - солистка Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Ш.первая исполнительница партии Алмаст (о. п. Спендпарова) на арм. сцене.
Партии: Русская боярышня ("Храбрый Назар" Степа-няна), мать Саро, мать Ануш ('Ануш" Тиграняна), Нано ("Даиси" Палиашвили), Полина ("Пиковая дама"), Аксинья ("Тихий Дон"), Сузукп ("Чио-Чио-сан), Зибель ("Фауст"), Мерседес ("Кармен"), Маллика ("Лакме") и др.
С 1935 ведёт педагогич. работу, с 1961 - профессор Ереванской консерватории. Автор методпч. работ. А. Ив.
ШАХОВСКАЯ (наст. фам.-Р ж е п и ш е в с к а я), Галина Александровна [р.7(20).II.1908] - рус. сов. балетмейстер и режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). В 1929 окончила Моск. хореографич. техникум им. Луначарского, в 1930 - актёрско-режис-сёрское отделение ГЭКТЕМАСа. Балетмейстерскую деятельность начала будучи студенткой техникума. В 1936-47 работала балетмейстером и танцовщицей на эстраде. С 1940 балетмейстер, а в 1942-65 - гл. балетмейстер Моск. т-ра оперетты. Наряду с клас-сич. танцами ставит акробатич., характерные, гротесковые танцы.
Пост. танцы в опереттах: "Взаимная любовь" Каца (1940), "Марица" Кальмана (1943), "Летучая мышь" И. Штрауса (1946), "Вольный ветер" (1947) и "Белая акация" (1955) Дунаевского, "Трембита" (1949) и "Цирк зажигает огни" (1960) Милютина, "Самое заветное" Соловьёва-Седого (1952), "Москва, Черемушки" Шостаковича (1959), "100 чертей и одна девушка" Хренникова (1963), "Моя прекрасная леди" Лоу (1964).
Выступает и как режиссёр, пост. совм. с В. А. Канделаки- "Только мечта" (1959), "Летучая мышь" (1962); совм. с С. Л. Штейном - "Поцелуй Чаниты" Милютина (1957), "Ночь в Венеции" Штрауса (1964, Одесский т-р муз. комедии); ставит танцы и в драматпч. спектаклях - "Маскарад" и др., а также в кинофильмах. В 1930-36 вела педагогич. работу (Ин-т кинематографии, Москва, и др.). М.Лифш.
ШАХОВСКОЙ, Александр Александрович [24. IV (5.V).1777-22.1(3.11).1846], князь,- рус. писатель, драматург, театр. педагог, режиссёр. Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те. В 1802 назначен членом Театр. к-та при Дирекции ими. т-ров. В 1803 был послан за границу для ознакомления с европ. т-ра-ми (гл. обр. французскими). До 1826 (с небольшими перерывами) руководил петерб. драм. труппой п театр. уч-щем. Член Российской академии (1810), лит. об-ва "Беседа любителей русского словам (1811-16).
Ш. написал св. 100 драм. произв. (среди нихмн. вольных переводов и переделок для сцены). В 1810-20-х гг. пьесы Ш. и особенно его комедии занимали значительное место в репертуаре т-ров Москвы и Петербурга. Первая комедия Ш. "Женская шутка" (шла в 1795 в Петербурге) не сохранилась. Известность ему принесла комедия "Новый Стерн" (1805), полемически направленная против писателей-сентименталистов. Родоначальник русского водевиля, Ш. стремился насытить этот жанр патриотическими идеями, сюжетами и образами, взятыми из рус. истории ("Казак-стихотворец", 1812, "Ломоносов, или Рекрут-стихотворец", 1814), большое внимание уделял совр. тематике. Так, в водевиле "Крестьяне, пли Встреча незваных" (1814) показано изгнание французов из России во время войны 1812. В комедии "Урок кокеткам, или Липецкие воды" (1815) автор дал картину рус. дворянского об-ва после Отечеств, войны 1812, сатирически изобразил галломанию. Пустое и тщеславное увлечение крепостным т-ром обрисовал Ш. в трилогии "Полубарские затеи, или Домашний театр" (1808, роль Тран-жирпна позднее стала одной из лучших ролей Щепкина), "Чванство Транжирина, или Следствие полубарских затей" (1822), "Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина" (1832). Мотовство дворянства осмеяно в комедии "Пустодомы" (1819). Однако сатира Ш., его борьба с франц. влиянием, патриотизм носили монархически-охранительный характер. В своих переводных водевилях Ш. часто прибегал к наивной русификации, псевдонародностп (против этих тенденций выступали А. С. Грибоедов и Н. П. Хмельницкий) .
В период обществ, подъема конца 10-х-нач.,20-х гг. 19 в., связанного с преддекабристскими настроениями, Ш. сблизился с Грибоедовым. П. А. Катениным, В. К. 11юхельбекером. В 1818 совм. с Грибоедовым и Хмельницким написал комедию "Своя семья, или Замужняя невеста" (Ш. принадлежит замысел, осн. канва развития сюжета и общая ред.). Если раньше Ш. защищал позиции классицизма, то в этот период он стремится приобщиться к новому лит. движению эпохи - романтизму; он переделывает для сцены романы В. Скотта, поэмы Пушкина, пьесы Шекспира. В 20-30-е гг. Ш. написал пьесу в стиле роман-тич. представлений тех лет "романтическое зрелище с воинскими потехами, танцами, играми, орьбой и большим спектаклем" - "Сокол князя Ярослава, или Суженый на белом коне" (1823), драму "Дву-мужница" (1830), переделал для сцены "Пиковую даму" Пушкина ("Хризомания", 1836).
Из пёстрого, неравноценного в художеств. отношении лит. наследия Ш. наибольший интерес представляют его комедии. Ш. преодолел однообразие распространённого в то время александрийского стиха, ввёл разностопный ямб, простую "грубую" речь, его стих обладал меткостью, афористичностью. Достижения Ш. в области языка были развиты Грибоедовым.
Как режиссёр и театр. педагог Ш. добивался общей слаженности спектакля, стремился пробудить в актёре не только ответственность за исполнение своей рели, но и внимание к игре партнёров. В романтич. "волшебные представления" он широко вводил музыку, танцы, разл. зрелищные эффекты.Среди учеников Ш.- Е. С. Семёнова, В. А. Каратыгин. Особенно велики заслуги Ш. в деле подготовки актёров комедии. В 1811 он организовал т. н. "Молодую труппу", выступавшую с комедийным репертуаром. В состав этой труппы входили воспитанники Ш.- И. И. Сосницкий, Я. Г. Брянский, Е. П. БЬбров, М. И. Валберхова, Л. О. Дюрова, А. Е. Асенкова, А. Н. Рамазанов и др.
Соч.: Сочинения, СПБ, 1899; Комедии. Стихотворения, Л., 1961 (вступ. ст. А. Гозенпуда); Водевили, в кн.:
Русский водевиль, Л.- М., 1959 (вступ. ст. В. В. Успенского); Театральные воспоминания, "Репертуар и Пантеон", 1842, № 5.
Лит.: Слонимский А. Л., Комедии первой четверти XIX в., в кн.: История русской литературы, т. 5, М.- Л., 1941. Л. Лит.
ШАХРАЙ, Владимир Матвеевич [р. 21.11(5.111). 1898] - рус. сов. режиссёр и артист оперы (баритон). Засл. арт. БССР (1944). Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1920 окончил Одесскую консерваторию (класс пения
Ю. А. Рейдер). В 1920-32 - солист оперных т-ров Одессы, Москвы, Саратова, Баку и Новосибирска. С 1932 - реж. оперных т-ров Минска, Горького! др. В 1952--64 - гл. реж. Киргизского театра оперы ц балета.
Партии: Онегин; Жермон ("Травиата"), Мизгирь ("Снегурочка"), Зурга ("Искатели жемчуга" Бизе), Невер ("Гугеноты" Мейербера), Мазепа (о. п. Чайковского) и др.
Пост.: "Кастусь Калиновский" Лукаса (1947), "Черевич-ки" (1949), "Демон" (1951) - Белорусский т-р оперы и балета; "Овод" Спадавеккиа (1959), "Долина" д'Альбера (1960) - Челябинский т-р оперы и балета; "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1962) - Т-р оперы и балета им. Абая (Алма-Ата); "Молодые сердца" Абдраева (1953), "Князь Игорь" (1954), "Проданная неьеста" (1955); "Опричник" Чайковского (1957), "Борис Годунов" (1960); "Джамиля" Раух-вергера (1964), "Сказка о царе Салтане" 1964) -Кирг. т-р оперы и балета (Фрунзе). Д, Бр
"ШАХСЕНЕМ"- опера Р. М. Глиэра, либр. М. П. Гальперина. Пост. 17 марта 1927, Баку (на рус. яз.; дирижёр Павлов-Арбенин, реж. Варламов; Бахрамбек-Никольский, Шахсенем - Красницкая, Ашиг Гариб - Лопатин). 2-я ред. либр. М.П. Гальперина и Дж. Джабарлы, пост. на азерб. яз., 1934, Баку [дирижёр Глиэр, пост. Просторов, худ. Вирса-ладзе, балетм. Кононович; Бахрамбек - Никольский, Баги-ров, Шахсенем- Мамедова, Ашик Гариб - Бюль-Бюль (Ма-медов), Хани.- Ганджинская, Шахвелед - Багиров].
Я. Гр.
ШАШКИНА, Джамиля (р, 2.X.1914)-казах, сов. актриса. Нар. арт. Казах. ССР (1962). Чл. Коммунис-тич. партии с 1952. В 1935-36 училась в ГИТИСе. В 1937-38-солистка Т-ра оперы и балета им. Абая. С 193 работает в Карагандинском казах, драм. т-ре. Играет преим. лирич. и драматич. роли. Выступала в муз. спектаклях.
Роли: Жибек, Баян ("Кыз-Жибек", "Козы-Корпеш и Баян Слу" Мусрепова), Енлик ("Енлик и Кебек" Ауэзова), Кру-чинина ("Без вины виноватые"), Лауренсия ("Овечий источник"), Луиза ("Коварство и любовь"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Шага (о. п. Майлина), Батес ("Светлая любовь" по Муканову), Назым ("Потерянный дневник" Хасено-ва), Шарбан ("Сердце поэта" Шашкина), Толганай ("Материнское поле" по Айтматову), Диана ("Собака на сене") и др. /Г. //.
ШВАНГИРАДЗЕ, Нина Ясоновна (р. 14.IX. 1917)- груз. сов. театровед, театр. критик. Окончила фило-логич. ф-т Тбилисского ун-та. В 1947 начала педаго-гич. работу в Тбилисском театральном институте, театральных студиях. Автор ряда книг и статей по груз. т-ру.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.